Сколько лет ацтекской империи. Ацтеки - — индейская народность в центральной Мексике. Религия, культура и общественный строй ацтеков

Ацтеки - это доминирующая культура времен постклассического периода. Они плотно заселили бассейн Мехико, и стали контролировать огромные территории Центральной Америки к северу до пролива Техуантепек.

Навстречу судьбе

Ацтеки имели все основания гордиться собой. Менее чем за 200 лет они прошли путь от кочевого племени до грозных властителей долины Мехико и прилегающих к ней регионов. Такой успех они приписывали своему богу-покровителю, Уицилопочтли, и сочинили миф, прославляющий годы их странствований по пустыне. Они очень любили рассказывать эту историю и постоянно повторяли ее с неослабевающим удовольствием и гордостью. Художники воссоздали ее в книгах, называемых ныне кодексами; повествование передавалось серией картинок и глифов. Как изображено в дошедших до нас кодексах , путь ацтеков к славе начался в сухой, покрытой кактусами земле, расположенной к северо-западу от долины Мехико, в месте, называемом Чикомоцок, или "Семь пещер", в пещере холма Кольхуатепек (см. рис. слева). Это место было легендарным: другие племена, как и тольтеки до них, заявляли, что произошли оттуда же. Почему ацтекам пришлось оставить эту местность, неизвестно. Возможно, их оттеснили более сильные племена, хотя они предпочитали верить, что отправляться в путь им приказал Уицилопочтли. По мере того, как ацтеки медленно продвигались к югу, легенда становилась реальностью. К тому времени, когда они достигли места, где им предстояло основать свою столицу, что было предвещено орлом, усевшимся на кактус, каждый эпизод можно датировать с достаточной точностью.

Хотя существовали тысячи ацтекских кодексов , ни один из них не уцелел после испанского нашествия. Большинство уничтожили испанцы, ревностно насаждавшие новую веру и искоренявшие языческие представления. Однако и тогда традиция написания кодексов сохранялась среди некоторых

групп индейцев, чему немало способствовали некоторые просвещенные испанцы. Мастера оставили после себя восхитительные страницы, позволяющие понять и почувствовать, как сами ацтеки представляли себе собственную историю.

Начало империи Теночтитлана

Поселившись в Чапультепеке, ацтеки стали подданными кольхуаканцев и служили им в качестве наемников. Со временем они стали тяготиться своим подчиненным положением и навлекли на себя гнев вождей кольхуа. Вынужденные бежать, ацтеки оказались в болотистых землях озера Тецкоко. Здесь они и основали свой город Теночтитлан, поскольку увидели знак, предсказанный Уицилопочтли, - скалу, где рос кактус, на котором сидел орел . Отсюда и название города - "место, где растет кактус", и его эмблема. (То же самое изображение можно увидеть и на флаге современной Мексики, только теперь орел держит в клюве змею.).

Этот орел, сидящий на кактусе, изображен и на фронтисписе Кодекса Мендосы (см. рисунок ниже). Книга на 16 прекрасно иллюстрированных страницах год за годом воспроизводит историю ацтеков с 1325 г. до появления испанцев. Вероятно, этот кодекс заказал художникам первый випекороль Новой Испании, Дон Антонио де Мендоса, по имени которого он и назван. Кодекс охватывает царствование всех правителей, начиная с легендарного основателя города, жреца Теноча и заканчивая Мотскусомой II. Каждое событие , каждое победоносное завоевание соседних народов запечатлено в деталях. Специально для испанских читателей изображения сопровождены надписями на испанском языке.

По краям фронтисписа идет полоса глифов, обозначающих годы ацтекского календаря. 4 знака, изображенные справа, являются основой календарной системы, они повторяются каждые 4 года. Точки от I до 13 обозначают конкретные годы. Через 52 года цикл повторяется. Началом цикла всегда считался 2-й год Камыша. Он отмечался церемонией погашения старых ритуальных огней и зажжения новых, обозначался специальным приспособлением для добывания огня, что можно видеть на фронтисписе Кодекса Мендосы (3-й знак внизу слева).

Фронтиспись Кодекса Мендосы (Кодексы Ацтеков)

На фронтисписе Кодекса Мендосы символически показан рост могущества Теночтитлана. Отцы-основатели отдают дань почтения символу города, расположенному поверх ацтекского щита. Пересекающиеся синие линии обозначают каналы, которые делят город на 4 квартала. Два горящих храма внизу обозначают победы над двумя городами-соперниками, Кольхуаканом и Тенайукой, одержанные еще тогда, когда ацтеки служили наемниками тепанеков.

На странице слева вкратце повествует о жизни и царствовании первого из ацтекских наследных правителей, который пришел к власти в 1376 г. и правил 21 год, что следует из календарных глифов на полях. Его звали Акамапичтли - "Рука, сжимающая тростниковые стрелы" судя по глифу, расположенному над его головой. За время правления он завоевал 4 города, символи- чески обозначенных головами вождей. Последний город Шочимилько - "Цветы на пахотной земле" заплатил щедрую дань.

На странице справа изображен третий правитель Теночтитлана, Чимальпопока, или "Дымящийся щит", правление которого было запятнано позором поражения. Во время нападения на место, называемое Чалько, местные жители потопили 4 ацтекских боевых каноэ и убили много ацтекских воинов, что передано изображениями 5 отрубленных голов. Чимальпопока, казненный тепанеками, показан сначала живым, а затем с наклонившимся вперед телом и затихшим голосом. Его смерть вызвала восстание ацтеков против своих хозяев.

На странице слева , изображающая правление Мотекусомы II, который одержал ряд славных побед, как и следует человеку с его именем - "Гневный владыка". Его победы обеспечили большой приток не только дани, но и пленников, приносимых в жертву на алтарях Теночтипиана. Три незакрашенных календарных глифа обозначают бесславный конец его правления - прибытие испанцев, смерть правителя, основание Новой Испании на развалинах ацтекской империи.

Традиционное облачение Ацтекских войнов

Соответственно числу плененных врагов воины ацтеков, изображенные вверху, могли облачаться во все более пышные одеяния. Перед боем воины меняли "парадные" костюмы на более подходящие для сражения, сохраняя знаки отличия и головные уборы, указывающие на их статус.

Чтобы, удовлетворить аппетит кровожадных богов , был необходим постоянный приток пленных, захваченных на поле боя. Воины, доставившие пленных, награждались особыми знаками отличия, такими, как изображенные выше накидки и головные уборы. Они указывали не только на доблесть воина, но и на его ранг, напрямую определяемый числом захваченных пленных. Когда молодой воин приводил с собой свою первую жертву, правитель награждал его плащом с изображением скорпиона или цветов. Боец, приведший второго пленного, получал накидку с красной каймой. Если это случалось в третий раз, то его награждали богато украшенным плащом, называемым эекайлакацкоскатль - "драгоценный камень, скрученный ветром". Если на счету ацтекского воина было 4 пленных , то он вступал в ряды ветеранов и мог носить особую прическу. Его также награждали особыми знаками отличия и облачениями. Когда воин становился текуиуа - почетным ветераном, он мог вступить в ряды одного из воинских объединений Орла или Ягуара и носить особую форму. Со временем он мог дослужиться до полководца или советника правителя. С повышением по службе был связан и немалый риск- яркие знаки отличия делали его прекрасной мишенью на поле боя.

На территории современной Мексики, содрогнувшейся под тяжелой поступью испанских завоевателей в начале 16 столетия, в определенные периоды времени проживали различные индейские народности и племена. Одно из самых интересных и загадочных племен, создавшее многомиллионную и наиболее развитую в Северной Америке империю той эпохи – империю ацтеков, буквально за несколько лет было уничтожено безжалостной Конкистой, начавшейся в 1521 году.

Государство ацтеков

В 1256 году в бассейне озера Тескоко появились чужестранцы, пришедшие с севера и называвшие своей родиной Ацтлан – полумифическую страну, месторасположение которой доподлинно не установлено. Именно поэтому этой племенной группе и было присвоено наименование «ацтек», что означало «человек из Ацтлана», хотя сами индейцы именовали себя – теночки. Несколько десятилетий ацтеки преданно служили правителю города-государства Аскапоцалько, который слыл самым могущественным в этом регионе.

На обширном горном плато, там, где сейчас расположен современный Мехико, в 1325 году была основана столица будущего могучего ацтекского государства – . С этого момента вожди ацтеков несколько раз предпринимали тщетные попытки избавиться от унизительного и бесправного положения вассалов, но бесконечные раздоры внутри самого племени не способствовали упрочению положения ацтеков. Только в 1376 году новый верховный вождь Акамапичтли навел порядок и положил начало объединению трех племен из городов Теночтитлан, Тескоко и Тлакопан.

Спустя всего лишь полстолетия этот тройственный союз приобрел славу самого могущественного в Центральной и Южной Мексике, равного которому не было никого вплоть до падения империи ацтеков. На момент прибытия в Мексику испанских завоевателей Теночтитлан превосходил по размерам, народонаселению и обустройству любой европейский город той эпохи. Поскольку столица была воздвигнута на острове посреди озера Тескоко, то на берег из города можно было добраться по трем широким дорогам, насыпанным ацтеками вручную и ведущими в трех направлениях (север, запад, юг) в самые дальние уголки империи.

Религия, культура и общественный строй ацтеков

По свидетельству испанских хроник, внутри Теночтитлана жители нередко передвигались на лодочках по каналам, примерно, как в Венеции. В центре столицы был расположен гигантский Великий храм, вокруг которого были сосредоточены алтари и храмы поменьше. Главный храм империи ацтеков являл собою ступенчатую пирамиду, на вершину которой можно было взобраться по широкой двойной лестнице.

На плоской вершине располагались еще два храма, служение в которых посвящалось двум самым главным богам ацтеков – Уицилопочтли и Тлалолку. Чтобы задобрить небожителей, жрецы часто устраивали обряды жертвоприношения, причем главная роль в этих мрачных ритуалах отводилась вовсе не животным, а людям.

Этот индейский народ достиг впечатляющих результатов в изучении астрономии и медицины, имелась у ацтеков и письменность – набор иероглифов. Образ жизни, а также ход истории племени можно было бы хорошо проследить по книгам – кодексам, которые создавались ацтеками на длинных полосах материала, выполненного из коры деревьев, и складывались в гармошку. К сожалению, большая часть кодексов была уничтожена во время порабощения племени испанцами.

Общество ацтеков разделялось на два слоя – класс свободных людей и рабы. К классу свободных людей относились знатные индейцы (пилли) и крестьяне (масеуалли), рабами же чаще всего являлись военнопленные, должники или нарушители закона, изгнанные из общины. Простой народ селился группами (кальпулли) в отдалении от Великого храма, для каждого родового клана возводился отдельный жилой массив из небольших одноэтажных хижин-мазанок или глинобитных построек.

Жилища знати, как водится, поражали своей роскошью: в огромных домах обустраивались наземные и висячие сады, имелись бассейны с рыбками. Но самым удивительным местом был дворец главного правителя ацтеков, при котором существовали целые ремесленные цеха (ткацкие, гончарные, ювелирные и др.), чтобы производить уникальные вещи. Роскошный дворцовый парк поразил в свое время даже испанских конкистадоров, в вольере при дворце содержались экзотические птицы и животные.

Падение империи

Впервые испанцы вступили на земли ацтеков в 1519 году, это был отряд конкистадоров, насчитывавший чуть более 500 человек, под предводительством Эрнандо Кортеса. Прекрасные воины ацтеков, в тысячи раз превосходившие отряд по численности, на всем пути практически не оказывали ему сопротивление, а в самом Теночтитлане испанцев даже встретили с почестями. Правитель Монтесума II безропотно покорился захватчикам, призывая своих подданных признать власть бледнолицых чужестранцев.

По мнению многих историков, на руку Кортесу сыграло удивительное совпадение – светлокожий и бородатый испанец был принят ацтеками за бога-изгнанника Кецалькоатля, вернувшегося, чтобы занять трон. Очень быстро солдаты Кортеса, почувствовав полную безнаказанность, стали вести себя совсем не так, как подобает богам. Наглые и агрессивные «охотники за удачей», толкаемые жаждой золота, грабили и убивали местное население, жгли их дома и насиловали женщин.

Стихийное восстание простого народа привело к свержению и убийству покорного Монтесумы, а испанские захватчики были ненадолго изгнаны из Теночтитлана. Впрочем, новый правитель Куитлаулаку (брат убитого) оказался такой же безропотной и послушной игрушкой в руках Кортеса. После длительной осады, в августе 1521 года столица ацтеков была повержена, на престол взошел юный Куаутемока. Отпрыск знатного ацтекского рода, оказавшийся ставленником испанцев, был убит в 1525 году, к этому времени империя фактически прекратила свое существование и была безжалостно разграблена и уничтожена.

В наши дни развалины могущественного Теночтитлана скрыты от глаз и погребены прямо под постройками современного Мехико, основанного в 16 веке конкистадорами. В последние два столетия археологи периодически открывают для современников свидетельства существования империи ацтеков, но это всего лишь крупицы.

На языке науатль, родном языке ацтеков, слово «ацтек» означает буквально «некто из Ацтлана», мифического места, расположенного где-то на севере. Современное использование слова «ацтеки» как термина, объединяющего народы, связанные торговлей, обычаями, религией и языком, было предложено Александром фон Гумбольдтом (Alexander von Humboldt) и заимствовано мексиканскими учеными XIX века как средство отличать современных им мексиканцев от коренного индейского населения.

Сами ацтеки называли себя «меши́ка», или «тено́чка» и «тлальтело́лька» - в зависимости от города происхождения (Теночтитлан, Тлателолько). Что касается происхождения слова «мешика» (аст. mexica, от которого, собственно, и происходит слово «Мексика»), то высказываются весьма различные версии его этимологии: слово «Солнце» в языке науатль, имя вождя ацтеков Мешитли (Мекситли, Мекштли), тип водоросли, произрастающей в озере Тескоко. Самый известный переводчик с языка науатль, Мигель Леон-Портилья (исп. Miguel León-Portilla), утверждает, что это слово означает «середина луны» - от слов metztli (Мекстли, Мецтли, Мештли, Метчтли - Луна) и xictli (середина). Самоназвание «теночки», возможно, происходит от имени Теноча - ещё одного легендарного вождя.

Племя ацтеков пришло в долину Мехико с севера - скорее всего из [указать из каких] штатов США. В то время вся территория долины была поделена между местными племенами и, естественно, никто из них не хотел делиться землёй с пришельцами. Посовещавшись, местные вожди решили отдать пришельцам необитаемый остров на озере Тескоко. На острове водилось много змей, поэтому местные жители ожидали, что пришельцам на острове придётся несладко.

Прибыв на остров, ацтеки увидели, что на нём обитает много змей, и очень этому обрадовались, поскольку змеи были их пищей. Как хорошая примета был воспринят ацтеками увиденный ими орёл, держащий в своих когтях змею.

Уже в 1325 году на острове возник город Теночтитлан - ацтекская столица.

Легенды и традиции

Культура ацтеков связывается с культурным комплексом, известным как науа (nahua) из-за общего языка.

Согласно легенде, различные группы, которые впоследствии стали ацтеками, пришли в долину Анауак вокруг озера Тескоко с севера. Место расположения этих долины и озера известны наверняка - это сердце современного Мехико, но достоверно неизвестно, откуда происходит народ ацтеков.

Легенда гласит, что предки ацтеков пришли с севера, из места, называемого Ацтлан, и принадлежали к последнему из семи науатлаков (аст. nahuatlaca, «говорящие на науатле», от слова «tlaca», означающего «человек»). По легенде, ацтеков вел бог Уицилопочтли (аст. Huitzilopochtli), что означает «колибри левой стороны», «колибри-левша». Общеизвестна легенда об орле, сидевшем на кактусе на острове посреди озера и поедавшем змею, - образ из пророчества, гласившего, что именно в таком месте должно основать новый дом. Эта сцена - орел, поедающий змею, - изображена на мексиканском флаге.

Итак, в 1256 г. ацтеки остановились на скале, омываемой родником и окружённой зарослями ауэуете. Это был Чапультепек, тогда - лес. Перед ними простиралось озеро Тескоко.

К приходу ацтеков земли вокруг озера Тескоко давно были поделены между прибрежными городами-государствами. Признав верховную власть правителя города Аскапоцалько, ацтеки обосновались на двух небольших островах и построили Тлателолько (Тлальтелолько). Теночтитлан (город Теноча) был основан в 1325 г. Со временем он стал большим искусственным островом, теперь это место - центр Мехико.

Согласно легенде, когда ацтеки прибыли в долину Анауак, местное население считало их самой нецивилизованной группой, но ацтеки решили учиться; и они взяли все знания, какие только могли, от других народов, - большей частью от древних тольтеков (которых они могли путать с более древней цивилизацией Теотиуакана). Для ацтеков тольтеки были создателями всей культуры, слово «тольтекайотль» было синонимом культуры. Легенды ацтеков отождествляют тольтеков и культ Кетцалькоатля с мифическим городом Толлан (современная Тула, штат Идальго, Мексика), который они также отождествляли с более древними теотиуаканами.

Ацтеки переняли и совместили некоторые традиции со своими собственными; среди них и миф о сотворении мира, описывающий четыре великих эпохи, каждая из которых закончилась вселенской катастрофой. Наша эра - Науи-Оллин (аст. Nahui-Ollin), пятая эпоха, пятое солнце или пятое сотворение, - избежала разрушения благодаря самопожертвованию бога Нанауатля, что значит «весь в ранах» (по-русски обычно переводится «весь в бубонах»; самый малый и смиренный бог, страдавший от болей, вызванных тяжкой болезнью; он превратился в Солнце). Этот миф связан с древним городом Теотиуаканом (букв. «место превращения в бога»), который уже был покинут и заброшен в те времена, когда в долину современного Мехико пришли ацтеки.

Другой миф описывает Землю как создание двух богов-близнецов - Тескатлипоки (аст. Tezcatlipoca) и Кетцалькоатля. Тескатлипока потерял стопу при создании мира, поэтому изображается без стопы и с обнажённой костью. В некоторых разновидностях культа Кетцалькоатля также называют белым Тескатлипокой.

Ацтекская империя, подобно большинству европейских империй, была весьма разнообразна этнически; это была скорее единая система сбора дани, нежели единая система управления. В этом контексте Арнольд Тойнби проводит аналогию с Ассирийской империей.

Хотя города под властью ацтеков облагались большой данью, раскопки показывают устойчивый рост благосостояния простолюдинов после подчинения этих городов. Торговля велась даже с вражескими городами. Единственный народ, одержавший победу над ацтеками, - пурепеча (аст. purépecha) - был главным производителем медных топоров.

Основным управленческим вкладом ацтеков стала система коммуникаций между завоёванными городами. В Месоамерике не было тягловых животных и колесных транспортных средств, и дороги строились для передвижения пешком. Обычно строительство дорог было частью дани. За дорогами постоянно следили, так что даже женщины могли путешествовать в одиночку; путешественники могли отдохнуть, принять пищу и даже посетить уборную каждые 10-15 километров. Также по этим путям постоянно курсировали гонцы (пайнани), державшие ацтеков в курсе последних событий.

Создание империи ацтеков привело к одному из крупнейших демографических взрывов: население Месоамерики увеличилось с 10 до 15 миллионов человек.

Самого важного чиновника правительства Теночтитлана европейцы обычно называют ацтекским императором. С языка науатль титул императора Уэй Тлатоани (аст. Huey Tlahtoani) переводится примерно как «Великий Оратор»: тлатоке (аст. tlatoque, «ораторы») являлись аристократией, высшим классом общества. Власть тлатоани росла с возвышением Теночтитлана. Ко времени правления Ауицотля титул «тлатоани» уже можно считать аналогом императорского, но, как и в Священной Римской империи, он не передавался по наследству.
C 1397 по 1487 гг. империю возглавлял Тлакаэлель (Tlahcaélel с науатля - «отважное сердце»). Он мог стать тлатоани (аст. tlahtoani), но предпочёл остаться в тени циновки ягуара. Тлакаэлель был племянником тлатоани Ицкоатля (аст. Itzcoatl) и братом Чимальпопоки (аст. Chimalpopoca) и Мотекусомы Ильуикамина (аст. Motecuhzoma Ilhuicamina) и носил титул «Сиуакоатль» (Чиуакоатль; аст. Cihuacóatl, в честь богини Чиуакоатль, эквивалент советника); как написано в рукописи Рамиреса, «что приказывал Тлакаэлель, осуществлялось как можно скорее». Это был жёсткий реформатор; он создал новую структуру управления страной, приказал сжечь большинство ацтекских книг, утверждая, что все они лживы, и переписал историю ацтеков. Кроме того, Тлакаэлель реформировал религию, поставив племенного бога Уицилопочтли на один уровень с древними богами Тлалоком, Тескатлипокой и Кетцалькоатлем. К его же подвигам относят (возможно, преувеличивая) введение обычая «цветочных войн» и установление постоянных человеческих жертвоприношений для того, чтобы Солнце продолжало двигаться по небу. Эти установления послужили скорейшему падению ацтекской империи во времена Конкисты и похода Кортеса.

К моменту Конкисты государство ацтеков занимало территорию от Мексиканского залива до Тихого океана, от устьев рек Бальсас и Панукодо до земель майя. Отдельные колонии существовали на землях современных Гватемалы, Перу, Колумбии и Венесуэлы. С другой стороны, город-государство Тласкала на севере долины Пуэбло не подчинилось ацтекам.

Ацтекское общество
Структура классов

Традиционно общество разделялось на два социальных слоя, или класса: масеуалли (аст. macehualli, люди), или крестьянство, и пилли (аст. pilli), или знать. Изначально статус знати не передавался по наследству, хоть у сыновей пилли был лучший доступ к ресурсам и обучению, так что им было проще стать пилли. Со временем социальный статус стал наследоваться. Подобным образом ацтекские воины становились пилли благодаря своим воинским достижениям. Только те, кто брал пленников в войне, могли стать постоянными воинами; и со временем воинская слава и награбленное в войне делали их пилли. Как только ацтекский воин захватывал четверых или пятерых пленников, его называли текиуа (аст. tequiua), и он мог получить ранг Орла или Ягуара ; позже он мог получить ранг тлакатеккатль (аст. tlacateccatl) или тлакочкалькатль (аст. tlacochcalcatl). Чтобы стать тлатоани, нужно было захватить хотя бы 17 пленных. Когда юноша достигал совершеннолетия, он не стригся до тех пор, пока не захватит своего первого пленника; иногда двое или трое юношей объединялись для этого, тогда их называли ияк (аст. iyac). Если после прошествия определенного времени - обычно трех битв - они не могли взять пленника, они становились масеуалли (аст. macehualli); считалось позором быть воином с длинными волосами, означающими отсутствие пленных; однако находились и такие, кто предпочитал быть масеуалли.

Богатая воинская добыча привела к появлению третьего класса, не являвшегося частью традиционного общества ацтеков: почтека (аст. pochtecatl), или торговцы. Их деятельность не была исключительно коммерческой; почтека также были хорошими лазутчиками. Воины их презирали, однако так или иначе отдавали им награбленное в обмен на одеяла, перья, рабов и другие товары.

В поздние годы империи понятие масеуалли изменилось. Эдуардо Ногера подсчитал, что только 20 % населения занималось сельским хозяйством и производством продовольственных товаров. Система хозяйствования, называемая чинампа (аст. chinampa), была очень эффективна, она могла обеспечить продовольствием около 190,000 жителей. Также значительное количество продовольствия получалось в виде дани и благодаря торговле. Ацтеки были не только завоевателями, но и умелыми ремесленниками и предприимчивыми торговцами. Позже большинство масеуалли посвятили себя искусству и ремеслам, их работы были важным источником прибыли для города.

Раскопки некоторых ацтекских городов показывают, что большинство предметов роскоши было произведено в Теночтитлане. Необходимо больше исследований, чтобы установить, верно ли это для остальных районов; но если торговля была так важна для ацтекского хозяйства, как это представляется, это может объяснить возвышение почтека как влиятельного класса.

Рабы, или «тлакотин», также составляли важный класс, отличавшийся от военнопленных. Это рабство также сильно отличалось от того, что наблюдалось в европейских колониях, и имело много общего с рабством классической древности. Во-первых, рабство было личным, не передаваемым по наследству, дети раба были свободны. У раба могла быть личная собственность и даже собственные рабы. Рабы могли купить свою свободу, и рабы могли быть освобождены, если они были способны доказать, что с ними жестоко обращались, или у них были дети от хозяев, или они были замужем за своими владельцами.

Обычно при смерти владельца те рабы, чья работа высоко ценилась, освобождались. Остальные рабы передавались как часть наследства.

Другой весьма поразительный способ освобождения раба был описан Мануэлем Ороско-и-Берра (исп. Manuel Orozco y Berra): если на базаре раб мог избежать пристального наблюдения хозяина, выбежать за стены рынка и наступить на человеческие экскременты, он мог представить свое дело судьям, которые освобождали его. Затем бывшего раба мыли, давали ему или ей новую одежду (чтобы он или она не носили одежду, принадлежащую бывшему хозяину), и объявляли свободным. А поскольку, в полную противоположность порядкам в европейских колониях, человека могли объявить рабом, если он пытался предотвратить побег раба (если только он не был родственником хозяина), никто не пытался помогать владельцу поймать раба.

Ороско-и-Берра также пишет, что раба нельзя было продать без его согласия, кроме случаев, когда власти классифицировали раба как непослушного. (Непослушность определялась по лени, попыткам побега и плохому поведению). Непослушных рабов заставляли носить деревянные шейные кандалы с обручами сзади. Кандалы были не просто знаком вины; их устройство усложняло побег в толпе или в узких проходах.

При покупке закованного в кандалы раба покупателю сообщали, сколько раз этого раба перепродавали. Раба, проданного четырежды как непослушного, могли продать на жертвоприношение; такие рабы продавались за более высокую цену.

Однако если закованный раб добивался представления в королевском дворце или храме, он получал свободу.

Ацтек мог стать рабом в качестве наказания. Приговоренного к смерти убийцу могли отдать в рабы вдове убитого по её желанию. Отец мог продать своего сына в рабство, если власть объявляла сына непослушным. Должников, не платящих долги, также могли продать в качестве рабов.

Кроме того, ацтеки могли продавать как рабов сами себя. Они могли оставаться свободными достаточно долго, чтобы насладиться ценою своей свободы, - около года, - после чего шли к новому хозяину. Обычно это было уделом неудачливых игроков и старых «ауини» (аст. ahuini) - куртизанок или проституток.

Мотолини́а пишет, что с некоторыми пленными, будущими жертвами жертвоприношений, обращались как с рабами по всем правилам ацтекского рабства до их жертвоприношения; но неясно, как предупреждали их побег. (Есть версия, что роль жертвы для проигравшего считалась почётной; однако вспомним фрески с изображениями унижений пленников - и усомнимся).

Развлечения и игры

Несмотря на то, что можно было пить «пульке» (pulque), сброженный напиток с невысоким содержанием алкоголя, ацтекам запрещалось напиваться до достижения шестидесятилетнего возраста; нарушение этого запрета каралось смертью.

Как и в современной Мексике, ацтеки были страстными игроками в мяч, но в их случае это был «тлачтли» (аст. tlachtli), ацтекский вариант древней месоамериканской игры «улама». В эту игру играли цельным резиновым мячом размером с человеческую голову. Мяч называли «олли» (аст. olli), откуда происходит испанское «уле» (исп. hule), означающее резину.

По другим данным, мяч был каменным, а игра в него отличалась необычайной жестокостью - вес мяча был настолько велик, что было большой проблемой закинуть его в специальное кольцо, расположенное достаточно высоко, не причинив себе физических повреждений. Участника игры, попавшего мячом в кольцо, приносили в жертву.

В ацтекских городах обычно были два специальных комплекса для этой игры. Игроки могли бить по мячу бёдрами; целью игры было пробросить мяч сквозь каменное кольцо. Удачливому игроку, умудрявшемуся это сделать, давалось право забрать одеяла публики, поэтому победа сопровождалась беготней, криками и смехом. Люди делали ставки на результаты игры. Бедняки могли ставить свою еду, пилли могли ставить свои богатства, «текутли» (аст. tecutli, собственники) могли поставить на кон своих наложниц или даже города, а те, у кого ничего не было, ставили свою свободу и рисковали стать рабами.

Ритуальная игра в мяч оканчивалась жертвоприношением лучшего игрока или капитана команды победителей (впрочем, по другим источникам - капитана и игроков проигравшей команды).

«Игра» в мяч изначально представляла собой религиозный ритуал, в котором каждая деталь была наполнена символизмом. Например мяч олицетворял небесное светило, луну или солнце, в зависимости от типа броска. Участники перебрасывали мяч друг другу, и его траектория дуги ассоциировалась с траекторией небесных светил. Жертвоприношение участника забившего «гол» являлось большой честью как для него самого, так и для всей его семьи. Участники, которые не проявили достаточно ловкости во время игры, оставались жить, но вместе со своими семьями низвергались к самой низшей социальной прослойке общества.

Обучение

До четырнадцати лет обучение детей было в руках их родителей. Существовало устное предание (набор мудрых наставлений), называемый уэуэтлатолли (аст. huehuetlatolli) («пословицы стариков»), которое передавало морально-этические идеалы ацтеков. Существовали реплики и поговорки на каждый случай; были слова для приветствия рождения ребенка и слова прощания при смерти. Отцы напоминали дочерям быть очень привлекательными, но не использовать косметику, чтобы не выглядеть, как ауиани (аст. ahuiani). Матери советовали своим дочерям поддерживать своего мужа, даже если он окажется скромным крестьянином. Мальчиков учили быть скромными, послушными и трудолюбивыми.

Юноши шли в школу с 15 лет. Существовало два типа образовательных учреждений. В тепочкалли (аст. tepochcalli) обучали истории, религии, военному искусству, а также торговле или ремеслу (крестьянскому или мастеровому). В кальмекак (аст. calmecac), куда в основном ходили сыновья пилли, сосредотачивались на обучении лидеров (тлактоков), жрецов, ученых/учителей (аст. tlatinimi) и писцов (аст. tlacuilo). Они обучались ритуалам, грамоте, летосчислению, поэзии и, как и в тепочкалли, боевым искусствам.

Ацтекские учителя предлагали спартанский режим обучения - холодные бани утром, тяжелая работа, физические наказания, кровопускание шипами и испытания на выносливость - с целью формировать мужественный народ.

Информация о том, была ли школа кальмекак предназначена только для сыновей и дочерей пилли, противоречива; некоторые источники говорят, что они могли выбирать, где будут обучаться. Вполне возможно, что обычный народ предпочитал тепочкалли, так как воину было легче возвыситься, используя свои воинские способности; образование жреца или тлакуило (аст. tlacuilo) не давало быстрого карьерного роста.

Девушек обучали домашнему ремеслу и воспитанию детей, их не учили писать и читать.

Для одарённых детей существовали две основные возможности: одних отправляли в дом песен и танцев, а других - в дом игры в мяч. Оба рода занятий имели высокий статус.

Ацтеки создали искусственные острова, или чинампы, на озере Тескоко; на этих островах выращивали зерновые и садовые культуры. Основными продуктами питания ацтеков были маис (кукуруза), бобы и тыквенные. Чинампа были очень эффективны и давали до семи урожаев в год, на основе текущих урожаев чинампа было подсчитано, что 1 гектар чинампа может прокормить 20 человек, а с 9 000 гектаров чинампа собирали продовольствия на 180 000 человек.

Много говорилось о недостатке белков в питании ацтеков как довод в поддержку теории существования у них каннибализма, но эти утверждения малодоказательны: сочетание маиса и бобов дает необходимую норму важнейших аминокислот, что снимает проблему недостатка белков. Ацтеки выращивали множество разнообразных сортов кукурузы с широким рядом аминокислот; кроме того, они выращивали амарант, в зернах которого содержится много белка. Более того, у ацтеков было большое разнообразие другой пищи: они ловили акоцилов, маленьких креветок, изобилующих в озере Тескоко, собирали водоросль спирулину, богатую флавопротеинами, которая использовалась в разных видах выпечки; также они употребляли в пищу насекомых: сверчков, червей, муравьев и личинок. В насекомых содержится больше белков, чем в мясе, и по сей день они являются деликатесами в некоторых районах Мексики. Ацтеки содержали домашних животных вроде индейки (аст. guajolote) и ицкуинтли (аст. itzcuintli - порода мясных собак), хотя обычно мясо этих животных предназначалось для особых случаев - ситуаций выражения благодарности и уважения. Ещё одним источником мяса была охота - лани, кабаны, утки…

Исследования Монтеналло показали, что средняя продолжительность жизни месоамериканцев составляла 37 лет (± 3 года).

Ацтеки широко использовали агаву (магей); из неё получали еду, сахар, напитки (пульке) и волокна для веревок и одежды. Хлопок и драгоценности были доступны только для элиты. Зерна какао использовали в качестве денег. Подчинённые города выплачивали ежегодную дань в виде предметов роскоши (например, перьев и богато украшенных костюмов).

После испанского завоевания некоторые пищевые культуры, - например, амарант, - оказались под запретом, что привело к сокращению пищевого рациона и хроническому недоеданию жителей.

Жертвоприношения

В Месоамерике и Южной Америке во времена расцвета ацтекского государства жертвоприношения были широко распространенным явлением; однако ацтеки практиковали их с особым размахом, принося в жертву людей в каждый из 18 праздников своего священного календаря.

Следует заметить, что не всегда в жертву приносился человек; частым было приношение животных, для чего ацтеки разводили особую породу лам. Также жертвовали вещами: их ломали в честь богов. Культ Кетцалькоатля требовал жертвоприношения бабочек и колибри. Практиковалось и самопожертвование, люди во время специальных церемоний наносили себе раны, совершая ритуальные кровопускания; носили специальные шипы, постоянно ранящие тело. Кровь занимала центральное место в культурах Месоамерики. Известно множество мифов, в которых боги науа жертвуют своей кровью ради помощи человечеству. В мифе о Пятом Солнце боги приносят себя в жертву, чтобы люди могли жить. (Все жертвы - для поддержания энергии солнца, которая, по мнению ацтеков, дает им жизнь)

Все это готовило людей к высшему пожертвованию - человеческому. Обычно кожу жертвы красили синим мелом (цвет жертвоприношения); затем жертву приводили на верхнюю площадку огромной пирамиды. Здесь жертву укладывали на каменную плиту, живот жертвы разрезали ритуальным ножом (обсидиановым ножом сложно раскрыть грудную клетку), после чего сердце жертвы вынимали и поднимали вверх, к Солнцу. Сердце клали в особый каменный сосуд - куаушикалли или чак-мооль, а тело сбрасывали на лестницу, откуда его утаскивали жрецы. Жертвоприношение считалось (и, как правило, было) добровольным, но не в случаях с пленными; если веры было недостаточно, могли использоваться наркотики. Потом от частей тела избавлялись различными способами: внутренности скармливали животным, череп полировали и выставляли на показ в цомпантли (аст. tzompantli), а остальное либо сжигалось, либо разрубалось на мелкие кусочки и предлагалось в качестве подарка важным людям. Недавние (2005) археологические свидетельства указывают на удаление мускулов и кожи у части обнаруженных в крупном храмовом комплексе останков.

Существовали и другие типы человеческих жертвоприношений, в том числе и пытки. В жертву стреляли стрелами, сжигали или топили. Меру тут уследить сложно. Ацтекские хроники описывают, как для сооружения главного храма было принесено в жертву около 84 400 пленников за четыре дня. Однако неясно, как городское население в 120 000 человек смогло поймать, вместить и избавиться от такого числа пленников, особенно если ещё учесть то, что Ауицотль приносил их в жертву собственноручно. Это равняется 17 жертвоприношениям в минуту в течение четырёх дней. Некоторые ученые считают, что количество жертв не могло превышать 3000 и что количество смертей было завышено в целях военной пропаганды.

Другие цифры взяты у Берналя Диаса дель Кастильо (исп. Bernal Díaz del Castillo), испанского солдата, писавшего свои отчеты в течение 50 лет после завоевания. При описании цомпантли, места с черепами жертв, он насчитывает около 100 000 черепов. Однако для вмещения такого количества черепов цомпантли должен был бы иметь в длину несколько километров вместо описанных 30 метров. Современные реконструкции подсчитывают от 600 до 1200 черепов. Точно так же Диас заявлял, что в цомпантли Тлальтелолько, столь же важного, как и в Теночтитлане, было 60 000 черепов. Согласно книге Вильяма Аренса (англ. William Arens), при раскопках было найдено 300 черепов.

Бернардино де Саагун, Хуан Баутиста де Помар и Мотолини́а (исп. Bernardino de Sahagún, Juan Bautista de Pomar, Motolinía) говорят, что у ацтеков было 18 больших праздников в году. Мотолиниа и Помар ясно заявляют, что жертвоприношения делались только в эти праздники. Каждому богу требовался определенный тип жертвы: молодых девушек топили для Шилонена (аст. Xilonen), болезненных мальчиков жертвовали Тлалоку (аст. Tlaloc), говорящих на науатле пленников жертвовали Уицилопочтли (аст. Huitzilopochtli), а ацтека-добровольца - Тескатлипоке (аст. Tezcatlipoca).

Не все жертвоприношения делались у Главного храма (исп. Templo Mayor); некоторые совершались на Cerro del Peñón, островке озера Тескоко. Согласно ацтекскому источнику, в месяц «тлакашипеуалистли» 34 пленника было принесено в жертву в гладиаторском бою богу Шипе-Тотеку (аст. Xipe Totec). Большое число жертвовалось Уицилопочтли в месяц панкецалицтли (Panquetzaliztli). Это должно было составлять от 300 до 600 жертв в год, хотя Марвин Харрис (Marvin Harris) увеличивает эту цифру в 20 раз, считая, что жертвоприношения совершались во всех частях (кальпулли, аст. calpulli) города. Общего согласия по поводу реальных цифр нет.

Ацтеки вели так называемые «цветочные войны» (исп. guerras floridas) - специальные набеги для захвата пленников для совершения жертвоприношений, называемых ими нештлауалли (аст. nextlaualli), - это была своего рода «долговая плата богам», чтобы солнце могло светить в течение следующего 52-летнего цикла. Человеческие душа-сердце и душа-кровь необходимы, чтобы мир не разрушился - эта идея лежала в основе практики захвата людей на подчинённых землях, причём населению было предписано встречать воинов с цветами в руках (одна из причин, давших имя «цветочным войнам»).

Неизвестно, совершали ли ацтеки жертвоприношения до того, как пришли в долину Анауак, или же они впитали этот обычай так же, как впитали многие другие обычаи и культуры. Первоначально жертвоприношения были посвящены Шипе-Тотеку, божеству северной Месоамерики. Ацтекские летописи утверждают, что человеческие жертвоприношения начались во времена правления Тисока (аст. Tizoc). Во времена правления Тлакаэлеля человеческие жертвоприношения стали неотъемлемой частью культуры ацтеков, - не только по религиозным, но и по политическим причинам.

Когда Эрнан Кортес прибыл в Теночтитлан, он запретил человеческие жертвоприношения, поэтому испанцы не видели жертвоприношений в городе.

Не сохранилось летописных изображений человеческих жертвоприношений времени непосредственно перед приходом Кортеса, все известные изображения были нарисованы через несколько лет после начала Конкисты, хотя причиной этого может быть уничтожение испанцами ацтекских летописей. Однако существуют подобные изображения в камне и настенных росписях и ритуальные предметы, использовавшиеся в обрядах жертвоприношений, хотя они, как и археологические свидетельства, не подтверждают такого числа принесённых в жертву, как 80 или 100 тысяч.

Между тем, что было написано на эту тему, и тем, что известно достоверно, существуют большие расхождения.

Каннибализм
Общеизвестно, что ацтеки совершали человеческие жертвы; однако в вопросе о каннибализме и его степени согласия нет. Марвин Харрис, например, заявляет, что мясо жертв было частью рациона высших классов в качестве награды, потому что питание ацтеков включало мало белков. Согласно ему, пленники были «ходячим мясом». С другой стороны, Вильям Аренс сомневается в существовании каннибализма у ацтеков вообще.

Несмотря на согласие многих историков в вопросе о существовании ритуального каннибализма, связанного с человеческими жертвоприношениями, большинство учёных не поддерживает тезис Харриса о том, что человеческое мясо составляло значительную часть рациона ацтеков.

Информации касательно каннибализма ацтеков немного. Есть лишь несколько сообщений о каннибализме со времени Конкисты, при этом ни одно из них не говорит о широком ритуальном каннибализме. Летопись Рамиреса двусмысленно связывает каннибализм с ритуальными жертвоприношениями. Кодекс Мальябекиано содержит два рисунка, на которых недвусмысленно изображено употребляемое в пищу человеческое мясо: в ритуале поклонения владыке загробного мира Миктлантекутли и погребальном обряде, где вместе с другой едой лежит человеческая рука. Там же в комментарии на испанском языке говорится, что индейцы очень полюбили завезённую испанцами свинину, так как она напоминала им по вкусу человеческое мясо.

Характерные сообщения о каннибализме ацтеков:
Кортес пишет в одном из писем, что его солдаты поймали ацтека, поджаривавшего младенца на завтрак.
Гомарра пишет, что во время взятия Теночтитлана испанцы предложили ацтекам сдаться, поскольку у них (ацтеков) не было еды. Ацтеки предложили испанцам атаковать, чтобы потом быть взятыми в плен и съеденными.
В книгах Бернардино де Саагуна есть иллюстрация, показывающая ацтека, поджариваемого неизвестным племенем. Подпись под иллюстрацией гласит, что такова была одна из опасностей, угрожавших ацтекским торговцам.
В летописи Рамиреса, составленной ацтеками после завоевания, латинским алфавитом, написано, что по окончании жертвоприношения мясо ладоней жертвы отдавалось в качестве дара воину, захватившему её. Согласно летописи, мясо предполагалось есть, но фактически его заменяли индейкой.
В своей книге Хуан Баутиста де Помар заявляет, что после жертвоприношения тело жертвы отдавали воину, захватившему жертву, и затем воин варил его, чтобы его можно было разрезать на мелкие кусочки, с тем, чтобы подносить их в дар важным людям в обмен на подарки и рабов; но это мясо редко употребляли в пищу, так как считали, что в нём не было ценности; его заменяли индейкой или попросту выбрасывали.

Недавние археологические находки (2005 г.) в подвалах ацтекских храмов свидетельствуют о надрезах, означающих удаление мускулов. Однако такие разрезы есть не у всех тел.

Поэзия была единственным достойным занятием ацтекского воина в мирное время. Несмотря на потрясения эпохи, некоторое число поэтических произведений, собранных во времена Конкисты, дошло до нас. Для нескольких десятков поэтических текстов даже известны имена авторов, например Несауалькойотль (аст. Netzahualcóyotl) и Куакуацин (аст. Cuacuatzin). Мигель Леон-Портилья, наиболее известный переводчик с науатля, сообщает, что именно в стихах мы можем найти истинные намерения и мысли ацтеков, независимо от «официального» мировоззрения.
""
В подвальном этаже Великого Храма (исп. Templo Mayor) находился «Дом орлов» (см. также «Дом ягуаров»), где в мирное время ацтекские военачальники могли выпить пенящегося шоколада, покурить хороших сигар и посоревноваться в поэзии. Стихи сопровождались игрой на ударных инструментах (аст. teponaztli). Одна из наиболее распространённых тем (среди сохранившихся текстов) стихов - «жизнь - реальность или сон?» и возможность встречи с Создателем.

Самая большая коллекция стихов была собрана Хуаном Баутистой де Помаром. Позже этот сборник был переведен на испанский учителем Леона-Портильи. Хуан Баутиста де Помар был правнуком Нецауалькойотля. Он говорил на языке науатль, но был воспитан как христианин, - и стихи своего деда записал латинскими символами.

Ацтеки любили драму, однако ацтекский вариант этого вида искусства было бы трудно назвать театром. Наиболее известные жанры - представления с музыкой и акробатическими выступлениями и представления о богах.





Сцена ритуального каннибализма из кодекса Мальябекиано, середина XVI века

Занятия ацтеков - цивилизации, которая оставила много загадок и тайн, были очень разнообразны. Осталось множество свидетельств существования этого народа, дошедших до нас через ювелирные и оружейные изделия, гончарное и ткацкое ремесло. Чем занимались ацтеки, что было для них самым важным? Попробуем найти ответы в этой статье.

Ацтеки: краткая историческая справка

Среди самых американского континента выделяют три: инки, майя и ацтеки. Многие знания о том, какие занятия майя, ацтеков и инков были самыми популярными, к сожалению утрачены. Но все же существует множество археологических находок, помогающих разгадать некоторые загадки древних жителей планеты Земля.

Ацтеки - это название нескольких народностей, которые проживали в долине под названием Мехико до момента,пока испанцы в 1521 году не покорили Мексику. Народы, населявшие долину, разговаривали на языке науатль. Их территории были разделены на государства, они строили города, которыми правили царские династии.

Ацтеки: их жизнь и занятия

Кратко изложить тему довольно трудно. оставила очень большой след в истории. Благодаря археологическим находкам, исследованиям ученых и историков, сейчас мы можем делать выводы о том, как жил этот народ, узнавать, что было для них значимым и какие занятия ацтеков были самыми важными.

Цивилизация насчитывала около 60 тысяч человек, и этот народ, без ложной скромности, мог гордиться собой. Ацтекам понадобилось всего 2 столетия, чтобы из обычного племени кочевников превратиться в грозных воинов, властвовавших на территории долины Мехико.

Отсюда историки делают вывод, что самым главным занятием этого народа было военное ремесло. Помимо этого, известно, что этот народ был высокообразован. Изучались и практиковались: медицина, астрономия, музыка, история законов и религия. На высоком уровне были развитии искусство ведения хозяйства и разные ремесла. Рассмотрим все эти занятия ацтеков по порядку.

Военное ремесло

Этот народ очень любил воевать. Военное ремесло было очень хорошо развито, поэтому не удивительно, что ацтеки славились как покорители новых земель. За время существования этой цивилизации территория проживания народности была очень сильно расширена за счет постоянных войн и покорения новых территорий.

Захваченные новые земли, по закону ацтеков, распределялись между воинами, которые прославились на поле битвы больше всего. Соответственно, покоренные племена автоматически превращались в рабов. Это послужило тому, что среди ацтеков появилось много богатых рабовладельцев, которых жажда наживы заставляла покорять все новые земли.

Хозяйство

Занятия ацтеков касались разных сфер жизни. Основой хозяйства было земледелие.

Археологами были обнаружены земледельцев: палки с заостренными и расширенными концами. Второй вариант - прообраз современной лопаты.

Известно, что этот народ знал, как орошать и удобрять почву. Среди различных культур предпочтение отдавалось кукурузе, тыкве, фасоли, перцу и кабачкам. Ацтеки вошли в историю как народ, который первым начал культивировать какао-бобы и томаты. Выращивали они и табак.

Также основные занятия ацтеков включали в себя возделывание хлопка нескольких видов.

Среди особенностей их земледелия следует отметить наличие плавучих садов. Все из-за того, что город Теночтитлан сам находился на острове. Ограниченное количество земли привело к возникновению огородов на плаву. Сооружались эти огороды на прикрепленных к вбитым в землю сваях плотах с плодородной землей.

Охота и рыбалка

Занятия населения ацтеков включали в себя охоту и рыбалку. У этого народа не было традиции содержать домашних животных. Единственными были собаки, иногда их употребляли в пищу.

Запасы мяса пополнялись во время охоты. Охотники добывали пищу с помощью лука и стрел, широко использовались метательные дротики, были в ходу и специальные ловушки на животных.

Добычей охотника могли стать: кролики, олени и дикие птицы.

Народы, жившие на берегах озер, успешно занимались рыбалкой.

Культура

Культура этого народа была на высшем уровне. Надо отметить, что для мужского населения школьная учеба была обязательным занятием. Существовало два вида школ: для богатых и бедных. Школы первого вида готовили будущих жрецов, военачальников и сановников. Мальчики из простых семей учились быть земледельцами, воинами и ремесленниками.

Наука, литература, философия и астрономия - основные занятия жителей. Ацтековпочитали как высокоразвитую цивилизацию.

Этот народ разработал звездную карту неба. Широко известен календарь ацтеков, который с учетом расположения и движения небесных звезд служил для удовлетворения надобностей сельского хозяйства.

К сожалению, во время завоевания этой территории испанцами много образцов культуры и искусства было уничтожено. Все же археологами совсем недавно были обнаружены строения, которые дают нам возможность почерпнуть знания о том, насколько развитой у ацтеков была сфера архитектуры.

Одна из достопримечательностей - храм в Малиналько, который полностью был высечен из целостной скалы. Археологи заявляют, что кроме каменных орудий труда других у этого народа не было. Представьте, сколько усилий потребовалось для возведения этого храма.

Главный храм Темпло Майор был обнаружен археологами вообще случайно. Это случилось в 80 годах прошлого столетия во время землетрясения. Эта находка дала возможность лицезреть фигурки богов, высеченные из камня, а также керамические и ювелирные изделия. Надо отметить, что ацтеки практиковали человеческие жертвоприношения своим богам. Рукоятки жертвенных ножей украшались рисунком мозаики из бирюзы и обломков раковин.

Благодаря этим находкам мы можем с точностью определить, как жили ацтеки, занятия которых отличались своей разнообразностью и высокоразвитой культурой.

Конец истории

Эта цивилизация до конца осталась не разгаданной. Все из-за того, что культурное наследие ацтеков было частично уничтожено во время завоеваний. Достигнув культурных высот, народ ацтеков не смог выжить и сохранить для истории большую часть своих достижений. На руинах столицы ацтеков вырос новый город - Мехико, который вошел в историю как центр колониальных владений новых завоевателей из Европы.

Как жили ацтеки и где жили ацтеки, Вы узнаете из этой статьи.

Когда появились ацтеки?

Ацтеки являются индейским народом, который населялтерриторию современной Мексики от Атлантического до Тихого океанов. Они воздвигли поистине волшебную цивилизацию и после себя оставили выдающиеся памятники культуры и архитектуры, поистине великие открытия врачей и ученых.

Ацтеки в 1068 году, по неизвестной причине, покинули свою прародину, легендарный Астлан (место цапель). Ученые считают, что остров находился в северной части Калифорнийского залива. Именно от названия прародины и пошло именования племени – ацтеки. Хотя сами они называли себя «мешиками». В Мексиканскую долину ацтеки пришли в XIII веке, а спустя столетие здесь было создано могучее государство с центром в городе Теночтитлан (современная территория Мехико).

Ацтеки, будучи умными и агрессивными, быстро завоевали соседние племена индейцев. Их империя росла и богатела. Порабощенные ими народы платили огромную дань золотом, хлопком, рабами. В XVI веке государство ацтеков пошло прахом, так как в Америку пришел более сильный завоеватель – испанцы, разбившие их армию и разрушившие столицу некогда могучей империи.

Чем занимались ацтеки?

Только в ХХ веке ученым удалось узнать, чем ацтеки занимались в повседневной жизни. Из записей конкистадоров, древних записей племени стало ясно, что земли в долине Мехико, где жили ацтеки, были достаточно плодородными. Они занимались выращиванием бобов, кукурузы, помидоров и других овощей. В лесах Центральной Америки произрастало множество фруктовых деревьев, поэтому среди племени было распространено собирательство.

В суровых землях Мехико расположились просторные пастбища. Благодаря этому ацтеки занимались скотоводством. Они одомашнили собак и индюков, употребляяих в пищу. Кроме земледелия и скотоводства племя ходило на охоту и рыбалку. Стоит отметить, что этим занимались те ацтеки, которые жили на периферии.

В больших городах ацтеки занимались принципиально другими делами. Их цивилизация была самой могущественной и развитой в Америке. Они возвелиогромные храмы, развивали искусство и литературу. Древний народ сумел создать крупный корпус, записывая все на коре деревьев пиктографическим письмом. Также ацтеки слили умелыми купцами и совершали торговые экспедиции далеко за пределы своей империи. В городах развивались гончарное дело, ювелирное и оружейное дело, ткачество.