Поезда в Индии: жесть как она есть, или что ожидать от слипер-класса. Железные дороги индии глазами российского путешественника

Ругаете РЖД?! Добро пожаловать в общий вагон индийского поезда! Побывать в Индии и не покататься на поезде и, в частности, в общем вагоне - значит пропустить невероятно интересный опыт, как с точки зрения коммуникации и визуальных образов, так и возможность в полной мере загрузить свои обоняние, ощущения, осязание!

Побывав впервые в Индии в 2007м году, я поробовал спальные вагоны "без" и "с" кондиционером (Sleeper AC & non-AC), а в этой поездке наконец-то добрался до General Class ночного поезда. Это невероятно круто! А вокзалы... Вот где вы еще увидите такой вокзал маленького провинциального городка глубокой ночью как не в Индии?!


На самом деле ничего особенного, ведь наверное все ездили в общем вагоне нащих поездов... разница лишь в том, что в Индии вы встретите открытых и доброжелательных попутчиков. Кто-то из самостоятельных путешественников попадает в общий вагон случайно, не озаботився билетом заранее, а в Индии ежедневно на поездах едут десятки тысяч людей и то, что билетов в sleeper классы нет - это обычная практика.

Судя по фильмам и по тому, что я видел, общие вагоны тоже бывают заполнены по разному, бывает и так, что пассажиры свисают из дверей. Так что мне, можно сказать, повезло, по вагону можно было передвигаться относительно спокойно, хотя все места, верхние полки, тамбуры и... туалеты (!) были заняты.

Но все начинается с покупки билетов. Я напишу отдельную статью про поезда в Индии, сегодня покажу фотографии:

Вагон "второго класса", он же "общий класс", пишут на вагонах и так и так. В поезде жарко, вместо окон решетки, под потолком неработающие вентиляторы. Во время проезда через лесополосы в вагон залетают всякие тропические бабочки и стрекозы, которые также быстро и выдуваются ветром.

Прийдя на посадку за 40 минут до отправления, мы с друзьями так и не смогли сесть в один вагон, поэтому ехали в соседних. Как выяснилось позже, нам повезло, что мы вообще сидели.

Тусклый искусственный свет, высокое ИСО, ужасающий баланс белого... но делать серию черно-белой сознательно не стал, все-таки Индия - это, прежде всего, ЦВЕТ!

В тамбуре ребята ужинают. Я с огромным трудом смог отказаться от предложения присесть рядом. Практически каждый попутчик приветлив, пытается заговорить, что-то показать, чем-то угостить... Даже краской меня намазали в вагоне в преддверии праздника Холи. К сожалению, со знанием английского было всего несколько человек в вагоне.

Парень не верхней полке принял лишнего по случаю Холи и все время норовил упасть вниз:

На нижней полке усаживается в среднем 5-6 индусов, хотя полка по размеру такая же, как и в нашем плацкарте (на 3 сидячих места). На полу кто-то ложится спать и так почти в каждом "купэ":

Вокзал - это отдельная история. Здесь ночует огромное количество народа, бывают моменты, что нужно просто переступать через спящие тела, чтобы двигаться вперед:

Офис главного кондуктора:

Что вы увидели на фотографиях?!
Антисанитарию, грязь, почувствовали неприятный запах?!

Скорее всего вы окажитесь правы, я же увидел кусочек настоящей Индии, встретил приятных собеседников и уже даже послал фотографии своим попутчикам. Отбросьте стереотипы и комплексы, попробуйте почувствовать страну с разных сторон.

Продолжение следует...

Дешевые билеты в Индию найдет

Поезда в Индии! Тем, кто хоть немного в теме, сразу представляется шокирующая картина: пассажиры облепили вагон со всех сторон, вываливаются из дверей и гроздьями свисают с крыши… А уж путешествовать таким образом — боже упаси! Так ли страшен черт, как его малюют, и чего в реальности ожидать от индийских поездов? Делимся личным опытом 🙂

Один из плюсов путешествий на поезде в Индии — их дешевизна, можно проехать через всю страну, заплатив за это смешные по нашим меркам деньги. Благодаря этому, железные дороги в Индии в большом фаворе у местного населения, которое огромными толпами перемещается во всех направлениях (по крайней мере такое создается впечатление). Из-за этого билеты на многие поезда распродаются еще задолго до даты отправления.

Да, в Индии и не такое бывает!

В Индии поезда, а точнее, вагоны, имеют разный уровень комфорта. Основное различие — наличие кондиционера, или AC (эй-си). Подробнее о разных классах поездов — в следующих постах. А сегодня я расскажу о том классе, который наиболее популярен как у местного населения, так и у многочисленных путешественников.

Итак, встречайте — Sleeper-класс во всей красе!

От всем известного плацкарта слиперы отличаются наличием дополнительных полок посередине, т.е. полки расположены не в 2 ряда, а в 3. Боковых полок 2. Днем средние полки складываются, чтобы сидящие на нижних не упирались в них головами. Билеты на поезд продаются из расчета 1 полка на 1 человека, но экономные индусы, купив 1 билет, зачастую умудряются ютиться на полке целым семейством, включая детей. Так что чаще всего в слиперах людно.

Но не волнуйтесь, туалеты в таких вагонах вполне приличные. Как и везде в Индии, тут предоставляется два варианта: туалет западного образца (western style), привычный нам унитаз, и индийского (indian style) — дырка в полу. Как говорится, полная свобода выбора 🙂

Зато в слипперах в каждом вагоне имеются розетки

Другая особенность — это отсутствие стекол в окнах. Когда на улице жарко, прохладный ветерок, обдувающий при движении поезда, это просто здорово! Днем можно скоротать длинный переезд, глазея в окно. Мимо не спеша скользят ландшафты. Холмы, реки, маленькие деревеньки и рисовые поля сменяются оживленными городами… На ночь окна закрываются специальными ставнями. Но вот беда, закрываются ставни неплотно, и ночью по вагону гуляют сквозняки. Мы, закаленные путешественники, в слипере без спального мешка не ездим, чего и вам советуем 🙂

Едем из Варанаси в Агру

В sleeper-классе начисто отсутствуют кондиционеры! И, на мой взгляд, это скорее плюс, а не минус. Если в Индии в вагоне имеется кондиционер, не сомневайтесь, его врубят на полную катушку. Из-за этого в кондиционированных вагонах стоит буквально арктический холод. Так что шансы простудиться как в слипер-вагонах, с их отсутствием стекол в окнах, так и в AC примерно одинаковы.

Помимо окон, предусмотрена и другая система вентиляции в вагоне. Это огромные, пыльные, дребезжащие вентиляторы, прикрепленные к потолку. Впрочем, со своей задачей они справляются и помогают пассажирам не скончаться от духоты на станциях и во время длительных остановок.

Публика в слиппере поначалу будет осторожно приглядываться к вам, белым обезьянам, вытягивая шею и смущенно улыбаясь. После традиционной процедуры знакомства в стиле «Your name? Which country?» местные будут расспрашивать вас, пытаясь объясниться на ломаном английском, угощать разными вкусностями и фотографировать на память. Если путешествуете вы достаточно долго, можно познакомиться с половиной вагона, весело провести время и завести новых друзей. Согласитесь, это здорово!

Двери в вагон всегда открыты, и на каждой станции заваливается толпа разносчиков всяческой жрачки. Только и слышишь выкрики «Чай, чай!!!», «Пани уоооотер» (проще говоря, вода), «Томато суууп, чикен бириааааани!». Мерно постукивают колеса, вагон поскрипывает, ты высовываешься в окно навстречу ветру и улыбаешься…

По дороге в Мумбаи мы познакомились с классными ребятами 🙂

Катались мы на слиперах много раз, как сами, так и с нашими туристами. Ребята готовились к худшему (т.е. мы их готовили, на всякий случай), и были в итоге приятно удивлены, что все не так и страшно. Был, правда, один случай… Из-за ошибки в билетах нашей группе из 9 человек пришлось ехать из Варанаси в Агру всего на 4-х полках! Бррррр… Зато это происшествие здорово всех сплотило, приехали хоть и уставшие, но довольные 🙂

Что нужно иметь с собой для поездки в sleeper-вагоне?

  • Спальник

Белья, подушек и матрасов в слипере не предусмотрено, так что спальный мешок это must have, ибо спать на голых полках не очень приятно. Опять-таки, в холодное время года спальник жизненно необходим для тепла. Местные плотно заворачиваются и укрываются с головой простынями, напоминая лежбище мумий, но, на мой вкус, спальник все же предпочтительнее 🙂

  • Замок для багажа

Нужен он для того, чтобы надежно пристегнуть свой рюкзак под нижней полкой. Насколько эта мера актуальна, сложно судить. За все время знакомства с индийскими железными дорогами никто не делал попытки что-либо у нас увести. Но местные старательно свои вещи пристегивают, и мы берем с них пример (хотя, может быть, это они нас опасаются? :)) И, конечно, оставлять камеру, ноутбук и прочие гаджеты без присмотра не стоит.

Если вы не особо брезгливы, хотите в полной мере вкусить индийского колорита, познакомиться с местными и весело провести время, обязательно покатайтесь на поезде слипер-класса в Индии. В отличие от вагонов подороже, в которых публика взирает на вас с налетом превосходства, в слипере очень демократичная обстановка, и вы понимаете, как много среди индусов по-настоящему необыкновенных открытых и дружелюбных людей!

Поезда в Индии являются самым популярным и дешевым способом передвижения по стране. Альтернативы данному транспорту просто не существует, поэтому если вы запланировали самостоятельное путешествие по Индии, то вам явно придется познакомиться с особенностями железных дорог этой необыкновенной и колоритной страны. А наша статья даст вам всю необходимую информацию для того, чтобы сделать комфортным и запоминающимся.

Индийские поезда: общая информация

Путешествие на поезде в Индии вы не забудете никогда, независимо от того, какой вагон вы выберете. В любом случае поезд будет битком набит различным народом, желающим пообщаться с белым туристом, причем все индийцы будут крайне дружелюбны и активны. Если вы сторонитесь такого общения, то вам стоит покупать билеты самого высокого класса, чтобы свести к минимуму встречи с местными жителями. Но имейте в виду, что практически в любом поезде вы будете самой главной достопримечательностью, приковывающей всеобщие взгляды.

К сожалению, в Индии не такое уж редкое явление. Ежегодно статистика железнодорожных крушений пополняется приблизительно десятью новыми случаями, в которых количество жертв исчисляется сотнями. Чаще всего подобные происшествия вызваны большим износом железнодорожного полотна и человеческим фактором. Машинисты поездов обычно работают по несколько суток без пересменок, стараясь заработать побольше денег, что в итоге приводит к страшным крушениям.

Но все туристы, влюбленные в страну чайных плантаций и слонов, однозначно советуют на своем опыте узнать, как в Индии ездят на поездах. В противном случае вы так и не сможете по-настоящему проникнуться местным колоритом. А ведь за ним многие и приезжают в эту страну.

Путешествие на поезде: комфортный туристический вариант

Если вас никак не прельщает перспектива трястись в переполненном людьми вагоне, а посмотреть всю страну все-таки хочется, то для этих целей придуманы специальные туристические поезда в Индии. Их еще часто называют роскошными, и они предлагают путешественникам семидневные туры, во время которых вы увидите самые красивые места страны и сможете погрузиться в удивительную жизнь местных жителей.

В настоящий момент в Индии работает шесть подобных поездов, каждый из которых идет по собственному маршруту. Все вагоны в таких составах оборудованы кондиционерами и относятся к повышенному классу комфорта. За время недельного путешествия вы не будете испытывать абсолютно никаких неудобств, ведь в стоимость тура входит питание и несколько экскурсий.

Стоит учесть, что подобное путешествие довольно дорого стоит - цена тура на одного человека колеблется в пределах трех тысяч долларов.

Как выглядит индийский железнодорожный вокзал?

Поезда в Индии, фото которых мы представили в нашей статье, меркнут по сравнению с местными железнодорожными вокзалами. Они являются совершенно особенным местом, где в полной мере отражается менталитет индийцев. Стоит отметить, что вокзалы в маленьких городках выглядят довольно пустынно и чисто, здесь народ собирается только в момент прибытия поезда. Но вот станции крупных городов представляют собой совсем иную картину - здесь индийцы находятся днем и ночью.

Местное население не смущает толкучка, духота и полная антисанитария - они с удовольствием остаются ночевать на вокзале, располагаясь прямо на полу. Довольно часто у них с собой даже нет накидки или теплых вещей, поэтому они укладываются на газетку и проводят таким образом не одну ночь. Обычно спящего народа так много, что для того чтобы пройти до нужного места на перроне, необходимо переступать через спящих вповалку людей.

Каждый железнодорожный вокзал имеет кассу, но ее сотрудники практически не говорят по-английски, поэтому покупка билетов осложняется данным фактом. На некоторых вокзалах имеется специальная туристическая касса, здесь приобрести билеты будет значительно легче. К тому же они продаются по специальной квоте, созданной для туристов. Но об этом мы расскажем чуть позже.

Классы поездов в Индии: вагоны

Если вы никогда не ездили на индийских поездах, то вам будет довольно трудно сориентироваться в многообразии классов и видов вагонов в железнодорожных составах. Мы попробуем прояснить ситуацию и облегчить вам процесс выбора нужного вагона. Итак, классы поездов в Индии:

О каждом из них мы расскажем подробнее, но учтите, что индийская система классификации предполагает наличие в одном составе вагонов разного класса. Как правило, один вагон соответствует определенному классу.

Общий вагон (GN): особенности путешествия

Можно сказать, что - это настоящий народный поезд в Индии. С людьми вам придется общаться каждую минуту, ведь их здесь будет даже излишне много. В этот вагон билеты продаются без места, поэтому люди набиваются не только в сам вагон и тамбур, но даже в туалет. Всю дорогу они будут петь песни, разговаривать и пытаться вас чем-то угостить.

Билет в общий вагон стоит по индийским меркам сущие копейки, здесь нет кондиционеров и стекол. На окнах стоят решетки, а на потолке расположены вентиляторы, которые, впрочем, никогда не работают.

Контролеры практически никогда не проверяют билеты в общем вагоне, поэтому здесь ездит масса "зайцев". На самом билете не указывается время отправления и номер поезда, здесь пропечатывается только станция отправления и конечный пункт. Многие путешественники пересаживаются за время пути с одного поезда на другой, главное, чтобы они шли по заданному направлению.

Плацкартный вагон (SL)

Этот вагон частот называют спальным, он имеет большое сходство с нашим привычным плацкартом. Внутри вагона нет кондиционеров, окна зарешечены и полностью продуваются. На потолке расположены многочисленные вентиляторы. Вместо привычных нам четырех полок в данном вагоне их шесть, они расположены в три ряда. Днем все пассажиры едут сидя, размещаясь по нижним полкам. Ночью появляется возможность лечь. Белье в плацкартных вагонах не дают, питание тоже не предусмотрено.

Плацкарт с кондиционером (3А)

Этот вагон мало отличается от предыдущего, он стоит немного дороже и имеет кондиционер, который никогда не выключается. В связи с этим в окнах вставлены стекла, и они наглухо закрыты. В таком вагоне практически нет посторонних и на ночь выдают белье с одеялом. За время путешествия к вам довольно часто заглянет проводник, что обеспечивает полную безопасность пассажиров.

Плацкарт с кондиционером второго класса (2А)

Поезда в Индии довольно редко оснащены подобными вагонами. Они имеют четыре полки и обычно отгораживаются от прохода шторками. Стоимость проезда в вагонах этого класса приравнивается приблизительно к трем десяткам долларов.

Сидячий вагон (СС)

Этот вагон напоминает автобус. Он оборудован несколькими рядами удобных кресел и кондиционером. К сожалению, на популярных индийских маршрутах данный вагон встречается очень редко.

Вагон первого класса (1А)

Это путешествие обойдется вам крайне дорого, в среднем оно приравняется к стоимости авиаперелета. Но зато вы окажетесь в двухместном купе с мягкими диванами и кондиционером. Перед отправлением поезда вы получите бутилированную воду, запасы которой можно бесплатно пополнять на каждой крупной станции. Учтите, что эта вода самая чистая в стране.

Если вы захотите перекусить, то можете заказать еду через проводника. Вам обязательно все принесут в самые кратчайшие сроки. Единственным минусом может быть ориентированность этой пищи на вкусы индийцев - она однозначно будет острой.

Классификация индийских поездов

Помимо классификации вагонов поезда в Индии тоже делятся на свои разряды. Самым удобным является экспресс, он двигается крайне быстро для Индии и обладает повышенным уровнем комфортности. К тому же экспрессы считаются самыми точными поездами, они опаздывают всего лишь на пару часов, что вполне нормально для индийских железных дорог.

Обычные поезда передвигаются очень медленно, до отказа набиты народом и отличаются невероятной антисанитарией. К тому же они имеют привычку опаздывать на десять-двенадцать часов.

Квоты на проезд

Индийские железные дороги имеют несколько вариантов квот на билеты. От них зависит, каким образом вы будете путешествовать, поэтому данная информация вам обязательно пригодится. Итак, квоты выглядят следующим образом:

  • подтвержденная (confirmed) - с таким статусом вы получите конкретное место в вагоне, которое будет вашим в течение всего путешествия;
  • половинчатая (RAC) - данная аббревиатура означает, что у вас есть половина места, которую вы будете делить с другим пассажиром, если кто-то не освободит подтвержденную ранее бронь;
  • без места (WL) - в этом случае вы имеете все шансы оказаться без места, если до вас не дойдет очередь (каждый билет имеет цифру, означающую количество человек на место перед вами).

Отдельно продаются билеты с туристической квотой, они являются подтвержденными, но продаются только в специализированных местах. Вы можете обратиться в кассу, работающую для иностранных туристов, либо в туристическое агентство. Но в последнем случае с вас возьмут еще процент за работу сотрудников туристической компании.

Как покупать билеты на поезд в Индии?

Как и в любой другой стране мира, в Индии вы можете купить билеты на поезд в железнодорожной кассе и через интернет. Покупка в кассе представляется весьма трудной, ведь английским языком на вокзале никто не владеет и здесь нет привычки вывешивать расписание поездов с указанием времени отправления. Но зато в этом случае вы получите бумажные билеты на поезд. Индия является страной, где на экране планшета или телефона может не оказаться весомым аргументом для посадки в поезд.

Если вы предпочитает покупать билеты только через интернет, то будьте готовы преодолеть ряд трудностей. К примеру, оплатить стоимость проезда можно только картой индийского банка. А главный сайт железных дорог не имеет мобильной версии, что делает покупку через телефон абсолютно невозможной. Помогут вам различные сайты-посредники, устанавливающиеся на любой телефон в качестве приложения и готовые за небольшой процент принять оплату вашей картой. Учтите, что в Индии билеты на поезд продаются за три месяца до поездки. Поэтому к моменту отправления поезда они практически полностью исчезают из продажи.

Индия - это яркая и самобытная страна, которая может предстать перед путешественниками в абсолютно необычном ракурсе. Чтобы увидеть все ее красоты, стоит рискнуть и приобрести билет на поезд. Мы уверены, что это будет ваше самое незабываемое путешествие в жизни.

! На 365 дней, мульти!
Для граждан РФ и Украины полная стоимость со всеми сборами = 8200 руб .
Для граждан Казахстана, Азербайджана, Армении, Грузии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Латвии, Литвы, Эстонии = 6900 руб

Эта справочная информация будет полезна тем, кто еще не покупал билет на поезда в Индии и не знаком с загадочной классификацией индийских вагонов.

Вся Индия с севера до юга (кроме высокогорных районов) опутана сетью железных дорог. Путешествовать по Индии на поездах очень удобно, это один из самых популярных видов транспорта здесь. На поезде можно добраться практически до любого населенного пункта. Билеты можно купить как в кассе, так и через интернет.

Вагоны обозначаются так: 1АС, 2АС, 3АС, SL, CC, GC.
Цены, как и у нас, зависят от класса вагона. Самые дорогие — 1АС, самые дешевые – GC.
Полки индийских поездов длиннее, шире и комфортнее, чем наших, шире и сами вагоны.
Все вагоны АС – кондиционированные, с тонированными стеклами, непрозрачными снаружи, у каждого места — своя розетка.
1АС – как наш купейный, бывает с 4-мя либо с 2-мя полками.
2АС –как наш плацкартный, но купе и боковые полки отделены от прохода плотными занавесками.

3АС – как наш плацкартный, но полки расположены в три этажа, т.е. всего в купе шесть полок. Боковых – две.
Вообще, если вы едете один или вдвоем, то удобнее всего ехать на боковых полках.
Каждая боковая полка в вагонах 2АС и 3АС закрывается отдельной плотной занавеской, и получается такая маленькая комнатка.
SL – слипер-класс – внешне как 3АС, только не кондиционированный и без занавесок, т.е. в купе – полки в три этажа, боковые – в два этажа. На потолке – вентиляторы.

СС — бывает в поездах, курсирующих по Индии на недальние расстояния (часов 5-6 пути). Это очень удобный сидячий кондиционированный вагон с мягкими сиденьями с откидывающимися спинками, с большим расстоянием для ног, с электрическими розетками. Здесь постоянно кормят-поят (за время пути – несколько раз).

GC – дженерал-класс – общий вагон. Это вагон типа SL, куда набивается неимоверное количество народа.
Туалетов в вагонах– четыре, по два с каждой стороны: европейский и индийский. Кроме того, в тамбуре — отдельный умывальник.

Индийские ж/д вокзалы

В небольших городках ж/д вокзалы обычно довольно чистые и безлюдные:

Но в мегаполисах, подобных Дели, Мумбаи и Варанаси, вокзал выглядит примерно так:
вокзал Мумбаи

вокзал Варанаси

Система оповещения о прибытии поездов

Система оповещения пассажиров устроена в Индии очень комфортно.
Вдоль всего перрона – электронные табло, на которых высвечивается номер прибывающего поезда, его название и номер вагона (все индийские поезда, кроме номера, обязательно имеют название). Даже на маленьких ж/д станциях вдоль перрона стоят указатели с номерами вагонов. Когда приходит поезд – каждый вагон останавливается четко напротив своего указателя. Это очень удобно, особенно когда стоянка недолгая, — не надо бежать вдоль поезда в поисках своего вагона. Стоишь спокойненько возле указателя — твой вагон остановится точно напротив тебя.
На ж/д вокзале в Кхандве, например, висит такое электронное табло:

Здесь сверху – номер поезда, его название, время прибытия, номер платформы. Ниже – номера стоек на перроне, а под ними – номер того вагона, который остановится напротив данной стойки. Например, у вас билет в вагон 2АС класса (кондиционированный вагон второго класса), обычно он обозначается буквой В. Смотрите в билете номер вашего вагона, например, В2. По табло видно, что он остановится у стойки №17. Идете на 2-ую платформу, находите стойку №17 и ждете. Ваш вагон остановится напротив вас. На вагоне будет висеть список пассажиров, там будет ваша фамилия.

WL – Waiting List – лист ожидания

В системе продажи билетов на поезда в Индии существует такое понятие как Waiting List. Когда заканчиваются билеты в вагон конкретного класса, открывается Waiting List (Лист ожидания). Вам продадут билет, на котором будут стоять буквы WL и рядом цифра. Допустим, WL8 – это значит, что после того как закончились места в этом вагоне, билеты продали еще семерым. Вы – восьмой. Если кто-то сдает билет, или снимается какая-либо бронь, то ваша очередь двигается. Вполне возможно, что она додвигается до билета с местом. А может и нет.
Теоретически — если до отхода поезда остается еще много дней, при этом WL у вас меньше 10, то скорее всего вы уедете с местом. А если остается пара дней, а WL двузначный, то шансов практически нет. В этом случае вы сдаете билет, и вам возвращают его стоимость.
В Индии очень популярно ездить на поездах, причем часто ездят целыми большими семьями, билеты берут заранее (ж/д билеты в Индии начинают продавать за три месяца). Штраф за возврат билета – символический. Поэтому, видимо, заранее покупается много билетов, и какая-то часть из них потом сдается.
Часа за два до отправления поезда на вокзале вывешиваются списки пассажиров, которым достался билет с местом.

Где купить билет на поезд в Индии

На любой железнодорожной станции есть касса. В крупных городах на вокзалах существуют специальные кассы для туристов (например, на ж/д вокзале в Дели касса для туристов находится на втором этаже, открыта с 8:00 до 20:00).
Также билеты на поезд можно купить в любом туристическом агентстве (travel agency), только надо иметь в виду, что там возьмут агентские комиссионные, которые иногда равны стоимости самого билета.
Через интернет купить билеты можно на сайте cleartrip.com. Если вам нужны билеты на ближайшие дни, а их нет, то имейте в виду, что за двое суток до отправления открывается квота Tatkal (немного дороже, чем General квота, главное — успеть их поймать).
Расписание поездов можно посмотреть здесь indianrail.gov.in/inet_metro_trns.html.

Запись опубликована 21.02.2014 автором в рубрике с метками , .

Поездом в Индии обеспечивает вам гораздо больший комфорт, нежели автобусная поездка, особенно на дальних расстояниях. Некоторые большие города Индии располагают разветвленной сетью пригородных железнодорожных путей, которые открывают большие возможности для путешественников. При этом следует помнить о том, что в часы пик индийские «электрички», как правило, переполнены пассажирами.

Часть мест в большинстве поездов дальнего следования квотирована для иностранных туристов. Билеты могут быть приобретены в специальных отделах или кассах, имеющихся в основных городах и туристических центрах страны (если вы намерены платить за билет в рупиях, следует иметь при себе квитанцию обменного пункта либо распечатку банкомата).

На многих станциях имеются недорогие камеры хранения багажа с посуточной оплатой.
На время праздников, а также при увеличении пассажиропотока на пике туристического сезона, на некоторых направлениях вводятся дополнительные поезда. В это время следует быть особенно осторожным, т.к. были отмечены случаи смерти и увечий пассажиров в давке на переполненных платформах станций.

Если вы намерены много путешествовать поездом, рекомендуем приобрести на любой крупной станции информационный буклет «О поездах в двух словах» (Trains at a Glance), содержащий, помимо всего прочего, расписание всех поездов для данного региона.
Официальный веб-сайт индийских железных дорог: http://www.indianrai... и https://www.irctc.co.in
Расписание индийских поездов между основными станциями можно посмотреть по ссылке (ссылки постоянно меняются!) на сайтах http://www.indianrai... и http://enquiry.india... , там же доступен просмотр промежуточных станций.

Классы индийских поездов

Самыми быстрыми и дорогими поездами в Индии являются экспрессы «Шатабди» (Shatabdi Exp.), курсирующие между основными городами страны в течение одного дня. В этих поездах есть только два класса: «сидячий кондиционированный» (AC chair) и «сидячий кондиционированный повышенной комфортности» (AC executive chair). «Шатабди» комфортабельны, однако стеклопакеты вагонных окон ухудшают обзор, так что в этом плане экспрессы проигрывают обычным некондиционированным вагонам более медленных поездов, в окнах которых вместо стекол вы увидите решетки.
Экспрессы «Радждхани» (Rajdhani Exp.) обеспечивают сообщение между и столицами штатов и располагают следующими классами:

- «первый кондиционированный» (AC 1st class, 1AC) - это аналог нашего СВ, двухместное купе с закрывающейся дверью, с широкими сиденьями, шкафом, зеркалом и даже умывальником. Стоимость этого класса не сильно отличается от стоимости билета на самолет.
- «двухполочный кондиционированный» (two-tier AC, 2AC). «Двухполочный» означает, что в каждом отсеке вагона имеется два яруса полок + боковые места, то есть всего 6 мест, отделенных занавесками. Такой отсек чуть больше, а полки чуть длиннее, чем в «трехполочном» классе.
- «трехполочный кондиционированный» (three-tier AC, 3AC) - 8 мест, занавески не положены;
- «второй класс» (2nd class).
Стоимость билета в «двухполочном» и «трехполочном» классах составляет, соответственно, примерно половину и треть стоимости билета в первом классе. Оба класса подходят для длительных путешествий.

Другие экспресс- и почтовые поезда, как правило, располагают классами 2AC, «сидячим» (chair car), «некондиционированным спальным» (non-AC sleeper, захватите собственное постельное белье), и «вторым некондиционированным» (non-AC 2nd class). Стоимость билета в «некондиционированном спальном» вагоне составляет примерно четверть стоимости «двухполочного».

Кондиционированный вагон АС в поезде (не зависимо от его названия) предполагает наличие проводника, постельного белья и одеяла, сравнительную чистоту, отсутствие в вагоне посторонних (или попрошаек) и, естественно, приятную прохладу или настоящий холод, поэтому верхние полки в 3АС, расположенные прямо под кондиционером, брать не рекомендуется.

Преимущество класса АС состоит в том, что за вами закреплено место, которое вы можете использовать в течение всей поездки. В некондиционированных поездах места указываются номинально, кроме того занять свое место полностью вы можете только ночью, в дневное время на нем могут сидеть еще 1-2-3 незваных , купивших билет без места.

Поезда класса пассажирский, следующие на небольшие расстояния, это аналог наших электричек, в зависимости от штата и направления вид поездов колеблется от вагонов с лавками, дверями на рельсах (типа теплушек) и пропеллерами на потолке до купе на 8 человек. В свою очередь такое купе может иметь как деревянные лавки и полки для багажа, так и мягкие сиденья, причем вагоны разного типа могут быть даже в 1 поезде. Места в такие поездах также пронумерованы, но условно, здесь действует принцип «кто успел - тот и сел».

Большим плюсом индийских поездов является наличие туалета (кроме вагонов-теплушек), в вагонах по 2 туалета в начале и к конце. В вагонах класса АС с каждой стороны обычно имеется 1 индийский туалет и 1 европейский.

Персонал крупных железнодорожных станций, как правило, владеет английским. На маленьких станциях по-английски, как правило, говорят старшие сотрудники.

Стоимость ж/д билетов в Индии

Тарифы исчисляются в зависимости от расстояния. Полную информацию о тарифах можно получить на сайте Индийских ж/дорог (см.выше) либо в брошюре «О поездах в двух словах». Как правило, если вы путешествуете на расстояние более 500 км, вы можете сделать в пути одну остановку (не более чем на два дня); в этом случае вам необходимо отметить свой билет у начальника станции (station master) либо у билетного ревизора (ticket collector) на той станции, где вы решите задержаться.
Постельные принадлежности в классе 1AC (и часто в 3AC) предоставляются бесплатно. В некондиционированном первом классе они стоят 20 рупий. В поездах «Шатабди» и «Радждхани» предоставляется бесплатное питание, в других поездах дальнего следования можно заказать дешевое питание.
Билеты можно сдать с возвратом стоимости (не позднее 12 часов после отправления поезда). При возврате билета за 2 часа до отправления нам возвратили 50% его . Возврат денег за утерянный билет не осуществляется.
Есть для пассажиров пожилого возраста (30% для лиц старше 60 лет).

Индийские вокзалы
На крупных вокзалах всегда имеются , иногда даже весьма приличные. В таких рестиках продается фирменная , упакованная специально для ж\д, покупать рекомендуется именно ее. Кроме того, на всех вокзалах на платформах есть ларьки и передвижные киоски с едой, где можно купить кроме тали бананы, печенья и воду.

Основные станции располагают «комнатами отдыха». «Комнаты отдыха железнодорожных станций будут доступны для вас при наличии билета либо Indrail Pass. Качество комнат может варьироваться от очень плохого до неожиданно хорошего и часто зависит от класса вашего вагона (АС или нет). Хороший вариант – в том случае, если вам предстоит посадка на ранний поезд. В то же время комнаты отдыха на главных станциях бывают шумными. Есть как общие спальни (dormitories), так и номера (private rooms)» - «Лонли Плэнет», с.1031.
Achadidi несколько раз пыталась вселиться в такую комнату отдыха, но никогда не было мест.

На всех ж\д станциях есть камеры хранения , которые работают как правило с раннего утра до позднего вечера, не забудьте уточнить время работы на табло у входа в камеру хранения. Стоимость 1 места багажа в сутки составляет около 10-15 рупий в зависимости от срока хранения. Вещи в камеру хранения лучше сдавать в закрытом на замок или упакованном в полиэтиленовый пакет виде, так как в противном случае их сохранность не гарантируется.

На всех вокзалах есть комнаты ожидания , причем на крупных станциях они разные для пассажиров АС и всех остальных. В комнатах ожидания не АС есть пропеллеры, но туалет часто платный, для АС пассажиров есть бесплатный туалет, душ, часто кондиционер и мягкие сиденья, где можно даже поспать.

Покупка ж/д билета в Индии

Покупка билетов на именные экспрессы осуществляется в офисах резервации, на пассажирские поезда в кассах вокзала. Если билет на экспресс может быть куплен на любой день, то на локальный поезд только в день отправления. Все вокзалы в Индии имеют систему бронирования, почти все офисы резервации, крупные города также имеют туристические офисы.
Для билета на экспресс в Индии необходимо заполнить форму, в которой указываются название поезда, его номер и класс, который вам необходим. Для поездки на дальнее расстояние лучше всего купить билет заранее – хотя бы за пару дней до отправления. Если на станции нет специальной кассы для иностранных туристов, вам придется постоять в очереди с местными жителями. Часто встречаются отдельные кассы (и очереди) для мужчин и женщин, например «для женщин, путешествующих в одиночестве»..
Если вам не хочется стоять в очереди, можно обратиться в одно из туристических агентств, которое обеспечит вас билетом за небольшую комиссию. При этом следует опасаться ушлых турагентов, которые могут попытаться продать вам билет на почтовый поезд по цене экспресса. Не оставляйте агенту полную предоплату и тщательно изучайте билет, прежде чем закончить расчет.
В билете четко указаны номера места и вагона. Кроме того, список пассажиров с указанием места может быть вывешен у входа в вагон. Номер вагона зачастую написан мелом рядом со списком.
Если мест на нужный вам поезд нет, можно попросить кассира поставить вас на лист ожидания. Еще один вариант решения – купить билет в нерезервируемый класс и попытаться сделать ап-грейд «в полете». Для этого нужно пройти в вагон хорошего класса и отыскать кондуктора (или TTE, Travelling Ticket Examiner). В случае удачи вам зачтут стоимость уже купленного билета и возьмут с вас разницу и небольшой сбор в размере ок.30 рупий.

Примите также к сведению, что купив билет на поезд, при наличие мест в вагоне лучшего класса, вы можете «вселиться» в него при помощи проводника, доплатив разницу в цене.

Train Passes

Позволяют путешествовать по индийским ж/дорогам без ограничений в период срока своего действия. Стоят дорого и не дают вам никаких привилегий по сравнению с другими пассажирами. Чтобы полностью оправдать покупку, вам придется проезжать по 300 км каждый день. Продаются турагентствами во многих странах, а также во всех крупных городах Индии.
от 5 до 12 лет путешествуют по индийским ж/дорогам за полцены».