Учебные полеты над населенным пунктом законно. Полеты на вертолетах. XXII. Полеты вертолетов

В случае, если расстояние до ближайшего запасного аэродрома превышает тактический радиус вертолета, полеты в районе аэродрома разрешается производить без наличия запасного аэродрома и при минимуме (при устойчивых метеорологических условиях). При выполнении таких полетов в районе аэродрома должна быть подготовлена и оборудована посадочная площадка с РП и необходимым комплектом радиосветотехнического оборудования для посадки ВС. Перечень аэродромов, на которых разрешается производить полеты без запасного аэродрома, объявляется приказом командующего объединением ВВС (командующего авиационным объединением, командира авиационного соединения), ответственного за организацию использования воздушного пространства в зоне ЕС ОрВД, в которой расположен аэродром.

Внеаэродромные полеты и перелеты в СМУ по ППП разрешаются при наличии не менее одного запасного аэродрома.

474. Полеты на вертолетах производятся с аэродромов и посадочных площадок.

475. Посадочные площадки подразделяются на обозначенные и необозначенные.

Полеты с площадок разрешается производить днем и ночью по правилам визуальных полетов. При необходимости на обозначенной площадке решением командира, организующего полеты, назначается РП. На площадку при этом могут выделяться радиотехнические и другие средства обеспечения полетов.

Минимальные размеры (длина и ширина) посадочных площадок для одиночных вертолетов должны быть не менее двух с половиной диаметров несущего винта.

476. Обозначенные площадки подбираются и оборудуются заблаговременно, наносятся на карту и учитываются на командном пункте объединения, осуществляющего управление движением ВС в зоне ответственности. Площадки должны иметь свой порядковый номер. Сведения о площадках должны содержать: краткое описание, координаты, кроки, состояние и плотность грунта, размеры, маркировку и основные курсы захода на посадку.

Маркировка и оборудование посадочных площадок осуществляется в зависимости от характера и целей полетов.

477. Командиры вертолетов должны иметь соответствующий допуск к полетам с посадкой на площадке, самостоятельно подобранной с воздуха.

Полеты ночью с посадкой на площадке, самостоятельно подобранной с воздуха, выполняются на вертолетах, оборудованных дополнительными поисковыми фарами или системами (приборами) ночного видения.

478. Запуск и опробование двигателей вертолета производить полным составом экипажа.

Перед запуском двигателей вертолета предметы, которые могут быть подняты струей от несущего винта, должны быть удалены от концов лопастей на расстояние не менее одного диаметра несущего винта.

479. Руление вертолетов вблизи препятствий и при ухудшении видимости наземных ориентиров менее одного диаметра несущего винта выполняется с сопровождающим. Решением командира экипажа для этой цели может назначаться один из членов экипажа, не участвующий в управлении ВС на рулении.

480. При висении, перемещении на высоте до 10 м, взлете и посадке расстояние от конца лопастей несущего винта должно быть не менее:

До воздушных судов - двух диаметров несущего винта;

До других препятствий - половины диаметра несущего винта, но не менее 10 м;

До препятствий над палубами морских (речных) судов, приподнятыми платформами и другими специальными площадками - согласно маркировке этих площадок и РЛЭ вертолета соответствующего типа.

481. Контрольное висение выполнятся перед вылетом для проверки центровки и определения способа взлета, а также при необходимости опробования систем вертолета и проверки работы его силовой установки и управления.

Висение вертолета над водной поверхностью производится на высоте не менее одного диаметра несущего винта (кроме вертолетов, оборудованных для посадки на водную поверхность).

482. Перемещения и подлеты на малой высоте разрешается выполнять в целях обучения, при производстве специальных работ, а также в тех случаях, когда состояние грунта не позволяет выполнять руление.

Высоту и скорость перемещения или подлета определяет командир экипажа в зависимости от наличия препятствий с учетом ограничений, определенных РЛЭ вертолета данного типа.

483. Взлет и посадка на вертолете производится, как правило, против ветра.

484. Взлет вертолета с места стоянки и посадка на нее разрешается (если это определено ИПП) в случаях, если:

Конструкция вертолета не позволяет производить руление;

Не создается помех для взлета и посадки другим воздушным судам.

485. Взлет, висение и посадка в пыльном (снежном) облаке при отсутствии видимости наземных ориентиров запрещается.

486. При наборе высоты и заходе на посадку разрешается пролетать над препятствиями с превышением над ними не менее 10 м, а над воздушными судами, находящимися на земле, - на высоте не менее двух диаметров несущего винта вертолета.

487. Взлет и посадка на площадки, подобранные с воздуха в сложной по рельефу местности или в условиях возможного образования снежного (пыльного) вихря, выполняются с полетной массой, обеспечивающей висение вертолета вне зоны влияния земли.

488. Посадка на подобранную с воздуха площадку, состояние поверхности которой неизвестно, выполняется после ее наземного осмотра одним из членов экипажа для целей определения прочности поверхности и пригодности ее для посадки. Ответственность за безопасность при выполнении посадки на площадку, выбранную с воздуха, и взлет с нее несет командир экипажа.

489. При встрече с опасными явлениями погоды (если обойти их, развернуться на обратный маршрут нет возможности) или при потере ориентировки, когда всеми способами ее восстановить не удается, а остаток топлива ограничен, командиру экипажа (старшему группы) вертолета разрешается производить вынужденную посадку на площадку, подобранную с воздуха.

Взлет с этой площадки разрешается при метеоусловиях, соответствующих минимуму командира вертолета. О своих действиях он, по возможности, информирует орган управления полетами, который осуществляет управление полетом данного вертолета.

490. Посадка вертолета ночью на аэродроме выполняется с использованием и без использования посадочных прожекторов, посадочных (рулежных) фар в соответствии с полетным заданием.

Посадку вертолетов ночью в составе групп разрешается производить на площадки, маркированные светотехническими средствами (световыми ориентирами).

Wladim753 01-08-2012 22:20

Суть. Мои родители живут на окраине самого глубокого в Азиопе угольного разреза после визита туда господина ПэЖэ, это место стало известно на всю страну. Рядом находится частный аэродром, там появилась следующая услуга- полеты над разрезом на самолете, стоимость услуги 1200 рэ
со скидкой 600 рэ с рыла. Так же над поселком есть воздушный коридор для транспортников и пассажирских самолетов,но они не мешают.
Частные самолеты летают очень низко над поселком, на высоте до 50м.
Вопрос можно ли им летать над населенными пунктами на такой высоте?
Ну и что делать?

Skut1 02-08-2012 10:08

Проконсультироваться у наших маленьких, но очень гордых соседей. У них еще старшой есть - Академик. Шютка.

Курите правила полетов малой авиации, там наверняка ограничения есть.

Дядюшка Ух 02-08-2012 10:17

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 136
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 42
РОССИЙСКОЕ АВИАЦИОННО - КОСМИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО
N 51
ПРИКАЗ
от 31 марта 2002 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ
ПОЛЕТОВ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"IV. Безопасные высоты (эшелоны) полета
Расчет безопасных высот (эшелонов) полета производится в порядке согласно приложению N 1 к настоящим Правилам.
14. Безопасная высота круга полетов над аэродромом определяется с таким расчетом, чтобы истинная высота полета воздушного судна над наивысшим препятствием (запас высоты над препятствием) в полосе шириной 10 км (по 5 км в обе стороны от оси маршрута полета по кругу) составляла:
при полетах по ПВП (правила визуального полета) - не менее 100 м;
при полетах по ППП (правила полета по приборам) - не менее 200 м.
15. Безопасная высота полета в районе аэродрома в радиусе не более 50 км от КТА, за исключением круга полетов, определяется с таким расчетом, чтобы истинная высота полета воздушного судна над наивысшим препятствием (запас высоты над препятствием) была не менее 300 м...
...16. Безопасная высота полета ниже нижнего (безопасного) эшелона по ПВП, ППП устанавливается с таким расчетом, чтобы истинная высота полета (запас высоты над препятствием) составляла:
а) над равнинной или холмистой местностью и водным пространством:
на скоростях 300 км/ч и менее - 100 м;
на скоростях более 300 км/ч - 200 м;
б) в горной местности:
горы 2000 м и менее - 300 м;
горы выше 2000 м - 600 м.
Полеты на высотах ниже нижнего (безопасного) эшелона по ПВП, а также по ППП с использованием средств огибания рельефа местности могут выполняться на минимальной допустимой высоте полета, устанавливаемой соответствующими актами видов авиации.
17. Нижний (безопасный) эшелон полета по ППП определяется с таким расчетом, чтобы истинная высота полета воздушного судна над наивысшим препятствием (запас высоты над препятствием) в полосе шириной 50 км (по 25 км в обе стороны от оси маршрута) составляла не менее 600 м.
Нижний (безопасный) эшелон полета по ПВП может определяться с учетом максимального превышения препятствий в пределах ширины воздушной трассы или маршрута полета...

XVII. Особенности полетов над населенными пунктами

107. Полеты воздушных судов над населенными пунктами выполняются в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации.
108. В случае, когда метеоусловия не позволяют выдерживать установленную высоту (эшелон) полета, командир воздушного судна обязан обойти населенный пункт, как правило, с правой стороны, если не установлен иной порядок обхода.
109. Полеты аэростатов над населенными пунктами выполняются на высоте не менее 50 м от верхнего края препятствия..."

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРАВИЛ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


воздушного пространства...
24...Схемы вылета и захода на посадку, ухода на второй круг должны исключать, а при невозможности исключения - максимально ограничивать пролет воздушных судов над населенными пунктами, опасными производственными объектами.

VII. Контроль за соблюдением требований
настоящих Федеральных правил
...157. Расследование и учет нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации, в которые вовлечены воздушные суда различных видов авиации, проводятся Федеральным агентством воздушного транспорта с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти."

36and6 02-08-2012 11:31




Там правда дробью шмальнули, но заметьте я вам этого не предлагал.

Wladim753 02-08-2012 14:34

quote: "...Установление и использование структуры
воздушного пространства...
24...Схемы вылета и захода на посадку, ухода на второй круг должны исключать, а при невозможности исключения - максимально ограничивать пролет воздушных судов над населенными пунктами, опасными производственными объектами.

Как мню понимает,вышеуказанное,над населенным пунктом они летать не могут, т.к. аэродром находится далеко за его пределами.

Дядюшка Ух 02-08-2012 15:46

quote: Как мню понимает,вышеуказанное,над населенным пунктом они летать не могут, т.к. аэродром находится далеко за его пределами.

Повод для написания жалобы безусловно присутствует. Чем больше таких жалоб от жителей поселка будет - тем лучше. Но начать, наверное, лучше с разговора в поселковой администрации. Может быть им удастся договориться с владельцами аэродрома о переносе схемы полетов за пределы населенного пункта. Упирайте на то, что полеты на малых высотах элементарно опасны. Случись что, прокуратура и СК "шашками махать" будут, не разбирая.

Wladim753 02-08-2012 15:56

Как аз в 2010 крайний упал, раз в два года.... 2012г. настал.

При советах вояки летали, так хоть не обидно..... защитники, хоть и спать не давали утром в выходные...

Дядюшка Ух 02-08-2012 16:09



Наверное сделаю ружо из трубы 1/2,ствол по длиньше заряд по мощней, чтоб картечью до 100м пробило))) А то на закон надеяться....


Тогда вам не в Юрконсультацию надо, а в раздел ПВО.

афоня 02-08-2012 19:23

quote: Originally posted by Wladim753:

Наверное сделаю ружо из трубы 1/2,ствол по длиньше заряд по мощней, чтоб картечью до 100м пробило))) А то на закон надеяться....


Сто пятая часть вторая пункты е,и. Пожизненное.

Wladim753 02-08-2012 19:49

quote: Сто пятая часть вторая пункты е,и. Пожизненное.

Пожизненно будет когда он на дом упадет, для всех....

Has No Name 03-08-2012 17:25

quote: А вы воздушную плевательницу купите и сделайте несколько прицельных плевков по корпусу пролетающего самолёта, повыше летать начнут.
Говорят так в одном подмосковном аэродроме закрыли малую авиацию.
Зае...ли летать над дачами на бреющем.
Там правда дробью шмальнули, но заметьте я вам этого не предлагал.

Там как-бэ аэродром был, когда дач и дачнегофф и в проекте не было. А потом земель власти напродавали, дачнеги понаехали, понастроили, и начали бороться за свои бл@ццкее права. А самолет там таки сбили, инструктор и курсант погибли и аэродром прикрыли на несколько лет. Сейчас опять работает. Из-за таких "дачнегоф" несколько точек малой авиации прикрыли. В том числе и аэродром клуба СЛА МАИ на новориге. Когда- то я туда по вечерам после работы мог поехать и покрутиться на малютке. Теперь все, коттеджи, нах.

Wladim753 03-08-2012 17:34

Не,там вокруг аэродрома как все было так и осталось.
Просто они сцуки маршрут такой проложили, аэто совсем другое дело.

HIND 04-08-2012 09:30

1. Выяснить схему аэродрома и маршруты полётов (обязано быть в наличии на стенке перед глазами РП)
2. Соотнести схему с реалиями.
3. Спросить о наличии действующих сертификатов эксплуатанта с правом выполнения коммерческих пассажирских полётов.

По результатам написать заявление в транспортную прокуратуру и ФАВТ.

Wladim753 04-08-2012 09:36

quote: По результатам написать заявление в транспортную прокуратуру и ФАВТ.

ИМХО,писать сразу лучше туда,отработать они должны у них доступ есть везде, т.к. на аэродром могут не пустить.
Пока полеты прекратились, наверное написал уже кто то.

HIND 05-08-2012 17:43

ТП (транспортная прокуратура) никогда не полезет что-то проверять если нет железобетонной уверенности в возможности срубить палку. Авиабизнес - штука очень специфичная. Все друг-друга знают и так или иначе связаны между собой. Вот один из примеров: ТП даёт отказ по материалу о таких же полётах. "Отказать в связи с невозможностью точного определения маршрута пролёта ВС над указанным домовладением" Имеется в виду, что заявления хозяина о дома, о том что над ним летают - мало. Надо инструментально зафиксировать как сам факт пролёта, так и факт пролёта именно над данной точкой. А то, что даже по схеме понятно, что летают именно надо домом, ещё ни о чём не говорит. Надо доказать, что точка на карте и именно этот дом - одно и тоже место.
Обычно происходит так: приходит заява о полётах. Заводится проверка по "Нарушение правил полётов и подготовки к ним". Приезжают на место. Никто не летает. Отказ. Даже на точку не поедут. Неинтересно.

Wladim753 05-08-2012 18:45

quote: Обычно происходит так: приходит заява о полётах. Заводится проверка по "Нарушение правил полётов и подготовки к ним". Приезжают на место. Никто не летает. Отказ. Даже на точку не поедут. Неинтересно.

А если есть видеофиксация события?

HIND 05-08-2012 20:56

quote: Originally posted by Wladim753:

А если есть видеофиксация события?

Какая? С аппаратной фиксацией координат места ВС и его высоты? Поверенное и находящееся в списке допущенных к использованию на территории РФ? Да любой судья тебя выгонит ссаной тряпкой из процесса если ты с такой доказухой придёшь.

Has No Name 06-08-2012 11:56

А показания свидетелей в суде уже не катят???

афоня 06-08-2012 17:55

To HIND. Вы очень далеки от прокуратуры, какой отказ Вы имеете в виду? Что это вообще такое)? Хватит бредятину нести

HIND 07-08-2012 15:26

К счастью - да, далёк. И она далеко от меня. Я имел в виду отказ в возбуждении уголовного/административного дела по факту проверки. С самими проверками подобного рода - встречался и увы, неоднократно. Особенно радовали "эксперды" требовавшие "безукоснительного соблюдения ФАП", которые на тот момент ещё не были введены в действие.

sk0ndr 22-08-2012 17:23

Правил не знаю. Но совет дам:
Трубу диаметром 90 мм и длиной 1.20 отрежьте. Как снова полетят - выйти на открытое пространство, встать к ним лицом и на плечо вскинуть. (ОПЦИЯ: Можно из ракетницы навстречу пальнуть). Только убедитесь, что они вас видят.
И постарайтесь, что б никого из шишек в тот раз на борту не было, а то ведь сдуру и ответить могут....

афоня 28-08-2012 22:28



и ответить могут....


И правильно сделают

air 100 30-08-2012 13:48

quote: Originally posted by sk0ndr:

Трубу диаметром 90 мм и длиной 1.20 отрежьте. Как снова полетят - выйти на открытое пространство, встать к ним лицом и на плечо вскинуть. (ОПЦИЯ: Можно из ракетницы навстречу пальнуть).

Можно самодельную ракету из трубы запустить.
Ну те,которыми ракетомоделисты балуются.
Летит на 200-300 метров,направление выдерживает достаточно хорошо.
Попадать не надо,это лишнее,...но поставить перед фактом,что здесь могут быть проблемы-полезно.


П.С.ДА,прозрачный щиток на лицо наденьте,а то газовая струя глаза может повредить.
П.П.С.Все это-если не хотите идти законным путем.

sk0ndr 30-08-2012 14:51

quote: Все это-если не хотите идти законным путем.

Попробуйте жалобу написать местному транспортному прокурору. Все равно им там делать нех.
Если его раззадорить, из аэроклуба он много крови нацедит.
Так и пишИте: летают очень низко, "воздушное хулиганство", "предпосылки" (к происшествию). Пару раз местного руководителя к прокурору выдернут, он запретит развлекаться в том районе.

36and6 30-08-2012 14:53


В случае чего,отмазка-проводим тренировки по ракетному моделизму.

Может их лучше бластером сбивать? Нынче это модно.
http://www.ria.ru/incidents/20120830/733549506.html

В соседней ветке продавали такие, разные цвета и мощности в наличии.
Його лучше на трубу для ракетомоделизма прикрепить, для пущего эффекта.
Скажете потом что пытались вместе с тренировкой по ракетному моделизму, заодно голограмму нарисовать в воздухе.
Или например послать сигнал на марс и получить ответ от американского марсохода.

air 100 30-08-2012 18:00


Наверняка ваши отмазы прокатят когда какой-нить из самолётов грохнется.

Вы читать умеете?

Я же ж русским по белому написал:"Попадать не надо,это лишнее,..".
Что не так?
Надо ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ взлет ракеты недалеко от самолета.
Зрелище красивое...и наводит на нужные мысли.
Летчики-народ сообразительный,все сами быстро поймут.

36and6 31-08-2012 14:28

quote: Originally posted by air 100:

даже нескольких русских языках говорю, читаю, пишу, понимаю

Попадётся какой нить пугливый, штурвал бросит и выпрыгнет без парашюта.

А насчёт "Попадать не надо,это лишнее,.."



А уж с рук

Проверено

Barsick 17-09-2012 02:46

quote: Originally posted by Wladim753:

Наверное сделаю ружо из трубы 1/2,ствол по длиньше заряд по мощней,

ненене (с)
Два дерева, между ними резиновый жгут, боезапас - гирьки, связанные стропой. Для легкомоторной авиации, при попадании в винт - вполне достаточно

TIR 17-09-2012 15:15

Тему перенести в ПВО.

Леонид Ильич 18-09-2012 10:50

аэростат повесить легче- и законно, и совесть спокойна.

Has No Name 18-09-2012 12:15

quote: Ракетомоделизмом занимался и как полетит сделанная очумелыми ручками ракета заранее не знает никто.
Она даже с вертикального станка часто улетает не туда, куда хотел автор.
А уж с рук
А как они взрываются красиво прямо на старте. Не описать в словах.
Хорошо что оперение делают лёгкое из бальсы или пенопласта, осколки не опасные.
Проверено

Ога, подтверждам-с.

sk0ndr 18-09-2012 14:33

quote: К тому же летом в Мск пытался купить ракетные двигатели- их нет ни в одном модельном магазине. Говорят, запретили продавать.


Если нет - то чуть усложняется.

36and6 18-09-2012 18:48

quote: Originally posted by sk0ndr:

Делайте сами. Если остались уже отработанные движки - задача вообще детская.
Если нет - то чуть усложняется.

За вами уже выехали

Has No Name 19-09-2012 12:35

quote: За вами уже выехали

Ога. Вы не на дельтапланы свои ракеты нацеливаете?

quote: Если остались уже отработанные движки - задача вообще детская.

Они прогорают до непотребства. Так что гильзы одноразовые. Когда в детстве крутили самокрут из газетной бумаги на силикатном клее, получалось на несколько запусков.

quote: Делайте сами.

Что- то мне подсказывает, что эа это легко изготовление оружия или ВВ прилепить могут. Нах-нах.

sk0ndr 19-09-2012 08:37

quote: Они прогорают до непотребства. Так что гильзы одноразовые.

Я тоже в детстве делал. Заводские движки в начале 80-х на пару запусков хватало. В самокруте сопло - самое сложное. И вообще - гуглить нужно "карамельный ракетный двигатель".
А там и до сорбита дело дойдет....

Has No Name 19-09-2012 21:30

quote: гуглить нужно "карамельный ракетный двигатель".

Нормально летали на сухой смеси селитра+сера(если серы нет, можно сахар)+ активированный уголь. Но это уже порох-дымарь, только в несколько других пропорциях, но нынче- статья-с. Второй рецепт- алюминиевая пудра+ селитра= аммонал, простите. И то и то низззяяяяяя!!! Хотя, в 70-80 годы лепили как нех делать не только у нас, но и по всему миру. Ни терроризма, ни экстримизма на почве моделей ракет не наблюдалось. Запускали в открытую на школьных дворах. Ко всеобщему удовольствию, кстати. И это считалось лучше, чем шататься по улицам или быть футбольным фанатом.

air 100 20-09-2012 12:22

quote: Originally posted by 36and6:

Ракетомоделизмом занимался и как полетит сделанная очумелыми ручками ракета заранее не знает никто.
Она даже с вертикального станка часто улетает не туда, куда хотел автор.

Карамельный гуано полное, со всей ответственностью.

Нормально летали на сухой смеси селитра+сера(если серы нет, можно сахар)+ активированный уголь. Но это уже порох-дымарь, только в несколько других пропорциях, но нынче- статья-с.

Гм....

Или покупка ракетных двигателей теперь тоже статья?

Сделали партию двигателей- уничтожьте следы производства на своей кухне....и все будет нормально.

Has No Name 20-09-2012 12:44

quote: Не тянут или взрываются?

Медленно горят и красиво дымят. Потому не тянут.

Has No Name 20-09-2012 12:50

quote: Что-то подсказывает мне,что если сильно ушлому полицаю сказать,шо ЭТОТ двигатель вы купили у неизвестного лица на блошином рынке-ему будет лениво проводить дальнейшее расследование.
Или покупка ракетных двигателей теперь тоже статья?

ХЕЗ его знает. Там же либо "почти" порох, либо "почти" аммонал. Могут притянуть к ВВ, как пример, ежели раскрываемость поднять нужно. Не зря же их продавать перестали, хотя раньше лежали свободно. Я сугубо ИМХО.

  • XII. Полеты по воздушным трассам и местным воздушным линиям
  • XIII. Правила пересечения воздушных трасс
  • XIV. Полеты по маршрутам
  • XV. Полеты в воздушном пространстве приграничной полосы
  • XVI. Полеты в специальных районах
  • XVII. Особенности полетов над населенными пунктами
  • XIX. Полеты в районах авиационных работ
  • XX. Полеты в зонах чрезвычайных ситуаций
  • XXI. Полеты при поиске и спасании
  • XXII. Полеты вертолетов
  • XXIII. Полеты гидросамолетов
  • XXIV. Полеты пилотируемых аэростатов
  • XXV. Полеты сверхлегких летательных аппаратов
  • XXVI. Полеты на буксировку
  • XXVII. Полеты на сверхзвуковых скоростях
  • XXVIII. Требования к безопасности полетов воздушных судов при выполнении демонстрационных полетов
  • XXIX. Групповые полеты
  • XXX. Дозаправка топливом в полете
  • XXXI. Полеты в условиях обледенения
  • XXXII. Полеты в условиях грозовой деятельности и сильных ливневых осадков
  • XXXIII. Полеты в условиях турбулентности воздуха (болтанки)
  • XXXIV. Полеты в условиях повышенной электрической активности атмосферы
  • XXXV. Полеты в условиях пыльной бури
  • XXXVI. Полеты в условиях горной местности
  • XXXVII. Полеты над безориентирной местностью и пустыней
  • XXXVIII. Полеты над водной поверхностью
  • XXXIX. Полеты в полярных районах
  • XL. Полеты в условиях сложной орнитологической обстановки
  • XLI. Полеты на малых и предельно малых высотах
  • XLII. Полеты в стратосфере
  • XLIII. Правила полетов воздушных судов при возникновении угрозы безопасности полета, в том числе связанной с актом незаконного вмешательства на борту воздушного судна
  • XLIV. Попадание в метеоусловия, к полетам в которых экипаж воздушного судна не подготовлен
  • XLV. Потеря ориентировки
  • XLVI. Вынужденная посадка вне аэродрома
  • XLVII. Отказ систем (агрегатов) воздушного судна, приводящий к необходимости изменения плана полета, в том числе к вынужденной посадке
  • XLVIII. Отказ бортовых или наземных систем (средств) радиосвязи
  • XLIX. Отказ радиолокационных средств в районе ОВД, радиотехнических средств на аэродроме посадки
  • LII. Общие правила радиосвязи между экипажем воздушного судна и органом ОВД (управления полетами)
  • ОВД (управления полетами), осуществляющему обслуживание (управление) полета данного воздушного судна.

    100. О не предусмотренном в заявке случае оставления воздушного судна вне аэродрома (площадки) в приграничной полосе пользователь воздушного пространства должен немедленно сообщить о местонахождении воздушного судна в соответствующие органы ЕС ОрВД, органы ВВС и ПВО.

    XVI. Полеты в специальных районах

    101. Полеты в специальных районах осуществляются на высотах ниже нижнего (безопасного) эшелона по ПВП в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации и инструкцией по использованию воздушного пространства зоны ЕС ОрВД.

    102. Командир воздушного судна обязан:

    проинформировать соответствующий орган ЕС ОрВД о времени начала выполнения полета, маршруте (районе) и высоте полета;

    получить у соответствующего органа ЕС ОрВД непосредственно, через другие органы ОВД (управления полетами) или через воздушные суда, находящиеся в полете, необходимую аэронавигационную информацию о воздушной обстановке и минимальном давлении, приведенном к уровню моря в специальном районе. Без получения данной информации выполнение полета запрещается.

    103. При планировании полета с выходом за пределы границ специального района командир воздушного судна обязан подать заявку на ИВП в соответствующий орган ЕС ОрВД и получить разрешение на его использование.

    104. Вынужденный выход воздушного судна за пределы границ специального района осуществляется только с разрешения соответствующего органа ЕС ОрВД.

    105. Влет воздушного судна в зону ограничения полетов, запретную или опасную зоны, при выполнении полета в специальном районе запрещается.

    106. По завершении полета командир воздушного судна (пользователь воздушного пространства, организующий полеты в специальном районе) обязан сообщить об этом в соответствующий орган ЕС ОрВД.

    XVII. Особенности полетов над населенными пунктами

    107. Полеты воздушных судов над населенными пунктами выполняются в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации.

    108. В случае, когда метеоусловия не позволяют выдерживать установленную высоту (эшелон) полета, командир воздушного судна обязан обойти населенный пункт, как правило, с правой стороны, если не установлен иной порядок обхода.

    109. Полеты аэростатов над населенными пунктами выполняются на высоте не менее 50 м от верхнего края препятствия.

    XVIII. Полеты с палубы военного корабля (невоенного судна) и плавучей платфор-

    110. Организация полетов с палубы военного корабля (невоенного судна) и плавучей платформы определяется инструкцией по производству полетов с палубы военного корабля (невоенного судна) и плавучей платформы.

    111. Выполнение взлетов и посадок воздушных судов на палубу военного корабля (невоенного судна) и плавучей платформы запрещается при выполнении циркуляции военного корабля (невоенного судна) и плавучей платформы, а также изменении их курса и (или) хода.

    112. Положение военных кораблей (невоенных судов), плавучих платформ в ордере (конвое) при одновременных полетах с нескольких военных кораблей (невоенных судов) и плавучих платформ должно обеспечить выполнение взлета, посадки, маневра в зонах без предварительного эшелонирования воздушных судов по высотам.

    113. При полетах ночью в интересах безопасности запрещается непредусмотренное включение прожекторов, открытых огней изменяемой и постоянной яркости и направление светового потока в сторону военного корабля (невоенного судна) и плавучей платформы, на которых осуществляются взлет и посадка воздушных судов.

    XIX. Полеты в районах авиационных работ

    114. Полеты для выполнения авиационных работ выполняются по ПВП или ППП в условиях минимумов, установленных для каждого вида работ.

    115. Правила полетов по различным видам авиационных работ устанавливаются соответствующими актами видов авиации.

    Федеральные авиационные правила полетов в ВП РФ

    116. Высоты (эшелоны) полета, занятые воздушными судами, выполняющими авиационные работы в установленном районе, должны быть свободны от других воздушных судов.

    117. Командир воздушного судна, выполняющего авиационные работы, имеет право изменять маршрут полета и место посадки в пределах района авиационных работ с предварительным уведомлением об этом органа ОВД (управления полетами).

    118. Командиру воздушного судна выполнять полеты с нарушением норм предельной загрузки, взлетной и посадочной массы воздушного судна при выполнении авиационных работ запрещается.

    XX. Полеты в зонах чрезвычайных ситуаций

    119. Полеты в зонах чрезвычайных ситуаций выполняются по ПВП, ППП в условиях минимумов, установленных для каждого вида работ, воздушного судна и командира воздушного судна, в соответствии с настоящими Правилами, актами видов авиации и руководством по летной эксплуатации (инструкцией экипажу) воздушного судна данного типа.

    120. Высоты (эшелоны) полета, занятые воздушными судами, выполняющими полеты по обеспечению ликвидации чрезвычайных ситуаций, должны быть свободными от других воздушных судов.

    XXI. Полеты при поиске и спасании

    121. Командир любого воздушного судна при обнаружении терпящего бедствие воздушного или надводного судна выполняет указания органа ОВД (управления полетами) и обязан, в случаях когда он в состоянии это осуществить, выполнить следующие действия:

    а) вести наблюдение за судном, терпящим бедствие; б) принять меры, которые могут облегчить определение местонахождения воздушного или над-

    водного судна, если данные об этом у соответствующего органа ОВД (управления полетами) отсутствовали;

    в) сообщить органу ОВД (управления полетами), по возможности:

    тип, опознавательные знаки и состояние воздушного судна, терпящего бедствие;

    его местонахождение, выраженное в географических координатах или в расстоянии и истинном пеленге от известного ориентира или радионавигационного средства;

    время наблюдения в часах и минутах;

    количество замеченных людей;

    факт покидания людьми воздушного или надводного судна, терпящего бедствие;

    количество людей, находящихся на поверхности воды;

    физическое состояние людей.

    122. Командир воздушного судна, не являющегося поисково-спасательным воздушным судном, прибывший первым на место происшествия, руководит действиями всех других прибывающих позже воздушных судов до прибытия на место происшествия первого поисково-спасательного воздушного судна.

    XXII. Полеты вертолетов

    123. Полеты на вертолетах выполняются с аэродромов (вертодромов) или посадочных площадок.

    124. На аэродромах, используемых одновременно для полетов самолетов и вертолетов, при необходимости, оборудуются площадки с отдельным стартом для вертолетов. При рулении вертолета расстояние от концов лопастей несущих винтов до препятствий должно быть не менее половины диаметра несущего винта.

    125. При висении, перемещении на высоте до 10 м, взлете и посадке расстояние от концов лопастей несущего винта должно быть не менее:

    а) до воздушных судов - двух диаметров несущего винта; б) до других препятствий - половины диаметра несущего винта, но не менее 10 м;

    в) до препятствий над палубами военных кораблей (невоенных судов) и плавучих платформ - согласно маркировке этих площадок для вертолета соответствующего типа.

    126. Висение и перемещение вертолета на высоте до 10 м разрешается при видимости не менее 500 м и высоте облаков не ниже 50 м независимо от минимума командира вертолета. Разрешается взлет и посадка в той части ВПП, где метеоусловия соответствуют его минимуму.

    127. При встрече в полете с условиями погоды ниже минимума и опасными метеоявлениями командиру вертолета разрешается произвести посадку на площадку, подобранную с воздуха. Взлет с этой площадки разрешается при метеоусловиях, соответствующих минимуму командира вертолета. О своих действиях он, по возможности, информирует орган ОВД (управления полетами), который осуществляет обслуживание (управление) полета данного вертолета.

    Федеральные авиационные правила полетов в ВП РФ

    128. При наборе высоты и заходе на посадку разрешается пролетать над препятствиями с превышением над ними не менее 10 м, а над воздушными судами, находящимися на земле, - на высоте не менее двух диаметров несущего винта вертолета.

    129. Порядок выполнения посадки на подобранную с воздуха площадку, состояние которой неизвестно, определяется соответствующими актами видов авиации.

    130. Запрещаются висение, взлет и посадка в снежном (пыльном) вихре при отсутствии вертикальной или горизонтальной видимости.

    XXIII. Полеты гидросамолетов

    131. Полеты гидросамолетов производятся с гидроаэродромов. Границы акватории гидроаэродрома устанавливаются с учетом обеспечения безопасности взлета и посадки и обозначаются ограничительными буями и вехами, ночью - огнями. Места для руления, взлета и посадки, непосредственно прилегающие к ВПП и якорной стоянке, должны быть обозначены. При наличии приливов и отливов в акватории гидроаэродрома обозначения ставятся на малую воду.

    132. Взлет и посадка гидросамолетов при скорости ветра более 5 м/с, как правило, производится против ветра, а при меньшей скорости ветра - вдоль гребня наката.

    133. Взлет и посадка гидросамолета на ветровой волне производятся против ветра, а на волне зыби - вдоль фронта волны с упреждением 5 - 10 градусов в сторону движения волны.

    134. Посадка гидросамолета в штиль при зеркальной поверхности воды производится на гидроаэродром со специально оборудованным стартом. При отсутствии на гидроаэродроме такого старта посадка разрешается гидросамолетам, оснащенным аппаратурой, обеспечивающей посадку на зеркальную поверхность.

    135. Посадка на воду ночью вне гидроаэродрома может выполняться при соответствующей оснащенности места приводнения светотехническими средствами, установленными на плавательных средствах или сбросом их с воздушного судна.

    136. Взлет и посадка гидросамолетов на воду при наличии льдин или других предметов, плавающих в зоне взлета и посадки, запрещается. При выполнении задач поиска и спасания посадка гидросамолетов в указанных условиях производится в подветренной части разводья.

    XXIV. Полеты пилотируемых аэростатов

    137. Полеты пилотируемых аэростатов осуществляются по ПВП, ППП в выделенном воздушном пространстве, свободном от полетов других воздушных судов.

    138. Маршрут свободного полета пилотируемого аэростата указывается по осевой линии сектора планируемого направления полета, рассчитанного исходя из прогнозируемых метеорологических условий.

    139. Групповой пилотируемый полет тепловые аэростаты могут выполнять в связке. При этом посадка производится группой без расцепки или раздельно с предварительным роспуском в полете.

    140. Допускается вход пилотируемого аэростата в слоистую облачность нижнего яруса с последующим выполнением полета над верхней кромкой облаков нижнего яруса.

    XXV. Полеты сверхлегких летательных аппаратов

    141. Полеты СЛА в районах аэродромов, постоянных и временных площадок СЛА, дельтадромов (парадромов), а также подобранных на период полетов площадках, естественных склонах выполняются

    в соответствии с инструкциями по производству полетов в данных районах, утверждаемыми руководителем организации, организующей полеты, или командиром воздушного судна, выполняющим полеты, по согласованию с соответствующим военным сектором органа ЕС ОрВД.

    142. Сведения о постоянных площадках СЛА, дельтадромах (парадромах) указываются в инструкции по использованию воздушного пространства зоны ЕС ОрВД.

    143. Полеты СЛА в зависимости от их цели, задания, а также установленного оборудования могут выполнятся с радиосвязью или без радиосвязи. При выполнении полетов СЛА управление воздушными судами с земли осуществляется знаками и сигналами в соответствии с курсами подготовки летного состава по классам СЛА и согласно приложениям №№3, 5.

    XXVI. Полеты на буксировку

    144. Правила буксировки воздушным судном другого воздушного судна или какого-либо груза устанавливаются соответствующими актами видов авиации.

    Федеральные авиационные правила полетов в ВП РФ

    XXVII. Полеты на сверхзвуковых скоростях

    145. Полет воздушного судна на сверхзвуковой скорости разрешается на эшелоне не менее 11100 м, а на меньших высотах (эшелонах) - в специальных зонах.

    146. Минимальный интервал вертикального эшелонирования между воздушным судном, выполняющим полет на сверхзвуковой скорости, и другим воздушным судном должен быть 1000 м вне зависимости от скорости полета последнего.

    147. При выполнении боевых задач по охране и обороне Государственной границы и территории Российской Федерации указанные ограничения не применяются.

    XXVIII. Требования к безопасности полетов воздушных судов при выполнении демонстрационных полетов

    148. Демонстрационные полеты выполняются в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации и настоящими Правилами.

    149. Демонстрационные полеты выполняются по ПВП на высотах, установленных программой

    150. При выполнении демонстрационных полетов пилотаж (проходы) необходимо выполнять в пределах пилотажной зоны строго по ее оси, не уклоняясь в сторону зрителей ближе ограничительной линии 200 м.

    151. Одновременные полеты в зоне пилотажа нескольких воздушных судов (групп) допускаются при условии эшелонирования их по высоте на интервалы, обеспечивающие безопасность полетов. На одной высоте должно находиться одно воздушное судно или группа воздушных судов под единым управлением.

    152. При выполнении демонстрационных полетов запрещается:

    на многодвигательных воздушных судах преднамеренная остановка одного или нескольких двигателей;

    полеты на сверхзвуковой скорости;

    находиться на борту воздушного судна лицам, не являющимся членами экипажа;

    пролет над зоной, отведенной для зрителей.

    XXIX. Групповые полеты

    153. Групповым считается полет, выполняемый на установленных единым планом полета интервалах и дистанциях между воздушными судами, при которых им не требуется по отношению друг к другу соблюдать установленные Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации нормы вертикального, продольного и бокового эшелонирования.

    154. В групповом полете один из командиров воздушных судов является старшим по отношению к другим. Он отвечает за соблюдение всеми воздушными судами группы плана полета, ведет радиообмен

    с органами ОВД (управления полетами) от момента сбора группы после взлета и до ее роспуска перед посадкой.

    155. Переход от одиночного полета к групповому, если это не предусмотрено планом полета, запрещается.

    XXX. Дозаправка топливом в полете

    156. Дозаправка топливом в полете выполняется днем и ночью в соответствии с актами видов авиации и руководством по летной эксплуатации (инструкцией экипажу) воздушного судна данного типа.

    157. Дозаправка топливом в полете в условиях умеренной и сильной турбулентности запрещается.

    XXXI. Полеты в условиях обледенения

    158. Полеты в условиях обледенения с неисправной или невключенной противообледенительной системой запрещаются.

    159. При обнаружении обледенения в полете командир воздушного судна обязан доложить соответствующему органу ОВД (управления полетами) об интенсивности обледенения, принятых мерах и высоте (эшелоне) полета.

    160. В случаях, когда обледенение угрожает безопасности полета, командир воздушного судна обязан принять все возможные меры для немедленного выхода из опасной зоны с докладом соответствующему органу ОВД (управления полетами), который обязан с учетом воздушной обстановки обеспечить экипажу воздушного судна необходимые условия полета.

    Можно ли реанимировать человека в воздухе, как тушат пожары в высотках и верят ли пилоты в приметы, рассказали специалисты уникального для России вертолетного подразделения.

    Вертолеты с оранжево-синими полосами регулярно взлетают в небо над Щербинкой. Здесь базируется Московский авиационный центр (МАЦ) , учреждение, которое работает там, куда другим спасательным службам не попасть, — в небе над столицей. По случаю Дня гражданской авиации сайт встретился с врачами и пилотами и узнал об особенностях спасения людей в воздухе.

    Первым делом — вертолеты

    Аэродром Остафьево в ТиНАО — место, где несет службу вертолетное подразделение, созданное 13 мая 2003 года по распоряжению Правительства Москвы, — Московский авиационный центр .

    10 вертолетов, пилоты, врачи — анестезиологи-реаниматологи, технические специалисты и в среднем от четырех до семи вылетов за дежурство. Сложные пожары, аварии, экстренная медицинская помощь, случаи, когда счет идет на минуты, — все это их работа.

    «Наша основная задача — стоять на страже города. Любые сложные чрезвычайные ситуации в нашей компетенции. Мы должны прибыть на место, эвакуировать пострадавших, доставить их в больницы, если пожар — потушить. Задачи экстренные», — рассказывает заместитель директора по организации летной работы ГКУ «Московский авиационный центр» Олег Катальшев.

    Пилоты же говорят, что работа у них — как у всех. Лукавят ли, сказать сложно: на счету тех, кто бороздит московское небо, не только сотни спасенных жизней, но и огромный опыт полетов еще до поступления на работу в МАЦ.

    «У летного состава серьезная подготовка. Как правило, пилоты очень опытные, бывшие военные, имеют опыт не только летной, но и боевой работы. За 15 лет существования мы уяснили очень много тонкостей этой работы, которые нельзя было узнать нигде. Потому что до нас этим не занимался никто», — добавляет Олег Катальшев.

    Полеты над городом — задача, как здесь говорят, ювелирная. Столичное небо расчерчено по метрам: здесь закрытая зона, там — провода, высотки и воздушные потоки.

    «Летать над Москвой — это большая ответственность. Над Москвой, помимо нас, летают еще другие воздушные суда, и надо четко выдерживать параметры полета: скорость, расстояние. Удержать вертолет на заданной точке, на заданной линии пути — это, конечно, требует концентрации», — отмечает командир воздушного судна Илья Иващенко.



    Небесная скорая

    Есть еще у Московского авиационного центра пять санитарных вертолетов. Это легкие современные ВК117С-2, два из которых выкрашены в красно-белый цвет с красным крестом на боку, остальные — белые с оранжево-синей полосой. Ежедневно на дежурном посту находятся три санитарных борта. Скорая помощь с винтами. Садиться они могут на любую поверхность, минимальные габариты площадки для нормальной посадки 15 на 15 метров. Один из таких вертолетов в час дня вылетает в сторону городской клинической больницы № 15 имени О.М. Филатова на боевую вахту.

    После прибытия на вертолетную площадку больницы он первым отреагирует на вызов оперативного дежурного в случае чрезвычайного происшествия в городе. Для того чтобы собраться и подняться в воздух, бригаде по регламенту необходимо 10 минут. В реальности, говорят пилоты, получается все в два раза быстрее. Чтобы оказаться на месте — не больше 10. Здесь врачи проводят первые реанимационные работы и стабилизируют пострадавшего, после чего отвозят его в больницу.

    Внутри у вертолета ВК117С-2 аппараты искусственной вентиляции легких, монитор жизненно важных функций, два инфузомата (аппарат, который подает препараты с точностью до микрограмма) и дефибриллятор. С таким инструментарием врачи могут реанимировать пациента и в полете.

    «Вообще, это оборудование точно такое же, как в отделении реанимации. Если пациент блокирован в машине, мы ему оказываем помощь на месте, можем даже забраться в этот автомобиль и выполнять определенные манипуляции (статус спасателя позволяет этим врачам работать в зоне ЧС. — Прим. mos . ru ). Если состояние пострадавшего стабильное, можно все это делать на борту», — рассказывает анестезиолог-реаниматолог МАЦ Анатолий Пономарев.

    Он самый молодой врач среди медработников центра, ему 29 лет. До прихода в учреждение работал в скорой помощи. Говорит, машина скорой помощи и санитарный вертолет похожи, но есть свои нюансы.

    «Здесь вибрация, шум, мы летаем в гарнитуре. Если какая-то манипуляция, например нужно поставить катетер в шею, мы предупреждаем пилотов, и они стараются по возможности сбросить скорость, чтобы меньше трясло», — продолжает медик.

    В общем, ничего необычного. Правда, как помещается и работает бригада из трех человек в салоне вертолета, все равно представить сложно: места там, кажется, меньше, чем в «газели». А поднять ВК117С-2 может как одного, так и двух пострадавших. Только с начала 2018 года воздушные реанимобили доставили в больницы больше 40 человек. А за 2017 год помощь с неба пришла 897 раз.

    Выбираться из салона вертолета, где мы говорили с молодым врачом, непросто: страшно разбить или сломать сложное оборудование. «Главное — голову не сломайте», — предупреждает Анатолий Пономарев. Такой вот профессиональный юмор.



    Как тушат пожары с воздуха

    Пообщавшись с пилотами и врачами санитарных ВК117, едем на северную стоянку аэродрома, к экипажам пожарных. Пожарные вертолеты находятся на страже безопасности москвичей круглосуточно.

    Здесь ожидают вызова Ка-32А — универсальные рабочие вертолеты, способные сбросить на пожар за раз пять тонн воды. В распоряжении пилотов три таких вертолета. Один из них оборудован единственной в России системой бокового, вертикального и горизонтального пожаротушения (пушкой), которая позволяет тушить высотные здания с близкого расстояния.

    Немного в отдалении — гигант МИ-26, самый крупный вертолет в мире, или на языке авиаторов «воздушный корабль». Он может поднять в небо 15 тонн воды.

    В комнате отдыха на северной стоянке расставлены диваны, телевизор, на стене висит крошечная модель вертолета на нитке и карта Москвы с синими точками — водоемами, из которых могут набирать воду Ка-32А и МИ-26. Главный вертолетный «водопой» — Москва-река. Зимой она не замерзает, да и добраться до нее можно почти из любой точки города. Но вообще заполнять водосливные устройства (такие огромные брезентовые «ведра») экипажи имеют право из любых доступных водоемов.

    Без «последних» полетов и числа 13

    О работе летчики говорят мало, но с большим оживлением рассказывают о приметах. Как оказалось, они весьма суеверны и не скрывают этого. Хором обрывают, когда звучит слово «последний»: в авиации его не жалуют и заменяют на «крайний». А еще не терпят числа 13 (даже номера серийного такого не существует), не заполняют летные книжки черной ручкой и не фотографируются у вертолетов перед вылетом.

    «Но это так… Это не серьезно», — добавляют дежурные. Вера в приметы не мешает им исполнять свой долг и работать иногда почти без отдыха. Так было, например, летом 2010-го года во время лесных пожаров под Москвой и в 2012-м при пожаре на 67-м этаже башни «Восток» делового центра «Москва-Сити».

    Тогда пилоты провели уникальную операцию. И настолько успешную, что позже за опытом работы в подобных непростых условиях обращались коллеги из-за рубежа. «На таких высотах вертолету вообще тяжело зависнуть и удержаться, плюс это было ночью. И “Москва-Сити” построен так, что между зданиями не угадаешь, когда случится следующий порыв ветра», — объясняет командир воздушного судна Андрей Михалевич.

    Всегда на посту

    Между вылетами и пилоты, и медики тренируются — нельзя терять квалификацию. Для таких полетов каждую неделю в небо поднимают даже «воздушный корабль». Заместитель директора по организации летной работы ГКУ «Московский авиационный центр» Олег Катальшев добавляет, что тренировки проходят и в дневное, и в ночное время, что необходимо для подготовки к чемпионату мира по футболу.

    12/10/2010

    1 ноября в Петербурге произойдет воздушная революция – с этого момента в небе над городом смогут летать не только МЧС, скорая помощь и военные, но и простые горожане, обладатели семейных вертолетов и самолетов. Одновременно упростится и ускорится выдача разрешений на полеты.


    ПВО дает добро

    Сбылась мечта легендарного летчика Матиаса Руста: совершая свой полет сейчас, он мог бы сделать это совершенно легально и приземлиться, правда, не на самой Дворцовой площади, но неподалеку. Ближе к весне сбудется мечта еще одного легендарного летчика, Вадима Базыкина - в Петербурге появятся еще 17 вертолетных площадок.

    Праздновать победу еще рано, но сделано главное - сломлено сопротивление военных ведомств, в частности, сил ПВО, дравшихся за право контролировать небо над городом. До сих пор разрешение на полеты вертолетов и самолетов над Петербургом выдавали только федеральные ведомства и военные - ФСБ, 6-я Воздушная армия, Росавиация, Управление воздушным движением. На получение разрешения, как правило, уходило не менее 2 - 5 суток. Поднаторевшие в этом деле профи - вертолетные авиапредприятия «Спарк +», «Балтийские авиалинии» и единственная городе специализирующаяся на вертолетном туризме турфирма «Экси-тур», умудрялись выбить разрешение быстрее - обратившись к ним с утра, не позже 9 часов, можно было взлететь в тот же день или утром на следующий.

    Столь сложный порядок выдачи разрешений был связан с тем, что воздушное пространство над Петербургом имело статус запретной зоны. 1 ноября вступает в силу приказ Минтранса, исключающий его из списка запретных зон и переводящий в статус зоны ограничения полетов. Ограничение, как известно, - более мягкая степень запрета. В этой зоне, а простираться она будет над всей территорией Петербурга в границах КАД, за исключением Курортного и Петродворцового районов, разрешения на полеты будет давать Комитет по транспортно-транзитной политике (КТТП). В этой истории нет ничего личного - как заверили нас в КТТП, ни у кого из членов комитета и даже у членов городского правительства нет ни личных, ни служебных самолетов или вертолетов. У них есть другое - понимание международной обстановки и нужд горожан. В ходе последних визитов Дмитрия Медведева к Бараку Обаме и другим лидерам международная обстановка стала настолько миролюбивой, что защита неба над Петербургом от вражеских бомбардировщиков уже не представляется приоритетной задачей - это поняли даже военные.

    Они не особенно сопротивлялись решению, - рассказывает Ксения Горлевая из Комитета по транспортно-транзитной политике. - В Минтранс через губернатора обратился наш комитет. Инициатива была озвучена всеми авиационными ведомствами. В частности, Пулково выступало за снятие зоны для того, чтобы создать возможность разрабатывать новые схемы маневрирования, так как рост пассажиропотока вызвал рост количества взлетов и посадок.

    Одновременно повысилась потребность горожан в частной авиации. Явление для нашей страны достаточно новое - только в 1997 году вышел новый Воздушный кодекс РФ, позволивший покупать и эксплуатировать воздушные суда иностранного и российского производства частным лицам и компаниям. Сейчас собственные вертолеты есть у многих петербуржцев, например, у Игоря Лейтиса, президента холдинга «Адамант». Собственный гидросамолет - у директора компании «Элита Девелопмент» Владимира Любомирова. Увлекается пилотированием самолетов, но пока не имеет своего (по нашим данным) генеральный директор холдинга «Эталон-ЛенСпецСМУ» Дмитрий Заренков…
    По оценкам КТТП, парк малой авиации Петербурга (небольшие вертолеты и самолеты) насчитывает всего около 30 единиц.

    Когда аэродром Ржевка, специализировавшийся на малой авиации, разогнали, у нас пропала возможность точно оценивать существующий парк, вертолеты растащили по огородам, у каждого бизнесмена по вертолету, летают без регистрации, - рассказывает Вадим Базыкин. - Только у меня в «Спарк +» 7 своих машин и еще 4 в аренде, в «Балтийских авиалиниях» - 4 вертолета, но основная масса - у частных владельцев, таких не меньше 30.

    Есть 1 вертолет у ГУ МЧС по Петербургу и Ленобласти и 2 вертолета - у Северо-Западного центра МЧС. У скорой помощи нет ни одного своего вертолета. Итого - 3 социальных вертолета на город. Тем не менее, именно социальными задачами объясняется упрощение выдачи разрешений на полеты.

    Кому это нужно

    Я лишь один из соавторов проекта, - рассказывает Вадим Базыкин, главный консультант городской программы развития вертолетного движения. - Это нужно всем, это европейский опыт. Мы сейчас отстаем от всех. Из стран СНГ первым принял упрощенную систему Казахстан. Мы уже более 10 лет работаем в Норвегии. Там, чтобы взлететь, нужно за 20 минут отправить заявку по факсу. В Москве вопрос решается за 2 - 3 часа. В Петербурге - за 5 суток. Непременно нужно согласовать с администрацией села Гадюкино, что оно не возражает (Гадюкино - в данном случае не образ, а реальное село с таким названием близ горнолыжного курорта под Коробицыном, куда уже более 3 лет пытаются наладить регулярные вертолетные рейсы. - А. О.). Главный вопрос сейчас - доставка больных…

    Весной 2006-го Валентина Матвиенко рассказывала, что уже к 1 мая 2006-го в Петербурге будет построено пять вертолетных площадок при лечебных учреждениях - Детской городской больнице № 1, Городской больнице № 1, НИИ скорой помощи им. Джанелидзе, Александровской больнице и Ленинградской областной клинической больнице. Из этого плана претворился в жизнь только один проект - в феврале 2007-го открылась вертолетная площадка в НИИ скорой помощи.

    Медицина восприняла нововведение с энтузиазмом, но сдержанным.
    - Прежде всего, это поможет самим авиационным компаниям, которые зарабатывают деньги, не сравнимые с нашими тарифами - за вертолет сейчас просят около 5 тыс. евро в час - 200 тыс. рублей, - рассказывает Лев Авербах, генеральный директор и главврач частной скорой помощи Coris. - Спрос на использование вертолета для нужд скорой помощи есть, но весьма ограниченный и множеством факторов - вертолеты не летают в изморозь, ночью, в холод. Тем не менее, примерно раз в 2 месяца находятся люди, готовые заплатить такие деньги, и мы арендуем вертолет у «Балтийских авиалиний» или у Американской медицинской клиники.

    На больших расстояниях, до 1,5 часа полета, со скоростью 250 км/ч вертолет дает заметное преимущество по сравнению с машиной, даже с учетом того, что до ближайшей вертолетной площадки нужно еще доехать на машине - на вертолетах мы возим больных, например, из Карелии. Хотя считается, что площадки есть в Ленинградской областной больнице и в Джанелидзе, я что-то не видел, чтобы туда кто-то летал. Мы пользовались площадкой Петропавловки. При 1,5 часа полета в один конец время, уходящее на получение разрешения, весьма критично. Если в 9 утра подаешь заявку, к 11 можно сделать разрешение, а если во второй половине дня - только на следующее утро. Так что упрощение системы нам, конечно, тоже поможет. Хорошо бы, чтоб еще люди стали обязательнее. Не у всех есть возможность заплатить сразу. Мы входим в положение и иногда берем на себя риск. В июне этого года человек упросил нас принять его из Сургута на самолете. Больной выздоровел давно, я полгода уже звоню ему и не могу получить 100 тыс. руб. С тех пор работаем только по предоплате.

    Этим летом мы на вертолете к больным ни разу не летали, хотя 4 - 5 раз обсуждалась целесообразность такой помощи, - рассказывает Ефим Данилевич, генеральный директор Американской медицинской клиники. - Летом 2009-го два или три раза на вертолетах эвакуировали. Актуальный пример - с острова в районе Кижей. В таких случаях мы принимаем решение по совокупности факторов - медицинская ситуация, можно ли получить одобрение от страховой компании (это удается не всегда), даст ли вертолет выигрыш по времени с учетом ситуации на дорогах. Оперативность разрешения - не последний, однако, и не первый из сдерживающих факторов. Конечно, здорово, если и у нас система упростится. Однако и при современной системе у нас за все время сорвался только один вылет - не успели до темноты. И хорошо, что не полетели, - как выяснилось, паника со стороны родственников больного была неадекватной - оказался перелом руки, а не ноги. Перелом - вообще не тот случай, когда нужен вертолет, но даже если человек палец сломал, но хочет непременно на вертолете - мы не отказываем.
    В общем, получается, что применение вертолетов для скорой помощи - пока скорее исключение, чем ежедневная практика.

    Где парковаться

    В марте 2009-го автономная некоммерческая организация (АНО) «Альянс-Авиа» получила от города два земельных участка площадью более 15 га в районе Взлетной ул., близ Пулкова. Под изыскательские работы на предмет строительства вертодрома. Участки под изыскания даются на 11 месяцев по регламенту. Так что срок истек, и мы позвонили в «Альянс-Авиа», чтоб узнать, когда идти к ним с шампанским.

    Ведем изыскания, - рассказал Игорь, сотрудник компании, пожелавший называть свою фамилию.
    - Так срок истек.
    - Это уже другие изыскания, новые. Пока что можно сказать, что построить вертодром в этом месте вполне реально. Участок в аренде. Собираем документы, ведем поиски привлеченного инвестора.

    Слава богу, у вертолетовладельцев есть альтернативные варианты.
    За последнее время к 6 существовавшим вертолетным площадкам - Пулково, Петропавловка, Елагин остров, Петергоф, Царское Село, крыша гостиницы «Амбассадор» на ул. Римского-Корсакова добавилось еще 7 - Благовещенский мост, Парголово, Московское шоссе, 231, Уткина заводь, Девяткино, форт «Константин», Центральный яхт-клуб. Итого - 12 площадок.

    Сейчас на вертолеты появился сезонный спрос - летом их арендуют под свадьбы. Теоретически должна падать цена, но сейчас, похоже, спрос растет быстрее, чем парк малой авиации. За 2,5 года цена на аренду МИ-8 вместимостью 20 человек подскочила с 65 тыс. руб./час до 85 - 95 тыс. руб./час, при том что себестоимость осталась примерно прежней - около $1 - 1,2 тыс., или 30 - 40 тыс. руб./час.

    Цена может упасть раза в 3 при существенном росте парка авиации, - утешает Вадим Базыкин. - К тому же необязательно арендовать МИ-8. Час полета на 4 - 5-местном вертолете обходится в 40 - 45 тыс. руб., на 2-местном - 17 - 18 тыс. руб. К лету 2011 года в Петербурге появится как минимум еще 17 вертолетных площадок. 11 уже построены, но не открыты - 2 - 3 месяца уйдет на согласования, 4 - еще в проекте. Появится площадка перед выездом на Выборгское шоссе с кольцевой у ТРК «Мега-Парнас», в районе ответвления на пр. Культуры, в Кронштадте…

    Сколько ждать взлета

    Со сроками выдачи разрешений на полеты КТТП пока тоже не слишком обнадежил. Ускорение получается какое-то странное. Вместо 2 - 3 часов (только для медиков, ФСБ, милиции) до 2 - 5 суток, как сейчас…

    Проект административного регламента предполагает срок до 30 дней в зависимости от полноты поданного пакета документов, - сообщили в Комитете по транспортно-транзитной политике.

    Главное - что верхняя граница определена: собравшись полетать с друзьями на самолете, через месяц вы уж точно выясните, получится это или нет. В зависимости от полноты пакета… А как иначе? Ведь в небо теперь ломанутся не только профессионалы, а все желающие.

    Не совсем так, - уточняет Ксения Горлевая. - Разрешения на полеты физическим лицам будут выдаваться на основе наличия у них Private Pilot license, документа, подтверждающего летные навыки.

    Навыков будет недостаточно. Дело в том, что никакой конкретной карты с трассировкой воздушных дорог над городом у КТТП нет. Каждый может сам попытаться ее нарисовать, имея карту города с Невой, ее притоками и другим речками. Но представление ваше о разрешенных для полета зонах проверит Росавиация и специально обученные инструкторы. Стыковать заявки между собой и отслеживать, не уклонились ли с маршрута, будет диспетчерский пункт аэропорта Пулково.

    Только для выработки навыков ориентации в городе, нужно будет пройти обучение в течение 3 дней по 6 - 7 часов, изучить возможные маршруты, точки входа в город на севере, на юге, - рассказывает Вадим Базыкин.

    Движение организуется по маршрутам над водными путями и КАД, - сообщили в КТТП. - Над зданиями и сооружениями летать нельзя. Таким образом, над Эрмитажем летать нельзя, но над Невой у Эрмитажа можно.

    Минимальная высота полета определена так - 3 км. Сесть на воду можно будет только на гидросамолете. И то не везде, а только на специальных гидроаэродромах, каковых в городе всего 2 - остров Бычий и Геркулес-гидро (поселок Лахта). Несанкционированные посадки на самолетах без поплавков будут рассматриваться как преступление и караться со всей возможной жестокостью.