Тур хейердал библиография. Тур хейердал, биография. Тур Хейердал - учеба

«Клуб КиноПутешественников» знают имя
знаменитого норвежского путешественника и антрополога Тура Хейердала. С детских лет Хейердал интересовался зоологией. А повзрослев, он сделал путешествия делом своей жизни. 10 самых знаменитых путешествий Хейердала представлены ниже.

1

Это было первое путешествие Хейердала и его жены. События, которые происходили с новобрачными, были описаны в книге «В поисках рая». Книга была опубликована, но в связи с начавшейся Второй мировой войной, оказалась почти забытой.
В последствии, в 1971 году книга была переведена на русский язык и выпущена под названием «В поисках рая. Аку-Аку».

2


С целью найти следы морских путешественников, приплывших из Юго-Восточной Азии в начале каменного века, но так и не достигших Полинезии ранее начала второго тысячелетия нашей эры, Тур Хейердал отправился в Канаду, где стал знакомиться с жизнью местных индейцев. Там его застала Вторая мировая война. В звании лейтенанта, после окончания английской диверсионной радиошколы направлялся к берегам Норвегии. Цель акции — заброска группы на оккупированную немцами территорию. Во время похода, американский лайнер, на котором плыл Хейердал, был атакован немецкой подводной лодкой. (Спасение пришло в виде советского корабля.) По прибытию на Киркенес, Хейердал занимался поддержкой радиосвязи отряда с войсками союзников.

3


После окончания войны, Хейердал вернулся к своим антропологическим изысканиям, и в команде с четырьмя неутомимыми исследователями отправился в Перу. Из древесины самого легкого дерева(бальсы), они построили плот, получивший название «Кон-Тики». Погрузив на него свои припасы, храбрая шестерка направилась к берегам Туамоту, расположенным на расстоянии 8000 км.
А 7 августа 1947 года, по прошествии 101 дня плавания, они достигли цели. Своим путешествием они доказали возможность существования древних морских путей между Южной Америкой и Полинезией. Книга Т. Хейердала «Кон-Тики» была переведена на 66 языков мира!

4


В 1956 году Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи. Хейердал вместе с профессиональными археологами, провел на острове несколько месяцев. За это время были проведены исследования, касающиеся каменных «истуканов» Пасхи. Экспедиция опубликовала три больших тома научных отчётов. Эта экспедиция стала началом исследования «феномена» Пасхи, который продолжается и на сегодняшний день. В книге «Остров Пасхи: разгаданная тайна» Хейердал предложил более детализированную теорию истории острова.

5


В 1969 была построена лодка из папируса, на которой Хейердал попытался пересечь Атлантический океан, выбрав отправной точкой берег Марокко (Африка). Лодка, была спроектирована по изображениям лодок Древнего Египта, и названная «Ра». Ее создателями были строители с озера Чад, а камыш доставляли из Эфиопии. Через несколько недель плавания, в связи с техническими проблемами, повлекшими гибелью «Ра», команда вынуждена была эвакуироваться.

6


В 1970 году была построена доработанная версия «Ра», которую назвали «Ра-II». В ее строительстве, принимали участие мастера с озера Титикака. Выйдя из того же порта что и «Ра», лодка успешно достигла Барбадоса, продемонстрировав, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы под парусом, используя Канарское течение. Экипаж «Ра-II» был международным. Нашу страну представлял Юрий Сенкевич.

7


В 1977 году была построена ещё одна тростниковая лодка, названная «Тигрис». Целью путешествия было доказательство, что между Индской цивилизацией и Месопотамией могли существовать торговые, а также миграционные контакты.

8 Путешествие на Мальдивские острова


В 1983 году, Туром Хейердалом была организована экспедиция, целью которой было обследование курганов, найденных на Мальдивских островах. Там были обнаружены фундаменты построек, ориентированных на восток, а также скульптуры бородатых мореплавателей с продолговатыми ушными мочками. Это подтвердило теорию о заселении Мальдив выходцами из Шри-Ланки. Открытия, сделанные Хейердалом, описаны в книге «Мальдивская загадка».

9 Экспедиция на остров Тенерифе


1991 год связан с экспедицией Хейердала на острове Тенерифе, на котором он занимался исследованием пирамид Гуимар. Согласно теории Хейердала, они являются не горами булыжников, а астрономическими пирамидами.

10 Экспедиция в Азов


Последний проект Хейердала подробно описывается в книге «В поисках Одина. По следам нашего прошлого». Тур Хейердал рассказывает про поиски древней цивилизации Асгарда. Согласно его теории, родиной асов (древних жителей Скандинавии) была территория северного Приазовья и Азербайджан. Пытаясь доказать свою теорию, основанную на исландских сагах XII и XIII веков, Хейердал начал археологические раскопки у древнего города Танаис на берегу Азовского моря.

Преклонные годы своей жизни Тур Хейердал провел в итальянском городке Алассио, в окружении своей семьи. На родине (в Норвегии) ему ещё при жизни был установлен памятник, а в его доме был открыт музей.

Ранние годы

Тур Хейердал родился в небольшом городке Ларвик на юге Норвегии в семье Тура и Алисон Люнг Хейердал. Отец владел пивоварней. Мать работала в антропологическом музее, и юный Тур довольно рано познакомился с дарвиновской теорией эволюции . С детских лет Хейердал интересовался зоологией . В доме, где Тур проживал в те годы, он создал небольшой музей, в котором главным экспонатом была гадюка

В детстве Тур страшно боялся воды, потому что дважды чуть не утонул. Как он сам вспоминал впоследствии, если бы лет в 17 ему кто-нибудь сказал, что он будет плавать по океану на утлой лодчонке по нескольку месяцев, он счёл бы того человека безумным. Расстаться с этой боязнью он смог только в 22 года, когда, случайно упав в реку, нашёл в себе силы выплыть самостоятельно.

Любознательным молодоженам казалось, что они смогут прожить в условиях девственно нетронутой природы, подобно Адаму и Еве, без особых сложностей. Однако со временем у Лив и у Тура стали появляться на ногах кровоточащие язвы, им необходимо было срочно показаться врачу, который, к счастью, нашелся на соседнем острове. Вылечившись, молодые люди возвратились на Фату-Хива , но через некоторое время, чувствуя растущую неприязнь со стороны местного населения, были вынуждены вернуться на родину.

О событиях, происходивших с Туром Хейердалом во время стоянки на Маркизских островах , рассказывает его первая книга «В поисках рая» (1938). Она была опубликована в Норвегии , но из-за разразившейся Второй мировой войны оказалась почти забытой. В 1964 году сокращённый русский перевод (Л. Л. Жданова) выпустило советское издательство «Мысль ». Несколько позже, уже прославившись своими другими путешествиями и работами в иных областях, Хейердал опубликовал новый вариант книги под названием «Фату-Хива» (рус. пер. 1978).

Вторая мировая война

С целью найти следы морских путешественников, приплывших из Юго-Восточной Азии в начале каменного века , но так и не достигших Полинезии ранее начала второго тысячелетия нашей эры, Тур Хейердал отправился в Канаду , где стал знакомиться с жизнью местных индейцев . Там его застала Вторая мировая война .

Как истинный патриот, он желал сражаться с врагом и, в конце концов перебравшись в США , завербовался в армию. После окончания диверсионной радиошколы в Англии Хейердала и его товарищей из так называемой «I Group» подготовили к заброске в оккупированную немецкой армией Норвегию . В звании лейтенанта он отправился на американском лайнере в составе конвоя в Мурманск . В конце похода конвой подвергся атаке немецких подводных лодок , которая была отбита с помощью советских кораблей . По прибытии в Киркенес группа Хейердала должна была поддерживать радиосвязь штаба норвежского отряда с Лондоном . Здесь он и встретил окончание войны.

Экспедиция «Кон-Тики»

7 августа, по прошествии 101 дня мореплавания, «Кон-Тики», преодолевший в Тихом океане 4300 морских миль (8000 км), прибило к рифам атолла Рароиа островов Туамоту .

«Кон-Тики» продемонстрировал, что примитивный плот, используя течение Гумбольдта и попутный ветер, действительно мог относительно просто и безопасно переплыть Тихий океан в западном направлении. Благодаря системе килей и парусу плот доказал свою высокую манёвренность. Кроме того, между бальсовых брёвен в довольно большом количестве скапливалась вода, а это позволяет предполагать, что древние мореплаватели могли использовать её для утоления жажды в отсутствие других источников пресной воды . Вдохновлённые плаванием «Кон-Тики », и другие повторили это путешествие на своих плотах. Книга Тура Хейердала «Кон-Тики » переведена на 66 языков мира. Документальный фильм об экспедиции, снятый Хейердалом во время плавания, получил в 1952 году премию «Оскар» за лучший документальный полнометражный фильм .

Между тем, известны и прямые доказательства контактов между Южной Америкой и Полинезией : наиболее существенным представляется тот факт, что южноамериканский батат является основным пищевым продуктом почти во всей Полинезии . Опытным путём Хейердал доказал, что ни батат, ни кокос не могли достигнуть островов Полинезии «вплавь». По поводу лингвистического аргумента Хейердал приводил аналогию, согласно которой, он предпочитает полагать, что афроамериканцы произошли всё-таки из Африки , судя по цвету их кожи, а не из Англии , как можно было бы считать по их речи.

Первая лодка, названная «Ра», спроектированная по рисункам и макетам лодок Древнего Египта , была построена специалистами с озера Чад (Республика Чад) из папируса, добытого на озере Тана в Эфиопии , и вышла в Атлантический океан с побережья Марокко. По прошествии нескольких недель «Ра» стал сгибаться из-за конструктивных недостатков, погружаться кормой в воду и, в конце концов, разломился на части. Команда была вынуждена оставить судно.

На следующий год другая лодка, «Ра-II», доработанная с учётом опыта предыдущего плавания, была построена мастерами с озера Титикака в Боливии и также из Марокко отправилась в плавание, на этот раз увенчавшееся полным успехом - лодка достигла Барбадоса , продемонстрировав тем самым, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы. Несмотря на то что целью плавания «Ра» было всего лишь подтвердить мореходные качества древних судов, построенных из лёгкого камыша, успех экспедиции «Ра-II» был расценён как свидетельство того, что ещё в доисторические времена египетские мореплаватели, намеренно или случайно, могли совершать путешествия в Новый Свет .

Об этих экспедициях Туром Хейердалом была написана книга «Экспедиции на „Ра“» и создан документальный фильм.

«Сходство между ранними цивилизациями Египта и Мексики не ограничивается лишь пирамидами … И в Мексике, и в Египте существовала высокоразвитая система иероглифической письменности… Учёные отмечают сходство фресковой живописи в храмах и усыпальницах, схожие конструкции храмов с искусными мегалитическими колоннадами. Указывается на то, что при сооружении сводов из плит архитекторы по обе стороны Атлантики не знали искусства сооружения настоящей арки. Обращается внимание на существование циклопических по размеру каменных человеческих фигур, на удивительные астрономические познания и высокоразвитую календарную систему в Мексике и Египте. Учёные сопоставляют удивительную по совершенству практику трепанации человеческого черепа, характерную для культур древнего Средиземноморья, Мексики и Перу, а также указывают на схожий египетско-перуанский обычай мумификации. Эти и другие многочисленные свидетельства сходности культур, взятые вместе, могли бы подтвердить теорию о том, что однажды или неоднократно суда с берегов Средиземного моря пересекали Атлантический океан и принесли основы цивилизации аборигенам Мексики».

Помимо основных аспектов экспедиции, Хейердал намеренно подобрал экипаж, в котором собрал представителей разных рас , национальностей , религий и политических убеждений , с тем чтобы продемонстрировать, как на таком маленьком плавучем островке люди могут плодотворно сотрудничать и жить в мире. Кроме этого, экспедиция собрала образцы загрязнения океана и представила свой доклад в Организацию Объединённых Наций .

Другие исследования

О последнем проекте Хейердала рассказывается в его книге «В погоне за Одином . По следам нашего прошлого». В 2000 году Хейердалом были начаты раскопки в Азове Ростовской области, старинном городе неподалёку от Азовского моря . Он пытался отыскать следы древней цивилизации Асгарда , основываясь на текстах и древних картах, представленных в «Саге об Инглингах » Снорри Стурлусона . В этой саге говорится о том, что вождь по имени Один возглавил племя, называемое асами , и с низовий Дона (Танаквисля/Tanakvísl ) повёл его на север, через Саксонию на остров Фюн в Дании , и, наконец, обосновался в Швеции . Там, согласно тексту Снорри Стурлусона, он произвёл такое впечатление на местных жителей своими разнообразными познаниями, что они стали поклоняться ему после его смерти, как богу (см. также «Дом Инглингов», «Мифические короли Швеции »). Хейердал предположил, что история, поведанная в «Саге об Инглингах», основана на реальных фактах.

Этот проект вызвал в Норвегии резкую критику со стороны историков, археологов и лингвистов и был признан псевдонаучным. Хейердал был обвинён в избирательном использовании источников и в полном отсутствии научной методологии в своей работе. В этой книге Хейердал основывал свои доводы на сходстве имён в норвежской мифологии и географических названий черноморского региона , - например, Азов и асы, удины и Один, Тюр и Турция . Филологи и историки отвергают эти параллели как случайные, а также как хронологические ошибки: например, город Азов получил своё имя (по первому упоминанию в найденных летописях) спустя 1000 лет после того как там, по утверждению Хейердала, поселились асы, жители Асгарда. Резкая полемика, окружавшая проект «В погоне за Одином», во многом была типичной для взаимоотношений Хейердала и академических кругов. Его теории редко получали научное признание, в то время как сам Хейердал отвергал научную критику и сосредоточивался на опубликовании своих теорий в популярной литературе, предназначенной для самых широких масс.

Хейердал был убеждён, что норвежцы и другие скандинавы могут, в частности, проследить свои корни из современного Азербайджана . В последние два десятилетия своей жизни он несколько раз ездил в Азербайджан. В 1994 году он побывал в Гобустане , где изучил наскальные рисунки . В сентября 2000 года Хейердал посетил археологические раскопки на территории церкви в селе Киш . Сегодня напротив этой церкви установлен бюст Хейердалу. Его теория относительно Одина была принята как факт евангелической лютеранской церковью Норвегии.

Хейердал являлся активистом зелёной политики . Мировая известность Хейердала послужила причиной его встреч с известными политиками (в частности, во время визита на Кубу он сдружился с Фиделем Кастро). Он даже выступил с докладом о значении охраны окружающей среды перед последним главой СССР Михаилом Горбачёвым . Хейердал ежегодно участвовал в присуждении Альтернативной Нобелевской премии в качестве члена жюри. В 1994 году Хейердал и актриса Лив Ульман были выбраны норвежцами для выполнения почётной обязанности открытия зимней Олимпиады в Лиллехаммере и предстали перед телевизионной аудиторией, насчитывавшей больше миллиарда человек. В 1999 году соотечественники признали его самым знаменитым норвежцем XX столетия. Он был награждён многочисленными медалями и премиями, а также удостоен одиннадцати почётных степеней университетов Америки и Европы.

Последующие годы

В последующие годы Хейердал был занят многими экспедициями и археологическими проектами. Однако он остался наиболее известен своими морскими путешествиями на лодках и особенным вниманием к вопросам культурного диффузионизма .

Критика

Многие теории Тура Хейердала, особенно теория о заселении Полинезии, подвергались критике. Так, Эрик де Бишоп считал, что имел место лишь культурный обмен между полинезийцами и населением Южной Америки, так как морская техника полинезийцев превосходит технику других народов, что сам доказал плаванием на «Каимилоа». Генетические исследования жителей острова Пасхи (Рапануи) показывают 8-процентный вклад южноамериканских индейцев в геном сегодняшних рапануйцев. Авторы считают этот вклад старше 500 лет. Соответственно, южноамериканский вклад в древних рапануйцев оценён в 10% .

Милослав Стингл называл «легенду о гениальных блондинах» очень похожей на «теории, не так давно поставившие человечество на грань катастрофы ». Однако следует заметить, что доказательная сила научной теории (либо гипотезы) совершенно не зависит от ориентации тех политических сил, которые принимают её на вооружение.

Награды и почётные звания

Библиография

На иностранных языках

На русском языке

  • Хейердал Тур. Путешествие на «Кон-Тики». На плоту от Перу до Полинезии / Пер. Т. Л. Ровинской, В. И. Ровинского. - М.: Молодая гвардия, 1957. - 286 с.: ил. - (Библиотека путешествий).
  • Хейердал Тур. Путешествие на «Кон-Тики» / Пер. Л. Головина, А. Комарова. - М.: Детгиз, 1957. - 368 с.: ил. - (Школьная библиотека).
  • Хейердал Тур. Аку-Аку. Тайна острова Пасхи / Пер. В. Л. Якуба. - М.: Молодая Гвардия, 1959. - 384 с.: ил.
  • Хейердал Тур. Путешествие на «Кон-Тики». «Аку-аку» / Пер. с англ. Т. Л. и В. И. Ровинских. - Алма-Ата: Казахское гос. учебно-педагогич. изд., 1960. - 590 с.
  • Хейердал Тур. В поисках рая / Пер. Л. Л. Жданова. - М.: Мысль, 1964. - 160 с.: ил. - (Путешествия и приключения).
  • Хейердал Тур. Приключения одной теории / Пер. Л. Л. Жданова. - Л.: Гидрометеоиздат, 1969. - 308 с.: ил.
  • Хейердал Тур. Экспедиция «Кон-Тики». «Ра» / Пер. Л. Л. Жданова. - М.: Мысль, 1971. - 486 с.: ил. - (XX век: Путешествия. Открытия. Исследования).
  • Хейердал Тур. Фату-Хива. Возврат к природе / Пер. Л. Л. Жданова. - М.: Мысль, 1978. - 304 с.: ил.
  • Хейердал Тур. Экспедиция «Тигрис» / Пер. Л. Л. Жданова. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 362 с.: ил.
  • Хейердал Тур. Древний человек и океан / Пер. Л. Л. Жданова. - М.: Мысль, 1982. - 350 с.: ил. - (Библиотечная серия).
  • Хейердал Тур. Искусство острова Пасхи / Пер. Л. Л. Жданова. - М. Искусство, 1982. - 546 с.: ил.
  • Хейердал Тур. Мальдивская загадка / Пер. Л. Л. Жданова, В. И. Войтова. - М.: Прогресс, 1988. - 224 с.: ил. - ISBN 5-01-001081-X .
  • Хейердал Тур. По следам Адама / Пер. С. Ю. Лугового. - М.: Вагриус, 2001. - 352 с.: ил. - (Мой XX век). -

Тур Хейердал (1914 — 2002),

знаменитый норвежский путешественник.

Хейердал как-то сказал: «Я просто хочу доказать, что мир един. Главную ошибку все мы делаем, когда проводим на карте линию и говорим: «С этой стороны живут хорошие люди, а с той — плохие!». Это бред, потому что добро и зло перемешано по обе стороны этой границы».

С детских лет Хейердал интересовался зоологией. В доме, где Тур проживал в те годы, он создал небольшой музей, в котором главным экспонатом была гадюка.


Тур обучался в университете Осло. Самостоятельно изучал историю и культуру Полинезии - группы островов в Тихом океане (самые известные острова Полинезии: Гавайские острова и Таити).


Выдвинув теорию о том, что океаны не разделяли, а соединяли древние цивилизации, Тур Хейердал отправился в Канаду, где стал знакомиться с жизнью местных индейцев.

Экспедиция «Кон-Тики». 1947 год.




Тур Хейердал внимательно изучал местные легенды и археологические свидетельства, позволявшие предполагать, что между Южной Америкой и Полинезией могли быть контакты.

Для экспедиции, которая подтвердила бы его теорию о том, что древние люди могли переплывать океан на древних плотах и примитивных лодках, Хейердал и его пятеро друзей-путешественников построили в Перу из бальсового дерева и других природных материалов плот паэ-паэ, который они назвали «Кон-Тики».

7 августа 1947 года, через 101 день мореплавания, «Кон-Тики», преодолевший в Тихом океане 8 000 км, прибило к рифам островов Туамоту - теория оказалась верна!



«Кон-Тики» продемонстрировал, что примитивный плот, используя течение и попутный ветер, мог относительно просто и безопасно переплыть Тихий океан в западном направлении. Благодаря системе килей и парусу, плот доказал свою высокую манёвренность, а рыба скапливалась между брёвен в таком количестве, что не исключено, что древние мореплаватели могли использовать её для утоления жажды в отсутствие других источников пресной воды.


Успешное плавание «Кон-Тики» вместе с серьезными научными изысканиями Хейердала доказало, что островные архипелаги Тихого океана были заселены не только из Азии, но и из Южной Америки.

Книга Т. Хейердала «Кон-Тики» переведена на 66 языков мира.

Документальный фильм об экспедиции, снятый Хейердалом во время плавания, получил в 1951 году премию «Оскар».

Экспедиция на остров Пасхи .

В 1955-1956 гг. Тур Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи. Провели на острове несколько месяцев, исследуя ряд археологических объектов. Основными в проекте были эксперименты со знаменитыми статуями моаи и раскопки на возвышенностях.

Эта экспедиция заложила фундамент для многих археологических изысканий, которые продолжаются на острове и поныне.
Популярная книга Хейердала «Аку-Аку» стала очередным международным бестселлером.

Лодки «Ра» и «Ра-II»


В 1969 и 1970 гг. Тур Хейердал построил две лодки из папируса и попытался пересечь Атлантический океан с берегов Марокко в Африке.

Первая лодка, названная «Ра», сделанная по рисункам и макетам Древнего Египта, была построена специалистами с озера Чад (Республика Чад) из камыша, добытого на озере Тана в Эфиопии, и вышла в Атлантический океан с побережья Марокко.

На следующий год другая лодка, «Ра-II», доработанная с учетом опыта предыдущего плавания, была построена мастерами с озера Титикака в Боливии и также отправилась в плавание из Марокко, увенчавшееся на этот раз полным успехом.

Лодка достигла Барбадоса, продемонстрировав, что мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы под парусом, используя при этом Канарское течение.

Несмотря на то, что целью плавания «Ра» было всего лишь подтверждение мореходных качеств древних судов, построенных из легкого камыша, успех экспедиции «Ра-II» свидетельствовал, что египетские мореплаватели могли совершать путешествия в Новый Свет ещё в доисторические времена.


В экспедицию "Ра" Хейердал подобрал экипаж, в котором было большое разнообразие рас, национальностей, религий и политических мировоззрений, чтобы продемонстрировать, что на таком маленьком плавучем островке люди могут сотрудничать и жить в мире.


Экспедиция собрала образцы загрязнения океана и представила свой доклад в Организацию Объединённых Наций.
Об экспедициях написана книга «Экспедиции на «Ра»» и создан документальный фильм.

Хейердал Тур (1914-2002), норвежский путешественник, этнограф, археолог, писатель.

Родился 6 октября 1914 г. в Ларвике. Образование получил на естественно-географическом факультете Университета Осло (1933-1938 гг.).

В 1940 г., когда немецкие войска в ходе Второй мировой войны оккупировали Норвегию, Хейер-дал стал участником движения Сопротивления. Как уроженца страны викингов, его интересовала проблема возможности взаимовлияния культур вследствие трансокеанских миграций народов.

Для доказательства гипотезы, согласно которой существовала возможность заселения островов Полинезии американскими индейцами, Хейердал в 1947 г. с экипажем в пять человек на бальсовом плоту «Кон-Тики» совершил плавание от побережья Перу до архипелага Туамоту, преодолев около 6000 км.

В 50-х гг. XX в. учёный продолжил исследования. В ходе экспедиции на Галапагосские острова (1953 г.) ему удалось открыть следы поселений доинкско го периода. В результате археологических изысканий на Маркизских островах, островах Пасхи и Рапа-Ити (1955-1956 гг.) Хейердал смог определить, что их заселение относится к IV в.

Много времени посвятил этнограф изучению камышового судостроения у народов Южной Америки, Азии и Африки. В 1970 г. на папирусной лодке «Ра-2» он пересёк Атлантику от Марокко до Вест-Индии, проплыв свыше 6000 км (экспедиция на лодке «Ра» в 1969 г. не удалось из-за дефектов в конструкции судна).

В 1977 г. Хейердал пустился в новое плавание - на тростниковой лодке «Тигрис» от побережья Ирака через Персидский залив к устью реки Инд, а оттуда - к африканскому берегу (Джибути).

На этот раз ему пришлось преодолеть свыше 5000 км. В 1982-1984 гг. учёный вёл археологические раскопки на Мальдивских островах и в итоге сумел доказать, что их заселение произошло около 500 г. (отодвинув общепринятую дату по меньшей мере на пять веков). В дальнейшем, в ходе раскопок близ Азовского моря, Хейердалу удалось обнаружить следы пребывания там викингов.

Путешественник рассказал о своих экспедициях в книгах (в их числе «Путешествие на «Кон-Тики», 1949 г.; «Ра», 1970 г.; «Мальдивская загадка», 1986 г.). В Осло работает музей «Кон-Тики», где экспонируются суда Хейердала.

Скажу честно, у меня регулярно складывается впечатление, что у личностей, серьёзно занятых академическими науками, мозги устроены совершенно иным способом, нежели у нормальных людей. И ладно бы обычные эксцентричные поступки — ну с кем не бывает. Но когда учёные сознательно подвергают себя огромному риску всего лишь для того, чтобы доказать необычное предположение… И примеров тому множество. Возьмём хотя бы знаменитого антрополога Тура Хейердала.

Для тех, кто в танке. Тур Хейердал — норвежский путешественник, археолог и антрополог, которой на собственной заднице испытывал методы мореплавания древних народов. Вместе со своей командой энтузиастов из разных стран (приятный пример космополитизма — там даже русский был. Юрий Сенкевич) он с нуля воссоздавал древние мореходные средства . На его счету 4 масштабных проекта, из которых полностью успешными можно назвать только первый и третий. Первый — пересечение Тихого океана на деревянном плоту Кон-Тики. Этим он доказал, что древние инки вполне могли вступать в контакт с народами Полинезии. К сожалению, ответа на вопрос: на кой чёрт древним инкам нужно было месяца три плыть в пустоту, не встречая по пути ни одного крупного острова, он не дал. Но теоретически это было возможно.

Второй и третий проекты Тура Хейердала были посвящены возможности древних египтян пересечь Атлантический океан на лодках из папируса. А папирус, как мы помним — разновидность обычного тростника. Получилось только со второй попытки, но об этом чуть позже. Что касается четвёртой экспедиции, целью которой было доказать возможность морского контакта между жителями Месопотамии (современный Ирак) и населением полуострова Индостан. Но вмешалась политическая ситуация и лодка была сожжена в знак протеста против войн, начавшихся в районе Красного моря. Там, как обычно, одни африканские племена (спонсируемые США), пытались отобрать власть у других африканских племён (спонсируемых СССР). Или наоборот. Короче, Красное море проплыть не получилось, но в целом шансы были высоки.

То есть Тур Хейердал на собственном опыте УСПЕШНО доказал все свои предположения. При этом чуть не погиб несколько раз. А между тем, у него жена была и дети. Но нет — научные истины важнее. Кстати, женат этот гражданин был три раза. Совпадение? Не думаю.

Краткая диспозиция понятна, да? А теперь поговорим обо всех тех трудностях, с которыми пришлось сталкиваться экспедициям Тура Хейердала и которые превратили его плаванье в настоящее суровое выживание. Зачем? А чтобы вы узнали, как конкретные люди справлялись с конкретными трудностями и извлекли из этой информации что-то полезное.

Итак. Плаванье на папирусной лодке «Ра» . Проблемы начались с самого старта проекта. Нормальных данных по кораблестроительству древнего Египта, разумеется, не было, так что пришлось действовать по наитию, взяв за основу традиционные папирусные лодочки, которыми давно пользовались египетские рыбаки. Но с увеличением размера сложность проекта возрастает в геометрической прогрессии. Собственно, местный кораблестроитель, которого наняли в помощь с этим делом, слился, поскольку ставить мачту в солому, в которую ни гвоздя не вобьёшь, ни шурупа не ввернёшь, было нереально. Но проект кое-как закончили. Именно что кое-как, поскольку то одного местного строителя арестовали за подозрение в работорговле, то внезапно выяснилось, что папируса в Египте больше нет и придётся за ним в Эфиопию ехать, то ещё что-то. Замечательное планирование, ничего не скажешь.

Питаться во время плаванья предполагалось рыбой, солониной, законсервированными в оливковом масле помидорами, перцами и прочей снедью, которая могла храниться несколько месяцев в условиях повышенной влажности и жары. Ну и, разумеется, запас пресной воды. И всё это на 7 человек. Размеры лодки — 15 метров в длину, 5 в ширину. Толщина слоя папируса — 2 метра.

В процессе плаванья стало ясно что:

  • Рулевое весло получилось слишком тонким, поэтому практически сразу сломалось. Пришлось менять, сращивать, чинить, но и в дальнейшем оно регулярно выходило из строя.
  • Отсутствие бортов привело к тому, что палубу постоянно заливало водой. Это портило продукты, мешало спать и затрудняло работу.
  • Спасательный плот — штука полезная, но это не помешало разобрать его, чтобы укрепить борта лодки.
  • Спасательные жилеты по древнеегипетскому образцу — скатки из папируса — говно.
  • Лодка поворачивать практически не может, но идёт с неплохой скоростью, поэтому если кто-то упадёт за борт… Нужны страховочные шнуры, короче.
  • Коротковолновая рация — говно. Получилось докричаться только до прогулочной яхты, которая еле-еле доплыла до за 5 дней.
  • Изначальная конструкция была дефектной, из-за чего корма отвалилась, а лодка превратилась в кучу плавающего тростника.
  • Мачта — наиболее слабая часть конструкции. Сильный шквал её ломает как нехрен делать. А если парус упадёт в воду и намокнет — хрен его достанешь.
  • Солонина при жаре и влажности портится и начинает вонять. Но акул это вполне устраивает.
  • Штормы, внезапно, представляют огромную опасность, особенно для маленьких хрупких лодок. Собственно, именно шторм и стал последней каплей, которая доконала структуру корпуса.

Но пару недель «Ра» таки продержалась на плаву, что в целом подтвердило реальность предположения. Тур Хейердал сделал выводы, поэтому через год «Ра 2» за 57 дней смог без особых проблем достичь острова Барбадос.

Четвёртая экспедиция проводилась на лодке из рогоза «Тигрис» Да, походу понравилось норвежцу плавать на лодках из максимально хипких материалов. «Кон-Тики» -то из . Так вот, эта экспедиция выяснила что:

  • Древним мореплавателям очень повезло, что морского движения как такового не было. Не приходилось беспокоиться о сигнальных огнях и о том, что твою лодку кто-то протаранит.
  • Якоря может срывать. И после этого плаванье приобретает бесконтрольный характер.
  • Рули по прежнему ломаются. Поскольку нужно учитывать пропорциональное увеличение габаритов судна.

В целом плаванье проходило намного спокойнее, поскольку правильные выводы были сделаны. Лодка продержалась на плаву 6 месяцев и могла бы ещё столько же выдержать. Что блистательно подтвердило гипотезу о возможности мореходных контактов жителей Месопотамии и полуострова Индостан.

А теперь самое забавное. Тур Хейердал панически боялся воды. Просто до ужаса. Но в 22 года свалился в озеро, начал тонуть и кое-как выплыл. С тех пор страх поубавился, но до конца не ушел. Возможно, многомесячные морские «круизы» преследовали цель ещё и окончательно победить в себе страх? Если так, то норвежец достоин уважения не только за решительность, отвагу и мастерские навыки выживания, но и за желание бороться со своими слабостями.

Подробно о экспедициях Тура Хейердала можно почитать в его автобиографических книгах: «Экспедиция „Тигрис“», «Путешествие на „Кон-Тики“», «Ра». Язык переводчика несколько цветаст и изобилует экспрессивными идиомами, но полезную информацию извлечь таки возможно.