Весь корабельный такелаж сканворд 8 букв. Морская практика для матроса А. И. Литвиненко. Конспект по «морской практике»

§ 5. РАНГОУТ И ТАКЕЛАЖ СУДНА С МЕХАНИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ

На транспортных судах с механическим двигателем рангоут (рис. 4) служит для крепления грузовых стрел, установки антенн и различных средств сигнализации. В общем случае рангоут такого судна состоит из грузовых мачт и полумачт (так называемых грузовых колонок) с прикрепленными к ним гру-

Рис. 4. Рангоут и такелаж судна с механическим двигателем:
1 - грот-стеньга; 2 - грота-ванты; 3 - грот-мачта; 4 - грузовые стрелы; 5 - флаг-шток; 6 - грот-стень-контр-штаг; 7 - грот-стень-фордун; 8 - гафель; 9 - грот-стень-штаг; 10 - полумачта; И-труб-штаги; 12 - сигнальный леер; 13 - антенна; 14 - сигнальные-фалы; 15 - фор-стень-фордун; 16 - фор-стеньга; 17 - фор-стень-штаг; 18 - фока-штаг; 19 - фока-ванты; 20 - фок-мачта

Рис. 5. Сигнальные мачты:

а - 1 - мачта; 2 - антенна РП; 3 - сигнальные огни; 4 - гафель; 5 - контрштаг; 6 - радио-антенна; 7 -клотикоеый огонь; 8-стеньга; 9 - антенны РЛС; 10 - штаг; И - фалы; б - 1 - мачта; 2 - штаг; 3 - топенанты сигнального рея; 4 - топенанты антенного рейка; 5 - клотиковый огонь;
6 - антенный реек; 7 - стеньга; 8 - сигнальный рей; 9 - ванты; 10 - сигнальные фалы

зовыми стрелами, легких сигнальных мачт, сигнальных и антенных реев, кормового флагштока и небольшого гафеля, на котором на ходу поднимается государственный флаг.

I На таких судах, как пассажирские, танкеры, рудовозы и другие, не имеющих развитого грузового устройства в виде огрел, рангоут либо вовсе отсутствует, либо имеется лишь в виде легких сигнальных мачт (рис. 5).

] Наибольшее развитие рангоут имеет на судах, предназначенных для перевозки штучных грузов.

На сухогрузных судах большой грузоподъемности бывает до 20 грузовых стрел и более. Для их крепления на судне устанавливают специальные грузовые мачты и колонки. В этом случае сигнальные огни, радиоантенны и т. п. располагаются на стеньгах грузовых мачт.

Поскольку с навигационной точки зрения для этой цели достаточно всего двух мачт, то на большинстве судов, независимо от их размеров, устанавливается, как правило, не более двух грузовых мачт, к которым крепится по две, четыре или пять стрел. Для крепления остальных стрел устанавливают парные грузовые колонны-полумачты. Мачты именуются так же, как и на парусных судах: фок-мачта, грот-мачта и т. д. Грузовые колонны называют просто носовые, кормовые или по шпангоутам, в районе которых они установлены.

В настоящее время наибольшее распространение имеют следующие конструкции грузовых мачт: одиночные и П-образные.

Оба указанных типа мачт имеют соответствующий стоячий такелаж. В связи с тем, что проводка снастей стоячего такелажа часто мешает работе грузовых стрел, на судах последних лет постройки встречаются мачты без стоячего такелажа, которые выполняются в виде:

Одиночных мачт увеличенного диаметра; треногих мачт; двуногих JI-образных мачт.

Одиночные мачты с вантами (рис. 6) для увеличения выноса стрел за борт обычно имеют в нижней части траверсу, а в верхней - прочный удлиненный салинг. Концы траверсы присоединяют к небольшим грузовым колонкам, одновременно служащим вентиляторами, или укрепляют на специальных стойках. На траверсе укрепляют башмаки шпоров легких стрел. На самой мачте эти башмаки устанавливают только в том случае, если мачта вооружается одной стрелой. На салинге крепят отводные блоки топенантов стрел и ходовые концы стень-вант. Стеньга с мачтой, как правило, изготовляется как одно целое.

Иногда на судах, которым часто приходится проходить под мостами, стеньги делают спускными. В этом случае их устанавливают над мачтой и убирают внутрь ее (так называемые телескопические мачты) или устанавливают около мачты.
как на парусных судах. Спуск и выстреливание стеньги осуществляется при помощи специальной снасти - стень-вынтрепа (рис. 7). В поднятом положении стеньга удерживается одним или двумя шлагтовами.

П-образные, или портальные, мачты (рис. 8) состоят из двух полумачт, топы которых соединены траверсой, образующей салинг. В середине салинга устанавливается стень-

га, которая, как и в одиночной мачте, может быть спускной. П-образные мачты применяются в тех случаях, когда необходимо установить стрелы с большим выносом за борт.

Башмаки для шпоров стрел устанавливаются непосредственно на полумачтах. У топов полумачт крепятся и блоки топенантов стрел.


Одиночные безвантовые мачты по своему внешнему виду напоминают одиночные мачты с "вантами и отличаются от них большей массивностью и формой сечения. Сечение у таких мачт может быть не только круглым, но и овальным или
даже квадратным. Стеньга с мачтой изготавливается как одно целое и имеет стень-такелаж.

Треногие мачты на судах устанавливаются очень редко, так как подкосы, заменяющие ванты, загромождают палубу около мачты. Такие мачты применяются только при установке тяжеловесных стрел грузоподъемностью более 100 т либо на судах, имеющих всего одну-две стрелы и не перевозящих палубные грузы, например ледоколах, буксирах и т. п.

Большое распространение на современных судах получают двуногие Jl-образные мачты (рис. 9), имеющие в сечении форму эллипса и связанные в верхней части салингом. Башмаки шпоров стрел крепятся непосредственно на мачте, а блоки топенантов стрел - на салинге. Jl-образные мачты без-такелажа могут нести до четырех стрел грузоподъемностью по 3-5 т.

При вооружении тяжеловесными стрелами мачту на время работы подкрепляют съемным стоячим такелажем.

Преимуществом мачт этого типа является их меньший вес по сравнению с одиночными мачтами и возможность получения большого выноса стрел.

Все грузовые мачты на транспортных судах в болыпинстве

случаев устанавливают так, чтобы обух шпора стрелы и отводного блока топенанта у мачты были примерно в одной вертикальной плоскости. Этим создаются наиболее благоприятные условия для работы стрел.

Нижние концы мачт в большинстве случаев закрепляются в пяртнерсе на верхней палубе и в степсе, установленном на

Палубе твиндека, или в трюме на двойном дне. Если мачта проходит через рубки, имеющие прочную конструкцию, то пяртнерс может быть установлен на крыше рубки, а степс - на верхней палубе (рис. 10).

На небольших судах при вооружении мачт стрелами малой грузоподъемности шпоры мачт могут крепиться непосредственно на верхней палубе при помощи трех-четырех книц, приваренных к палубе, настил которой в этом месте подкрепляется и делается утолщенным.

Так как грузовые мачты никогда не устанавливают рядом с ходовым мостиком, то для удобства осуществления флажной сигнализации на стень-штаг-карнаке либо на фор-стень-контр-штаге над мостиком закрепляют несколько небольших блоков. Через эти блоки проводят сигнальные фалы, ходовые концы которых крепят на верхнем мостике или на крыльях ходового мостика.

Способы проводки снастей бегучего такелажа и их количество зависят от расположения мачт на судне, их конструкции и грузового вооружения. Так, например, на мачтах, имеющих тяжеловесные стрелы, некоторые снасти делают съемными и заводят только при работах с тяжеловесной стрелой. У П-образных мачт, если при них нет тяжеловесных стрел, установленных посередине, для крепления полумачт очень часто применяется крестовая проводка вант.

При такой проводке вантина от левой по-лумачты крепится на правом борту, а от правой - на левом.

Рис. 11 Крепление ходовых концов стоячего такелажа: а -к обуху; б-к вант-путенсу; 1 - обух; 2 - талреп; 3 - вант-путенс

Чтобы стоячий такелаж не мешал при выполнении грузовых операций, стремятся уменьшить количество снастей за счет увеличения их толщины. На мачтах, вооруженных тяжеловесными стрелами, снасти стоячего такелажа иногда делают двойными или тросы заменяют звеньями стального прутка.

Коренные концы снастей крепят при помощи скоб к специально приваренным обухам на стеньгах и мачтах. Ходовые концы присоединяют к талрепам, которые крепят к обухам, установленным непосредственно на верхней палубе или шир-стреке, или же к вант-путенсам (рис. 11). Вант-путенсы желательно устанавливать на низкопалубных судах, чтобы предохранить талреп от преждевременного износа вследствие попадания морской воды.

Для подъема на салинги с целью осмотра и смазки блоков топенантов и прочих деталей вооружения грузовых стрел на мачтах устанавливают скоб-трапы из пруткового железа.

Подробное описание вооружения и крепления грузовых стрел, приведено в гл. IX «Грузовое устройство».

(назначение, состав, меры безопасности при обслуживании).

Рангоут судна с механическим двигателем - это деревянные или металлические конструкции, воспринимающие нагрузки, действующие на грузоподъемные устройства и обеспечивающие несение огней, дневных сигналов, государственного флага и антенн.

К рангоуту судна с механическим двигателем относятся грузовые мачты и полумачты (колонны для грузовых стрел), грузовые стрелы, сигнальные мачты, кормовой флагшток, гафель и гюйсшток.

Грузовые мачты судов несут на себе грузовые стрелы или другие грузоподъемные устройства и одновременно могут выполнять все функции сигнальных мачт.

Большие суда, как правило, имеют две мачты: фок-мачту (передняя, т.е. первая от носа судна) и грот-мачту (задняя, т.е. вторая от носа судна). Малые суда могут нести одну мачту, которая называется грот-мачтой.

В общем случае мачта представляет собой стальную трубчатую цилиндрическую или коническую конструкцию. Верхний конец мачты называется топом, нижний - шпором. Продолжение мачты вверх называется стеньгой. В большинстве случаев деление мачты на собственно мачту и стеньгу лишь условно. Стеньги носят названия по мачтам: фор-стеньга, гротстеньга.

Для установки грузовых стрел на сухогрузных судах большой грузоподъемности, кроме грузовых мачт, применяют также цилиндрические или конические трубчатые одиночные и парные конструкции, которые называются полумачтами или грузовыми колоннами.

По конструкции грузовые мачты бывают одиночные, П-образные, двуногие (Л-образные) и трехногие.

К мачтам и стеньгам, как к неподвижному рангоуту крепится подвижный рангоут, который может разворачиваться вокруг мачт, и стеньг или перемещаться по ним вверх или вниз. К такому рангоуту в первую очередь относятся грузовые стрелы.

Грузовая стрела балка, шарнирно соединенная с мачтой и обеспечивающая соответствующее расположение груза и про ведение грузовых операций.

Рангоут, закрепленный за середину мачты или стеньги, называется реем, а закрепленный за один из концов - гафелем.

Рей - это металлическая или деревянная часть рангоута которая крепится к мачтам или стеньгам в горизонтальном положении перпендикулярно диаметральной плоскости судна. На нём располагаются одношкивные блоки, в которые основываются сигнальные фалы. Концы рея называются правым и левым ноками соответственно бортам судна. Если на мачте рей не один, то нижний рей на фок-мачте называется фока-рей, на грот-мачте - грота-рей. Верхний рей на фок-мачте называется фор-марса-рей, на грот-мачте - грот-марса-рей. На сугубо сигнальных мачтах верхний рей называется антенный рей, нижний - сигнальный рей.

Гафель располагается на грот-мачте ниже грота-рея под углом (если на мачте имеется грота-рей). Нижняя часть гафеля называется пяткой, верхняя - ноком. В нок гафеля врезан шкив для прохода фала с государственным флагом, который поднимается на гафеле на ходу судна.

Флагшток - металлический или деревянный шток, установленный на корме судна, который предназначен для подъема государственного флага, когда судно стоит на якоре или у причала.

Такелаж судна - это совокупность снастей служащих для поддержания и крепления рангоута, а также для подъема и спуска грузов, шлюпок, трапов, сигналов и т.п. Такелаж разделяется на стоячий и бегучий.

Стоячий такелаж служит для жесткого крепления рангоута, а также для восприятия части внешних сил, действующих на рангоут. Снасти стоячего такелажа_крепят неподвижно и непроводят через блоки. К стоячему такелажу относятся: банты, стеньгы, штаги, контр-штаги, фордуны, бак-штаги, штаг-карнаки и т.п.

Ванты - снасти стоячего такелажа, которыми укрепляют мачты и стеньги с боков. Верхние концы вант крепят за обухи на топе мачты или на концах салинга, нижние - через талрепы к специальным обушкам (вант-путенсам), которые прикреплены к фальшборту, бортовой обшивке или палубе у бортов. В зависимости от наименования мачт судна, которые раскрепляются бантами, последние носят названия фока-ванты, грот-ванты.

Стень-ванты крепят верхними концами к обухам на топах стеньг, нижними концами через талрепы за обухи на салингах. В зависимости от наименования стеньг судна стень-ванты получают названия: фор-стень-ванты, грот-стень-ванты.

Штаги - тросы, идущие в диаметральной плоскости от топа мачты или стеньги к носу судна и раскрепляющие мачты или стеньги в продольном направлении. Штаги могут быть: фокаштаги, фор-стень-штаги, грот-штаги, грот-стень-штаги.

Контр-штаги - тросы, идущие в диаметральной плоскости от топа мачты или стеньги к корме судна. Контр-штаги могут быть: фока-контр-штаги, грот-контр-штаги, фор-стень-контр-штаги, грот-стень-контр-штаги.

Бакштаги - снасти стоячего такелажа, поддерживающие верхние части рангоута, труб, шлюпбалки с боков. Сообразно с назначением бакштаги получают дополнительные названия - бакштаги шлюпбалок, бакштаги дымовых труб, грот-стень-бакштаги и т.п.

Фордуны - снасти стоячего такелажа, раскрепляющие стеньги с боков и сзади.

Штаг-карнак - горизонтальная снасть, заводимая между мачтами. Если снасть заводится между стеньгами, то она получает название стень-штаг-кар- нак.

К бегучему такелажу относятся: фалы, лопаря талей и горденей, шкентелей грузовых стрел, оттяжки, топинанты и т.п.

Фалы - тонкие растительные тросы, предназначенные для подъема флагов, дневных знаков, антенн.

Шкентели стрел и горденей служат для подъема и спуска грузов.

Оттяжки используются для разворота и удержания грузовой стрелы в рабочем положении.

3.2 Якорное устройство судов представляет собой совокупность изделий, приспособлений и механизмов, предназначенных для отдачи или отрыва якорей от грунта, выборки, крепления и хранения якорей и якорных цепей. Основным назначением якорного устройства является обеспечение надежной стоянки судна на свободной воде за счет удержания его за грунт на месте якорной стоянки в море, на рейдах и у причалов в портах. Кроме того, якорное устройство служит для торможения судна при швартовках и обеспечения отхода судна от причала при прижимных ветрах, при опасности столкновения с другими судами, для безопасного плавания и разворота в узкостях и для снятия судна с мели.

Якорное устройство включает следующие основные части: якоря, якорные цепи, якорные и палубные клюзы, брашпили или шпили, стопоры различных систем, цепные ящики.

Якоря по своей конструкции можно разделить на три основные группы.:

а -Холла: 1-веретено; 2-лапа; З- коробка; 4- гребень; 5 -отверстие для штыря; 6-прилив; 7-якорная скоба;

б -Матросова: 1- веретено; 2 -лапа; 3 -прилив; 4- фланец; в-адмиралтейский: 1 -веретено; 2-рога; 3-тренд; 4-лапа: 5- носок;6- буртик штока; 7- отверстие в штоке для чеки; 8- шток.

Якорь Холла. Лапы этого якоря могут вращаться в обе стороны от веретена на угол 40-45°. Зарываясь в грунт обеими лапами, якорь не представляет опасности для других судов на мелководье и исключается возможность запутывания на него якорь - цепи. Но его держащая сила меньше, чем у адмиралтейского, и составляет от трех до четырех весов самого якоря, Однако, несмотря на этот и другие некоторые недостатки, якоря Холла, благодаря быстроте отдачи и простоте уборки (они втягиваются в клюз и не требуют особого крепления), получили на морских судах самое широкое распространение.

Якорные цепи служат для соединения якоря с судном.

Якорная цепь выделывается отдельными кусками, называемыми смычками, длиной по 25 метров каждая. Смычка составляется из отдельных звеньев, имеющих овальную форму, с распоркой (контрфорсом) в средней части, которые повышают прочность звена на 20%.

Отдельные смычки якорь-цепи соединяются между собой соединительными скобами.

Толщиной якорь-цепи (калибром) считается диаметр прутка стали, из которого изготовлено нормальное звено. Калибр измеряется в мм.

Смычки якорь-цепи в зависимости от их расположения разделяются: на якорную, крепящуюся к якорю: на промежуточные и на коренную, крепящуюся к корпусу судна и устройству для быстрой отдачи якорь-цепи. Это устройство оборудуется в верхней части цепного ящика с выводом рукоятки отдачи на верхнюю палубу.

Якорная смычка состоит из вертлюга, служащего для того, чтобы якорь-цепь не перекручивалась якорем, из концевого звена и минимапьного количества общих и увеличенных звеньев. Якорная смычка должна соединяться со скобой якоря с помощью концевой скобы.

Коренная смычка якорь-цепи посредством жвака-галса крепится к прочной детали набора судна. Жвака-галс состоит из отрезка цепи нормального диаметра, один конец которого простой скобой крепится за набор корпуса, а другой соединяется с концевым звеном последней смычки глаголь-гаком.

При работе с якорями всегда надо точно знать какое количество якорь-цепи вытравлено за борт. Для этой цели якорь - цепи маркируют установленным образом. Вес и длина якорной цепи увеличивает держащую силу якоря, поэтому для обеспечения надежной стоянки на якоре обычно вытравливают цепь длиной, равной четырем глубинам - при глубине около 20 м, трем глубинам - при глубине 30-50 м и двум с половиной глубинам - при глубине 50- 100 м. Постановка на якорь производится обычно на глубине 15-30м, реже - до 80- 100м.

Якорные и палубные клюзы. Якорные цепи с верхней палубы убираются в цепные ящики через палубные клюзы, состоящие из клюзовых труб, которые в верхней и нижней частях заканчиваются раструбами. Кроме того, верхняя часть палубного клюза имеет невысокий комингс с закругленными краями. Он служит для крепления на нем специального закрытия, защищающего цепной ящик от попадания в него воды. Через якорные клюзы проходит якорная цепь при отдаче якоря, а при съемке с якоря в них входит веретено якоря.

Якорные механизмы. Подъем и отдача становых якорей на морских судах производится при помощи специальных якорных механизмов, к которым относятся брашпили или шпили. Брашпиль представляет собой якорно-швартовное (двухъякорное) устройство, у которого ось вала расположена горизонтально.

Брашпиль является разновидностью мощной лебедки, имеющей приспособление для выбирания и отдачи якорей. На главном валу брашпиля симметрично насажены две звездочки, имеющие углубления для захвата якорь-цепи. Каждая звездочка или, как ее еще называют, цепной барабан имеет приспособление для соединения и разобщения с валом брашпиля. Эту роль выполняет специальная кулачковая или фрикционная муфта.

для подъема якоря соответствующая звездочка сообщается с валом и при работе брашпиля якорь-цепь выбирается. для удержания якоря после остановки двигателя звездочка зажимается ленточным стопором, имеющим стальную ленту, охватывающую почти всю окружность тормозного диска, находящегося рядом со звездочкой. Стопор зажимается вращением рукоятки винтового привода, стягивающего концы стальной ленты, причем концы ленты закреплены так, что трение ленты о диск ускоряет зажатие стопора.

В походном положении звёздочки брашпиля должны быть разобщены. Якоря удерживаются в клюзах ленточными и дополнительно винтовым, цепным или тросовым стопором. Управление и уход за брашпилем возложены на боцмана, а уметь управлять им должен каждый матрос Iкласса.

Стопоры якорных цепей. Кроме ленточного стопора брашпиля, каждая цепь снабжается палубным стопором, который устанавливается между брашпилем и якорным клюзом. Стопора бывают следующих видов: винтовой, стопор с накидным палом, стопор Легофа. Помимо палубного, на каждую цепь имеется дополнительный цепной стопор.

Палубные и цепные стопоры применяются, в основном, для крепления якорной цепи по-походному. При стоянке на якоре цепь удерживается обычно только ленточным стопором.

Цепной ящик. По числу якорей ящик разделен перегородкой на два отсека. На современных судах цепные ящики делаются по возможности круглого сечения, глубокими и узкими, чтобы цепь, ложащаяся в нем гор- кой, не могла упасть и образовать завал. На старых судах во избежание этого цепь укладывают в цепной ящик вручную матросы, используя при этом специальный железный крюк, называемый обгалдырем.

Для удаления воды из цепного ящика ставится помпа. Если под палубой бака находятся какие-либо помещения, то якорь- цепь проходит через них в массивных цепных трубах.

Теплоход «Хаджибей» оснащен : двумя якорями холла по пол то н ны каждый.. якорные цепи – 2шт, 6 смычек по 25 м. на каждой, якорные и палубные клюзы, жвакагалсы, стопоры, цепной ящик разделен на два отсека. Тип брашпиля вертикальный электрический. Имеет ленточный стопор, винтовой стопор и дополнительный стопор .

Меры безопасности при обслуживании:

Перед отдачей и выборкой якорей необходимо убедиться в отсутствии людей в цепном ящике и в районе клюзов, а на стоянках – также в отсутствии людей на беседках и плавсредствах под клюзами;

Запрещается находиться на линии цепи впереди или позади брашпиля во время его работы;

Запрещается при стоянке в портах оставлять якорные цепи закрепленными только ленточными стопорами.



3.3. Швартовное устройство предназначено для обеспечения надежной стоянки судна у причала или у борта другого судна. Основными деталями его являются швартовные тросы, кнехты, швартовные клюзы, киповые планки и механизмы для выбирания швартовов.

В качестве швартовных тросов могут использоваться как растительные, так и стальные тросы. На нефтеналивных судах применяют только растительные тросы, так как стальные могут быть причиной образования искр, что может привести к пожару.

На одном конце швартовного троса имеется петля – огон, который надевают на береговую тумбу или крепят скобой к рыму швартовной бочки.

Другой конец троса закрепляют на кнехтах, установленных на палубе судна.

Кнехты представляют собой парные чугунные или стальные тумбы, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, но имеющие общее основание. Кроме обыкновенных кнехтов, в некоторых случаях, особенно на низкобортных судах, применяются крестовые кнехты, которые могут быть как двойные, так в одинарные.

Швартовные тросы на кнехтах закрепляют наложением ряда шлагов в виде восьмерки таким образом, чтобы ходовой конец троса находился сверху. Обычно накладывают две-три полные восьмерки и только в исключительных случаях доводят число шлагов до 10.

В тех случаях, когда судно имеет фальшборт, в нем для пропуска швартовов с судна на берег делают швартовный. Клюз - круглое или овальное отверстие, окаймленное литой рамой с гладкими закругленными краями.

В настоящее время все более широкое применение находят универсальные клюзы, имеющие поворотную обойму и роульс. Такие клюзы предохраняют трос от перетирания.

В тех местах, где фальшборта нет, вместо швартовных клюзов устанавливают киповые планки, предохраняющие трос от перетирания и придающие ему необходимое направление. Имеется несколько типов киповых планок. Киповые планки без роульсов обычно применяют только на небольших судах при малом диаметре швартовного троса. Роульсы уменьшают износ тросов в снижают усилие, необходимое для их выбирания.

Для хранения стальных швартовных тросов используют вьюшки, представляющие собой горизонтальный барабан, вал которого закреплен в подшипниках станины. По бокам барабан имеет диски, препятствующие сходу троса.

К деталям швартовного устройства относятся также бросательные концы и кранцы.

Швартовное устройство, как правило, не имеет специальных механизмов. для выбирания швартовных тросов используют брашпиль и грузовые лебедки, для чего на них имеются швартовные турачки. И только в корме, где нет никаких механизмов, устанавливают специальный швартовный шпиль.

Состав – швартовные тросы – 8 шт, по 60 м, из синтетических волокон; вьюшки и банкеты; кнехты; киповые планки и швартовные клюзы; бросательные концы; проводники (при необходимости); стопоры на швартовах; кранцы; швартовные механизмы.

Меры безопасности при обслуживании - запрещается:

Работать швартовными механизмами, имеющими какие-либо неисправности;

Находиться на линии направления направления тяги как впереди, так и позади механизма;

Находиться внутри угла, образованного швартовом, подданным через киповую планку или отводной роульс;

Находиться внутри бухты или разнесенных по палубе шлагов троса;

При обнаружении на тросе колышек их следует осторожно разогнать, не пользуясь при этом силой механизмов, т.к. трос в этом случае неизбежно будет испорчен;

При необходимости соединить два проволочных троса следует применять скобы, а не завязывать их узлом;

Огоны должны быть на обоих концах швартова, т.к. в случае необходимости это позволит быстро соединить два троса скобой или подать на берег трос любым концом;

При работе с тросами надлежит пользоваться рукавицами без застежек;

Цепные и растительные стопоры должны иметь клейма о проверке;

Лицо, накладывающее на швартов стопор, должно находиться со стороны, противоположной натяжению троса после отдачи стопора;

Перед подачей на берег бросательного конца должен подаваться оклик «Берегись!»;

Выбирать на судне трос, завезенный на бочку, пока на бочке находиться человек;

Запрещается крепить швартовы на турачках механизмов даже на короткое время;

По окончании швартовных операций все механизмы должны быть выключены, швартовы, кранцы и бросательные концы убраны на место, а вьюшки и бухты троса закрыты чехлами;

Выходить на швартовку необходимо в одежде по сезону, с застегнутыми пуговицами, в противоударной каске.

3.4. Буксирное устройство обеспечивает использование судов в качестве буксиров (тянущих или толкающих другие суда) или служит для буксировки судна другими судами. Для этого на обыкновенных судах в оконечностях верхней палубы ставят усиленные кнехты или специальные тумбы, называемые битенгами.

Буксирное устройство на судне отсутствует. Так как по конструкции судно данной проекции не может

буксировать какие либо суда, а также по правилам пассажирские суда не могут производить буксировку.

3.5. Леерное устройство – предназначено для ограждения открытых палуб, не имеющих фальшборта.

Состав – леерные стойки высотой не менее 1,0 м, поручни и лееры – стальные прутки или тросы, пропущенные в два-три ряда через леерные стойки. Там, где это необходимо, леерное устройство делается съемным или заваливающимся.

Меры безопасности при обслуживании – смотреть, что бы не было разрывов, загибов, что бы не пораниться. Наблюдать за целосностью.

Тентовое устройство – предназначено для защиты открытых палуб от осадков, защиты пассажиров от ветра и осадков. Пластиковые. Где необходимо тентовое устройство делается съемным.

Меры безопасности при обслуживании – смотреть чтоб не было разрывов, не сорвало ветром, наблюдать за целосностью во избежение несчастных случаев.

Наружный трап – служит для перехода с судна на берег.

Состоит – длинна до 5 м., ширина 600 мм.


3.6.шлюпочное устройство отсутствует. В наличии только плоты.

Плот спасательный надувной (ПСН), количество – 12 шт, вместимостью по 20 человек каждый.

Состав – камера плавучести и соединенные с ней надувные дуги, которые поддерживают двухслойный тент; днище плота также надувное.

Назначение – для спасения пассажиров и членов экипажей надводных кораблей и судов в любых широтах мирового океана.


Раздел первый
МОРСКИЕ УЗЛЫ
1. Прямой узел
2. Рифовый узел
3. Двойной прямой узел
4. Плоский узел
5. Простой штык
6. Штык со шлагом
7. Штык с обносом
8. Рыбацкий штык
9. Связывание тросов штыками
10. Выбленочный узел
11. Задвижной штык
12. Буйрепный узел
13. Беседочный узел
14. Двойной беседочный узел
15. Калмыцкий узел
16. Боцманский узел
17. Сваечный узел
18. Шкотовый узел
19. Брамшкотовый узел
20. Гинцевый узел
21. Удавка
22. Затягивающаяся удавка
23. Гачный узел
24. Гачный узел со шлагом
25. Двойной гачный узел
26. Буксирный узел
27. Узел «кошачьи лапки»
28. Узел для уменьшения длины стропа
29. Узел для уменьшения длины троса (первый вариант)
30. Узел для уменьшения длины троса (второй вариант)
31. Узел для уменьшения длины троса (третий вариант)
32. Узел «восьмерка» (первый вариант)
33. Узел «восьмерка» (второй вариант)
34. Стопорный узел
35. Крепление троса на кнехтах
36. Крепление нескольких швартовов на пале
37. Крепление троса на утке
38. Крепление троса на нагеле
39. Крепление троса за рым
40. Шлюпочный узел
41. Рыбацкий узел
42. Рыбацкий огон
43. Фаловый узел
44. Затягивающийся огон
45. Бочечный узел первый вариант)
46. Бочечный узел (второй вариант)
47. Привязывание бросательного
49. Топовый узел (первый вариант)
50. Топовый узел (второй вариант)
51. Узел для ввязывания риф-штертов в парус

Раздел второй
МАРКИ И БЕНЗЕЛИ
52. Простая марка
53. Самозатяжная марка
54. Марка со змейкой
55. Марка с пробивкой
56. Полубенэель
57. Бензель с крыжом
58. Прямой (круглый) бензель

Раздел третий
СПЛЕСНИ И ОГОНЫ
59. Коротким сплесень
60. Комбинированный сплесень на растительном тросе
62. Короткий сплесень на стальном тросе
63. Длинный (разгонный) сплесень на стальном тросе
64. Простой огон
65. Огон с коушем
66. Простой огон на стальном тросе
67. Огон с коушем на стальном тросе
68. Комбинированный способ пробивки
69. Концевые обоймы для стальных тросов
70. Разрубной огон
71. Подкововидный огон

Раздел четвертый
КНОПЫ И МУСИНГИ
73. Крест
74. Простой кноп
75. Кноп без пробивки
76. Талрепный кноп
77. Стопорный кноп
78. Сдвижной кноп
79. Мусинг
80. Оплетение мусингов

Раздел пятый
РАЗЛИЧНЫЕ ТАКЕЛАЖНЫЕ РАБОТЫ
81. Распускание бухты троса
82. Приспособление для очистки стального троса от смазки
83. Тренцеванне тросов
84. Клетневание тросов
85. Укрепление концов тросов
86. Плетение сезней
87. Оплетка штыками
88. Горизонтальная оплетка
89. Диагональная оплетка
90. Плетеный мат
91. Шпигованный мат
92. Фигурный мат
93. Бросательный конец
94. Овальные в круглые мягкие кранцы
95. Цилиндрический кранец для шлюпок
96. Кранец для буксирных и ледокольных судов
97. Кранец из троса
98. Деревянный кранец
99. Беседка для работ на мачтах и трубах
100. Беседка для забортных работ
101. Шторм-трап
102. Шторм-трап
103. Грузовые стропы из растительного троса
104. Бочечный строп
105. Простой грузовой строп из стального троса
106. Грузовой строп с огонами
107. Грузовой строп с огонами для
108. Строп для скота
109. Грузовые сетки
110. Предохранительные сетки
111. Предохранительные сетки на грузовые люки
112. Кренгельс-строп
113. Шкентель с мусингами
114. Штерт для ведра
115. Штерт для кранца
116. Якорный канат для якорей-кошек
117. Кренгельс рулевого весла спасательных шлюпок
118. Гак для удаления с якоря посторонней якорной цепи или троса
119. Палубная швабра

Раздел шестой
ТАЛИ
120. Остропливание блоков
121. Гордень
122. Тали, основанные между двумя
123. Тали, основанные между двухблоками
124. Тали, основанные между двумя двухшкинными блоками
125. Гини
126. Тросовый талреп

Раздел седьмой
ПЛАСТЫРИ
127. Учебный пластырь
128. Шпигованный пластырь
129. Пластырь облегченного типа
130. Кольчужный пластырь
131. Деревянный пластырь с мягкими бортами

Раздел восьмой
ПАРУСА, ЧЕХЛЫ И ДРУГИЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПАРУСИНЫ
132. Виды швов
133. Люверсы
134. Кренгельсы
135. Углы парусов
136. Паруса парусных и парусно-моторных судов
137. Паруса спасательных шлюпок морских транспортных судов
138. Пришнуровывание паруса к рейку
139. Чехол на рабочую шлюпку
140. Чехол на спасательную шлюпку
141. Способ шнуровки чехла шлюпки
142. Чехол на парусное вооружение
143. Чехол на магнитный компас УКПМ
144. Чехлы на гирокомпасы типа «Курс»
145. Чехол на пелорус гирокомпаса типа «Курс»
146. Чехол на вьюшку для троса
147. Чехлы на вентиляторы
148. Чехол для пластыря
149. Зонт для грузового люка
150. Палубный тент
151. Брезенты
152. Мешок для масла
153. Ведро парусиновое
154. Плавучий якорь для шлюпок

Рангоут и такелаж судна - это совокупность надпалубных конструкций и деталей оборудования судна, предназначенных для выполнения определенных функций на судне, например, крепление парусов на парусном судне или грузовых устройств на грузовом судне. Рангоут изготавливают из дерева, стальных труб и балок, армированного стеклопластика или алюминиево-магниевых сплавов. Различают рангоут неподвижный и подвижной . Неподвижный рангоут жестко соединен с корпусом судна, палубами и надстройками, подвижной установлен так, что его можно устанавливать в нужное рабочее положение.
Основной неподвижный рангоут парусного судна - это мачты со стеньгами и бушприт. Мачты устанавливают в диаметральной плоскости (ДП) судна вертикально или с небольшим наклоном к корме.
На крупных парусных судах мачта состоит из собственно мачты, или нижней мачты, и прикрепленных к ней последовательно вверх стеньг, брам-стеньги и бом-брам-стеньги. Нижние концы мачт и стеньг называются шпорами, верхние - топами. Верхняя часть последней стеньги называется флагштоком. Он заканчивается точеным кружком - клотиком. Принадлежность стеньги к той или иной мачте указывается добавлением к названию стеньги слова "фор", "грот" или "крюйс", например, фор-брам-стеньга. грот-бом-брам-стеньга, крюйс-стеньга.
Шпор мачты закреплен в степсе - специальном гнезде, расположенном на прочной конструкции судна. В местах прохождения через палубу мачта закреплена посредством рамы - пяртнерса. Топ мачты со шпором стеньги и стеньги одна с другой соединены сдвоенными бугелями - эзельгофтами. В верхней части мачты имеется огражденная площадка - марс - для наблюдения за морем и работы с парусами. На топах стеньг установлены салинги - рамы-площадки для отвода и крепления снастей.
Рей - горизонтальная балка, закрепленная посередине мачты или стеньги специальным приспособлением - бейфутом, - позволяющим рею разворачиваться в горизонтальной плоскости. Рей, закрепленный на стеньге, может также перемещаться вдоль нее. На реях, закреплены металлические леера, к которым пришнуровывают прямые паруса. Реи, установленные на топах мачт, называются фока-реи, грота-реи, бегин-реи; на стеньгах - марса-реи; на брам-стеньгах - брам-реи; на бом-брам-стеньгах - бом-брам-реи.
Гафель - наклонная балка, к которой крепят верхнюю шкаторину триселя. Вертлюжное соединение пятки гафеля с бейфутом на мачте позволяет разворачивать гафель в горизонтальной плоскости и перемещать его вдоль мачты. Подъем гафеля за пятку осуществляется гафель-гарделью. Нок гафеля поднимается и удерживается в вертикальной плоскости дирик-фалом. Разворот гафеля в горизонтальной плоскости и удержание его в нужном положении обеспечивается эрнс-бакштагами.
Гик - горизонтальная балка, к которой прикреплена нижняя шкаторина триселя. Гик прикреплен пяткой к нижней части мачты посредством бейфута таким образом, что может разворачиваться. Разворот гика осуществляется гика-шкотами и завал-талями, в вертикальной плоскости он удерживается гика-топенантом. Бушприт - деревянная или металлическая балка, выступающая наклонно вверх впереди форштевня.
Неподвижный рангоут поддерживается в фиксированном положении снастями стоячего такелажа - вантами, штагами, бакштагами и фордунами. Такелаж - совокупность снастей, предназначенных для раскрепления неподвижного рангоута и управления подвижным, для постановки и уборки парусов, подъема флагов, сигнальных огней, знаков и т.д. Такелаж подразделяют на стоячий и бегучий. К стоячему такелажу относят снасти, которыми раскреплен неподвижный рангоут. Их изготавливают в основном из жестких стальных тросов и цепей, и они включают в себя:
Ванты - снасти, поддерживающие мачты и стеньги с бортов. Ванты, поддерживающие стеньги, называются стень-вантами. Нижними концами они крепятся у шпора стеньги. На вантах и стень-вантах закрепляются выбленки, которые служат для подъема людей а мачты и стеньги.
Штаги - тросы, которыми раскрепляются мачты и стеньги спереди в ДП судна.
Бакштаги - тросы, раскрепляющие мачты сзади к бортам.
Фордуны - тросы, идущие от стеньг назад к бортам.
Название снастей стоячего такелажа формируется из двух групп слов: сначала называется мачта или стеньга, которая поддерживается данной снастью, затем добавляется название снасти, например, грот-бом-брам-штаг - это штаг, поддерживающий бом-брам-стеньгу грот-мачты. Все снасти стоячего такелажа обтягиваются втугую талрепами.
Бегучий такелаж изготавливают из растительных, синтетических и гибких стальных тросов. Его подразделяют на бегучий такелаж рангоута и бегучий такелаж парусов. Бегучий такелаж рангоута служит для управления элементами подвижного рангоута. Посредством его снастей рангоут поднимают, опускают, разворачивают и удерживают в нужном положении. Бегучий такелаж парусов предназначен для постановки, уборки парусов и управления ими.
К снастям бегучего такелажа парусного судна относятся фалы, ниралы, шкоты, галсы, гордени и гитовы. Фалы и ниралы - снасти, посредством которых соответственно поднимаются и спускаются косые паруса - кливеры, стаксели и топсели. Шкоты и галсы служат для постановки парусов - они растягивают прямые и косые паруса по направлению к бортам судна. Гордени и гитовы предназначены для уборки прямых парусов. Горденем подтягивают шкаторины паруса к рею. Гордень, подтягивающий нижнюю шкаторину, называется бык-горденем, боковую шкаторину - нок-горденем. Нижние углы паруса подтягивают к рею гитовыми.
На ноках реев закреплены бугели с обухами, к которым крепят коренные концы снастей бегучего такелажа реев - брасов и топенантов. К середине реев крепят коренные концы фалов. Брасы - снасти, которыми реи разворачивают в горизонтальной плоскости. Топенанты поддерживают реи в вертикальной плоскости. Фалы служат для перемещения реев вдоль стеньги. Названия брасов, топенантов и фалов зависят от названий соответствующих реев: марса-брасы, брам-брасы, бом-брам-брасы; марса-топенанты, бом-брам-топенанты; марса-фал, брам-фал, бом-брам-фал.
Рангоут и такелаж на судах с механическим двигателем зависит от целевого назначения судна. Наиболее развитый рангоут и такелаж имеют суда, предназначенные для перевозки генеральных грузов. Рангоут включает в себя грузовые и сигнальные мачты, гафель, кормовой флагшток, носовой шток, грузовые стрелы, шлюпбалки и трапбалки.
Грузовые мачты предназначены в основном для крепления грузовых стрел. Кроме того, на них устанавливают навигационные и сигнальные огни, антенны и приспособления для подъема флагов и вымпелов. Грузовые мачты бывают цельными и составленными из нескольких частей. Крепление грузовых мачт к корпусу и палубам подобно креплению мачт парусного судна - посредством степсов и пятнерсов. Аналогичны и названия соответствующих мачт, их стеньг и такелажа. Грузовые мачты по своей конструкции могут быть одинарные, П-образные и Л-образные, а грузовые стрелы подразделяются на обычные, грузоподъемностью 3-5 т и тяжеловесные, грузоподъемностью от 10 до 125 т, а иногда и более.
Такелаж судна изготавливается из стальных, растительных тросов и такелажного снаряжения. К такелажному снаряжению относятся: такелажные цепи, обухи, рымы, гаки, талрепы, скобы, коуши и другие дельные вещи.
Такелажные цепи используются для поддержания в фиксированном положении различных судовых конструкций, изготовления стопоров, штуртросов, лееров, крепления палубного груза и т.д. Они состоят из стальных звеньев, соединенных посредством сварки. Применяются также литые и штампованные цепи. По форме звеньев цепи бывают круглыми и овальными (коротко- и длиннозвенными). Толщина, или калибр, такелажной цепи измеряется в миллиметрах диаметра круглой стали, из которой изготовлены звенья.
Обух - приспособление для надежного крепления тросов к судовым конструкциям. Он представляет собой проушину в металлической планке, металлическое кольцо или полукольцо, приваренное к какой-либо конструкции судна. Снасть крепят к обуху обычно посредством такелажной скобы, которую закладывают в обух штырем.
Такелажные гаки - стальные кованые крюки. По форме и конструкции различают гаки обыкновенные, вертлюжные, глаголь-гаки и храпцы. Талрепы служат для обтягивания судовых снастей, а также для надежного крепления по-походному различных предметов и грузов.
Талрепы бывают простые и винтовые.
Простые талрепы основывают обычно из растительных или синтетических тросов, которые проводят несколько раз между двумя рымами, коушами треугольной формы или скобами и соединяют между собой ходовым концом того же троса. Такие талрепы используют для обтягивания несильно напряженных тросов и для крепления небольших грузовых мест.
Для крепления снастей, испытывающих большие напряжения, используют винтовые талрепы. На судах применяются в основном двухвинтовые (открытые и закрытые) и вертлюжные талрепы.
Такелажные скобы применяются в качестве элементов оснастки и различных судовых устройств. Скоба состоит из спинки 1, лапок 2 с проушинами 3 и штыря 4. Штырь в скобе удерживается посредством нарезки на конце штыря и в одной из проушин либо шплинтом 6, вставляемым в отверстия 7 в лапке и штыре. При резьбовом соединении головка штыря имеет небольшой обух 5 , в который для завинчивания и отвинчивания штыря закладывают свайку. Резьбовое соединение позволяет быстро закрепить или отдать снасть такелажа, стопор, блок, соединить или разъединить такелажные цепи и тросы.
По форме спинки скобы бывают прямыми и закругленными. Прямые скобы применяют для любых тросов, а закругленные скобы - только для растительных и синтетических. Скобы-зажимы используют для быстрого соединения (сращивания) тросов и изготовления петель на концах тросов.
Коуш - металлическое поковолочное изделие в виде кольца, сердцевидного овала или треугольника с желобком (кипом) для троса. Коуши заделывают в огоны тросов, они служат для предохранения последних от перетирания при креплении к обухам, рымам, скобам и т.д. При соединении тросов с обухами, рымами или между собой скобами номер скобы должен соответствовать номеру коуша. Коуши подбирают по таблицам, приведенным в государственных стандартах, в зависимости от толщины тросов. Не допускается использование коушей, имеющих трещины, расслоения, раковины, заусенцы и другие дефекты.
Нагели - деревянные или металлические стержни, предназначенные для тех же целей, что и утки. Их широко используют на парусных судах для крепления снастей бегучего такелажа.
Раксы - металлические кольца или полукольца, используемые для крепления и растягивания треугольных парусов - кливеров и стакселей.
Бугели - металлические кольца с обухами или без них, цельные или разъемные. Они применяются для крепления блоков и тросов различного назначения.
Утки - деревянные или металлические двурогие планки, жестко укрепленные на фальшборте, мачте, надстройках и других конструкциях. Они служат для крепления ходовых концов тросов, сигнальных фалов и других снастей.
Глаголь-гак состоит из собственно гака с удлиненным откидным носком 1 и обухом 2 в виде проушины, круглого крепежного звена 3, удлиненного звена 4 и соединенных с ним стопорного 5 и соединительного 6 звеньев. Последнее заложено в обух, приваренный к палубе или надстройке. Размеры стопорного звена позволяют надеть его на прижатый к удлиненному звену носок гака после того, как огон троса или звено такелажной цепи заложены на гак. При напряженном состоянии заложенных на гак снастей самопроизвольная отдача их исключается, но если сбить стопорное звено с носка гака, снасти быстро освобождаются.

Литература
1. Бурханов М.В. Справочная книжка штурмана, М.: Транспорт, 1986.
2. Замоткин А.П. Морская практика для матроса, М.: Транспорт, 1998.

Рангоут - совокупность сооружений из металлических труб, профилей и листов, установленных на верхней палубе корабля и прочно соединенных с его корпусом. К рангоуту корабля относятся: мачты с их вооружением (стеньгами, реями, гафелями), выстрелы, флагшток и гюйсшток, грузовые стрелы, шлюпбалки, трапбалки, тралбалки и др.

Такелаж - совокупность снастей (тросов) всех видов, надежно крепящих отдельные части рангоута на местах и служащих для оснастки и управления им. Такелаж разделяется на бегучий и стоячий.

Конструктивное оформление рангоута и такелажа зависит от размеров и класса корабля, а также от назначения самого рангоута с такелажем. С развитием мореплавания и кораблестроения назначение и роль рангоута с такелажем непрерывно изменяются, что влечет за собой и конструктивные их изменения.

М а ч т ы являются основным видом рангоута корабля. Большие корабли, как правило, имеют две мачты: фок-мачту (переднюю, т. е. первую от носа) и грот-мачту (вторая мачта от носа); малые-одну фок-мачту. Мачты служат для подъема зрительных сигналов, размещения сигнальных огней, радио- и радиолокационных антенн, установки грузовых стрел, а на парусных судах и для подъема, крепления парусов и управления ими. На военных кораблях мачты предназначаются также для размещения постов управления кораблем и его боевыми средствами.

Устанавливаются мачты в диаметральной плоскости корабля вертикально или с некоторым наклоном к корме. Как и весь рангоут, мачты претерпели в своем развитии большие изменения. Конструктивно мачты выполняются одинарными, треногими, четырехногими, а также в виде башенноподобных мачтовых конструкций. В общем случае мачта состоит из прочных вертикальных балок набора, воспринимающих все усилия от веса, давления ветра и сил инерции при качке, и из тонких обшивочных листов. Балки набора мачт (ноги) обычно проходят сквозь верхнюю палубу и укрепляются на второй палубе.

Одинарная мачта (рис. 1.26) - водонепроницаемая по швам стальная труба (или рангоутное дерево), устанавливается на малых кораблях, вспомогательных и парусных судах. Одинарные мачты бывают цельными и составными. Нижний конец мачты (шпор) проходит через верхнюю палубу и крепится к средней палубе (платформе); на парусных судах - к килю. Верхний конец мачты называется топом. К топу мачты, если она составная, крепится нижний конец стеньги, которая является продолжением мачты. В зависимости от того, на какой мачте установлена, стеньга называется соответственно фор- или грот-стеньгой. Стеньга заканчивается клотом (клотиком) - деревянным или металлическим диском, который имеет по краям шкивы для сигнальных фалов. На клотике устанавливаются красный и белый клотиковые фонари. Верхняя часть мачты со стеньгой удерживается в диаметральной плоскости корабля с помощью стоячего такелажа.

Рис. 1.26. Одинарная сигнальная мачта:
1,2 - топенанты; 3 - клотиковый огонь; 4 - антенный рей; 5 - стеньга; 6 - сигнальный рей; 7 - ванты; 8 - сигнальные фалы; 9 - стальная труба (или рангоутное дерево)


Треногая мачта состоит из трех стальных водонепроницаемых труб. Верхние концы прочно скреплены горизонтальной площадкой из стальных листов, которая называется марсовой. Ноги мачты проходят через отверстия в верхней палубе и своими нижними концами крепятся к настилу средней палубы (платформе корабля). На площадках, расположенных по всей длине мачты, размещаются: радио- и радиолокационные антенны, дальномеры, прожекторы, сигнальные и ходовые мостики и другие посты управления.

На современных кораблях мачты часто имеют форму, показанную на рис. 1.27. Каркас мачты снаружи обшит стальными листами. Такая мачта имеет большое число горизонтальных площадок, на которых размещаются радио- и радиолокационные антенны. Для подъема флагов и сигналов мачта имеет разного размера краспицы, выполняющие роль реев.


Рис. 1.27. Мачта современного корабля:
1 - краспицы; 2, 3 - площадки и устройства для размещения радиолокационных антенн; 4 - стальные листы обшивки; 5 - радиоантенна


Башенноподобные мачтовые конструкции - развитая надстройка с площадками, расположенными в несколько ярусов и представляющими собой закрытые помещения, используемые для различных боевых и командных постов.

Р е и (рейки) бывают металлические или деревянные различных размеров; крепятся к мачтам или стеньгам в горизонтальном положении перпендикулярно к диаметральной плоскости корабля. Они предназначаются главным образом для подъема сигналов. На них располагаются одношкивные блоки, в которые основывают фалы из специальных плетеных незакручиваю- щихся линей. Середина рея называется топом; концы - правым и левым ноками соответственно бортам корабля. Ноки рея поддерживаются рей-топенантами, концы которых прикреплены к обушкам бугеля на мачте или стеньге. Мачты вооружают двумя и даже тремя реями. Нижний рей на фок-мачте называется фока-реем; на грот-мачте - грота-реем. Верхние реи соответственно называются фор-марса-реем, грот-марса-реем.

Г а ф е л ь располагается на грот-мачте, ниже грот-рея, под углом к мачте и удерживается в диаметральной плоскости эренс-бакштагами, которые крепятся к ноку гафеля и идут к бортам. Нижняя часть гафеля называется пяткой, верхняя-ноком; нок гафеля поддерживается топенантом. В нок гафеля врезан шкив, через который проходит фал для подъема Военно-морского флага на походе или гафельных огней ночью.

Ф л а г ш т о к - металлический пустотелый или деревянный шток, устанавливаемый на корме корабля и предназначенный для подъема Военно-морского флага, когда корабль стоит на якоре или у стенки. На верхний конец флагштока (топ) насажен клот. Конструкция флагштока позволяет в случае необходимости быстро заваливать его на палубу.

Г ю й с ш т о к устанавливается в носовой части корабля и служит для подъема гюйса, а ночью - якорного огня при стоянке корабля на якоре. При плавании ночью в задней части гюйсштока зажигается огонь ящичного типа для ориентировки рулевого на корабле, идущего в кильватер переднему.

Стоячий такелаж (рис. 1.28) - снасти, предназначенные для поддержки и крепления рангоута в вертикальном, горизонтальном или ином положении. Снасти стоячего такелажа крепятся непостоянно и не проводятся через блоки; к ним относятся: ванты, штаги, бакштаги, штаг-карнак, топенанты, струны реев и др.


Рис. 1.28. Схема стоячего такелажа:
1 - штаг-карнак; 2 - фор-штаг; 3 - топенанты реев; 4 - струны рея; 5 - ванты; 6 - талрепы; 7 - бакштаги


Б а н т ы - снасти, которыми укрепляют мачты и стеньги, чтобы они не клонились, в сторону бортов. Верхние концы вант крепятся за обухи бугеля на топе мачты или стеньги; нижние концы - через винтовые талрепы к специальным обушкам (вант-путенсам), которые прикреплены к фальшборту, бортовой обшивке или палубе у бортов.

Ф о р - ш т а г и - снасти, расположенные в диаметральной плоскости корабля, которые не дают мачте и стеньге клониться к корме корабля.

Б а к ш т а г и - боковые снасти, идущие от топа мачты к борту несколько позади мачты и удерживающие совместно с вантами мачту в диаметральной плоскости корабля и не дающие ей клониться в сторону носа корабля.

Ш т а г - к а р н а к - горизонтальная снасть, заводимая между мачтами, которая удерживает мачту и стеньгу и не дает им клониться в сторону носа (кормы) корабля.

Т о п е н а н т ы и с т р у н ы р е е в служат для подвешивания и удержания реев в положении, перпендикулярном к диаметральной плоскости корабля.

Стоячий такелаж всегда выполняется из стального жесткого троса, имеющего большую прочность и малую гибкость.

Бегучий такелаж - снасти, находящиеся в движении и предназначенные для обслуживания и изменения положения частей рангоута, а также для подъема и спуска грузов, катеров, шлюпок, трапов, сигналов, парусов. К бегучему такелажу относятся: фалы (сигнальные и др.), лопаря талей, гордени, шлюпбакштаги, выстрел- брас, бурундук, оттяжки, шкоты и другие подвижные снасти. Для бегучего такелажа используются гибкие стальные и расти гельные тросы.