Описание ворот торана ступы санчи. Большая ступа в санчи, древнейшая буддийская постройка индии. Архитектурный анализ чайтьи в Карли

В Индии множество туристических объектов разной направленности – природных, культурных, религиозных, исторических, эстетических. По ней можно путешествовать месяцами, и не переставать удивляться все новым и новым достопримечательностям.

В деревне Санчи, находится один из объектов, который индийцы считают сочетающим в себе все – древнейшая в Индии ступа с останками Будды. Мы решили проверить, так ли это, и отправились в Санчи втроем – я, муж и сестра мужа.

Почему же нужно посетить Санчи?

  1. Потому что это красиво. Гармоничное плавное сооружение на холме высотой около 100 метров, а вокруг – зеленые леса и поля. И, самое главное, – прекрасные скульптуры, украшающие ворота (первое фото поста).

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

  1. Потому что это духовно. Внутри ступы хранятся останки Будды. Даже если вы в это не верите – зато верят тысячи паломников, которые приходят сюда с молитвами и добрыми мыслями, создавая «намоленность» места.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

  1. Потому что пропитано историей.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

  1. Да хотя бы даже просто в копилку путешественника — как самое древнее из сохранившихся буддийских святилищ, являвшееся основным центром буддизма в Индии вплоть до 12 в. Кстати, занесенное в ЮНЕСКО.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Немного из истории периода возникновения ступы Санчи.

Первые ступы появились в Индии еще до Будды. Сначала они представляли собой просто надгробные холмы, и постепенно превратились в строения, внутри которых помещались останки. Согласно преданию, Будда сам попросил учеников поместить его останки в ступу. После его смерти разразился спор – где должна быть воздвигнута такая ступа. Правители, родственники, ученики Будды – все хотели получить его останки. В итоге брахман Дона предложил вариант, устроивший всех. Останки поделили на 8 частей и поместили в 8 ступ по всей Индии, в 9ю поместили пепел от погребального костра, а сам Дона попросил за свои труды сосуд, в котором был кремирован Будда, и на его основе также создал свою ступу. Через 200 лет после смерти Будды, в 3-ем столетии до нашей эры, император Ашока приказал перераспределить останки по множеству ступ. Древнейшая из известных сохранившихся ступ Ашоки – как раз наша ступа Санчи

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Для интересующихся, подробнее о ступах: http://stupaman.org/asia-india.shtm Даже не знала, что есть поклонники ступ, создавшие о них целый сайт:)

Перед поездкой в Санчи я почитала об истории Индии соответствующего периода, и император Ашока произвел на меня неизгладимое впечатления. Поэтому уделю и ему полстранички.

Принц Ашока родился в гареме Биндусары, правителя индийской империи Маурьев. Мальчик имел низкий статус – его мать была бедной, а в гареме было множество сыновей от более знатных жен. Но ум, храбрость, энергия и талант к управлению в итоге сделали Ашоку наследником отца. Первым делом он занялся расширением империи. Убив сотни тысяч людей при завоевании Калинги (современная Орисса), в какой-то момент Ашока ужаснулся от содеянного. Чувствуя, что идет по нехорошему пути, он стал глубже обращаться в буддизм, который изучал с молодости в числе других религий и наук. Буддизм переменил жизнь молодого императора и жизнь всей империи.

Ашока решил править справедливо и всеми силами делать окружающий мир счастливее. Много внимания уделял строительству дорог, бесплатных гостиниц, иригационных систем, колодцев. Ашока навел порядок в медицине, организовал поставку медикаментов и открыл ветеринарные клиники. Принудительные работы, бесцельное выжигание лесов и бессмысленное истребление животных были запрещены. Также император создал институт правозащитников и внедрил инспекцию тюрем. Им был даже составлен список защищаемых животных: попугаи, дикие утки, летучие мыши, черепахи, рыбы, белки, лани, дикие и домашние голуби и все четвероногие твари, не годные для еды; кормящие козы, овцы и свиньи; детёныши, не достигшие шести месяцев. Сам Ашока забыл свое увлечение молодости – охоту, и предпочитал паломничество к святым местам, размышления ипутешествия по своей державе с целью инспектирования и контроля. Наибольшее внимание Ашока уделял исправлению нравов. Это было его конечной целью. Император Ашока сделал для распространения буддизма столько, сколько не сделал ни один правитель на земле.

Император призывал уважать любую религию и продвигал буддизм мягко. Не только в Индии, но и за ее пределами. Лишь в последние годы правления Ашоки случился перекос: он занялся более жестким внедрением буддизма, гонением представителей других религий и пожертвованием на буддизм колоссальных сокровищ из царской казны. В итоге он был практически отстранен от правления.

В лучшие годы Ашока возвел множество буддийских сооружений: ступ, храмов, монастырей и так называемых колонн Ашоки. Это колонны с выгравированным на них посланием людям – эдикты Ашоки. Они устанавливались по всей стране. Рядом обычно находился буддист, разъясняющий смысл текста людям. Это наиболее ранний сохранившийся в Индии памятник письменности и первое достоверное свидетельство существования буддизма.

…Вдоль дорог я посадил баньян, чтобы давал тень, и заложил манговые рощи. Через каждые восемь кроса устроил колодцы и гостиницы, и в разных местах водные резервуары для людей и зверей. Но это лишь малые достижения. Подобные блага творили и прежние цари. Я же сделал это для того, чтобы люди следовали дхарме…

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Ступа Санчи.

Ашока возвел знаменитую ступу в 45-ти километрах от города Бхопала, столицы штата Мадхья-Прадеш, рядом с деревней Санчи. В ступе находились останки Будды, а рядом — монастырь и колонну с одним из наставлений императора.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

То, что мы видим сегодня, разительно отличается от первого варианта Ашоки. Его ступа была из кирпича и значительно меньше. Сейчас то древнее тоже есть, оно находится внутри. Увидеть нельзя, но, главное, знать, что оно там.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Позднее, во 2-1-м в. до н.э., ступа была увеличена и украшена. Было достроено ограждение, образующее между ступой и внешним миром дорожку для паломников. Появились четверо ворот, символизирующих 4 стороны света. Вокруг разместились новые ступы и монастыри.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

В 4-м веке, при правлении династии Гупта, вокруг ступы появились новые монастыри, храмы, колонны. До 12-го века святилище поддерживалось и реставрировалось, а с 14-го века оказалось абсолютно заброшенным. Брахманы, не любившие ни буддизм, запрещавший жертвоприношения, ни самого Ашоку, выпихнувшего их с главенствующих ролей, сделали все, чтобы его имя было забыто историей.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Во времена правления мусульман, памятники буддизма и индуизма активно уничтожались, изображения животных стирались. Но святилище смогло дожить до наших дней, хоть и пришло в упадок. Саму ступу пришлось серьезно реставрировать. Вокруг осталось больше каменных обломков, нежели строений. Давно уже исчез первый деревянный монастырь, в котором проводила время жена Ашоки, Деви. Именно сюда приезжал перед началом большого путешествия с целью распространения буддизма сын Ашоки, Махендра. Обойдя ступу, он отправился с миссией на Цейлон, откуда буддизм был после распространен на Яву, в Тайланд, Бирму, Суматру и другие страны.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Сегодня ступа выглядит очень симпатично. Она отреставрирована и покрыта песчаником. Часть скульптур, покрывающих самое красивое, что есть в этом комплексе – ворота – перенесены в музеи, но заменены на качественные копии. Ворот четверо. Они символизируют четыре стороны света. На них изображены сцены с Буддой, реальные и мифические животные, символы буддизма – колесо дхармы, дерево, слоны, омывающие мать Будды – символ его рождения, сцены с Ашокой. Такое плотное количество скульптуры размещалось ранее на деревянных воротах, и на каменных выглядит слегка массивно и рискованно. Тем не менее, ворота прожили более 2х тысяч лет. Эти скульптуры — одни из древнейших сохранившихся в Индии до наших дней — стали образцом для потомков. Например, стиль изображения пышногрудых женщин.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Подробные фото фрагментов скульптуры с описаниями можно посмотреть на сайте археологического сообщества Индии: http://asi.nic.in/asi_monu_whs_sanchi_images.asp#

Вокруг ступы разбит ухоженный парк. То тут то там виднеются остатки древних храмов, монастырей, колонн, просто каменных блоков.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Множество ступ выросло там, где раньше стояла одна.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Паломники со всего мира стремятся в Санчи, чтобы обойти ступу по кругу, по направлению движения солнца. 1 раз, 108 или даже несколько дней наматывать круги. Буддисты и индусы считают, что такой обход улучшает карму J Можно внести гармонию в свою жизнь, очистить себя от различных пороков и развить в себе добродетели. Разрушение ступы считается деянием, подобным одному из «пяти грехов незамедлительного воздаяния», а именно, пролитию крови Будды, и влечёт за собой неотвратимое перерождение в аду сразу после этой жизни. Поэтому, в основном ступы не разрушались, а перестраивались.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Что касается нашей троицы – меня, Анджула и Анджули, мы приехали в Санчи на такси из Бхопала. Бхопал – крупный город, столица штата, как ни как. Не думаю, что путешественникам стоит там задерживаться без необходимости. Это нам, дикарям, было в радость пройтись по цивилизованным магазинам, поесть в мак-даке и посетить пару моллов.

Мак-дак. Бхопал. Столица штата Мадхья-Прадеш.

Кстати, в Бхопале есть неплохое место развлечений — открытый People’s mall – большой торговый молл+центр развлечений на открытом воздухе. Он находится рядом с университетом, студенты которого возвели в парке внушительные копии индийских памятников – Тадж-Махала, фортов, пещер и т.д. Есть кафешки, лавочки, даже аквапарк. Там любит гулять индийская молодежь и семьи с детьми.

People’s mall. Бхопал. Столица штата Мадхья-Прадеш.

People’s mall. Бхопал. Столица штата Мадхья-Прадеш.

Как туристы мы прокатились по городу, посмотрели на знаменитое озеро. Красиво, но ничего особенного. Выйти не смогли, так как парковка запрещена абсолютно везде. Проехали мимо множества мечетей, старых районов, современных моллов. В душу запал только длиннющий забор, каждый блок которого был украшен граффити. Очень качественным и смелым для Индии. Против курения, наркомании, проституции и т.д. В следующий раз найду и пофоткаю.

Бхопал. Столица штата Мадхья-Прадеш.

Из Бхопала посещать Санчи удобнее всего. Туда регулярно ходят поезда, автобусы, то же такси. В зависимости от транспорта – не более 2-х часов пути точно, это если на самом захудалом. Вполне можно не останавливаться в Санчи на ночь, а посетить его одним днем.

Мы приехали рано утром, и с удовольствием погуляли до толпы и до жары. На осмотр и отдых в парке ушло часа 2-3. Оставалось только попить чаю в маленькой кафешке, покопаться в бессмысленных сувенирах, и можно было ехать. Только вот в музей мы не смогли попасть. Он не открылся, а нам еще предстоял 6-ти-часовой переезд домой, в Кхаджурахо.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Санчи является одним из наиболее хорошо сохранившихся комплексов буддийской архитектуры в Южной Азии.

Здесь, в центральной Индии, на вершине горы из песчаника, в III-XII веках н.э. было построено множество ступ, храмов, монастырей и столпов, и над всеми ними возвышается Большая ступа высотой 16,5 метра.

Вокруг ее базы проходят мостки для процессий с каменными перилами. По сторонам света расположены четверо высоких церемониальных ворот. Их покрывают рельефы со сценами из жизни Будды и ранней истории буддизма.

На цоколе установлен купол ступы - усеченная полусфера 36,6 метра в поперечнике. Ее венчает прямоугольная каменная ограда, внутри которой стоит тройной каменный зонтик. Массивность ступы и замысловатая резьба ворот и ограждений создают разительный контраст, но первоначальное впечатление наверняка было еще более сильным.

Купол и постамент были облицованы белым известковым бетоном, ворота и ограждения выкрашены полупрозрачной красной краской, корпус ступы расписан венками и гирляндами, а зонтики на вершине были позолочены.

Памятник, который мы видим сегодня, строился и украшался в течение нескольких веков. Большая ступа была заложена правителем империи Маурья Ашокой (272-235 гг. до н.э.) в середине III века до н.э. Первое кирпичное сооружение было вдвое меньше нынешней ступы и, вероятно, заключало в себе останки самого Будды.

Ашока также воздвиг около ступы мемориальный столп из шлифованного известняка высотой 13 метров, на котором был высечен эдикт, запрещающий расколы внутри буддийской религиозной общины. Ворота были построены столетием позже, в период правления Сатакарни II (50- 25 гг. до н.э.) из династии Сатавахана.

Последующие изменения осуществлялись не царями, а сотнями частных лиц - монахами и монахинями, торговцами, купцами и каменщиками, чьи имена высечены на пожертвованных ими деталях.

Ступы являются одной из самых ранних форм буддийской архитектуры. Первоначально они строились в различных местах для хранения частиц праха Будды (ок. 563-483 гг. до н.э.), разделенного после его ухода в нирвану.

Но эти холмы из кирпича, земли или камня уже во времена Ашоки стали объектами поклонения. Большая ступа оставалась центром буддийского храма в течение почти 1400 лет, пока это место не захватили джунгли.

Ступа в Санчи очень красива в своей простоте. Это опоясанная балюстрадой каменная полусфера, сверху которой построен небольшой квадратный «балкон» с традиционным каменным «зонтиком» посередине.

Ступа обнесена внушительным ограждением с четырьмя воротами с каждой стороны света.

Ворота ограды Большой Ступы (они называются торана) — выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры.

Схема ворот проста: они представляют собой два столба с тремя горизонтальными перекладинами. Однако столбы и перекладины покрыты разнообразными рельефными и скульптурными изображениями и создают эффект зрительного контраста на фоне гладкой поверхности ступы, лишенной украшений.

Ворота святилища в Санчи — своеобразный сборник религиозно-символических, исторических и бытовых сцен и образов, народных преданий и легенд о Будде.

Основные темы рельефов — жизнь Будды в разных воплощениях. Здесь присутствуют многочисленные символы буддизма — колесо, дерево, лотос. Ворота украшают скульптуры духов природы — якшинь, а также птиц и животных — слонов, львов.

В сюжетах ворот Санчи тесно переплетаются буддийское вероучение и древнеиндийские народные мифологические сказания.

Среди рельефных изображений можно видеть фантастические образы, неизвестные до сих пор в индийском искусстве: например летающих львов.

А фигуры якшинь — женских божеств природы — на воротах в Санчи определили идеал женского телосложения в каменной резьбе Индии на много столетий вперед, став эталоном индийской скульптуры.

Фрагменты скульптур святилища в Санчи, в частности торс якшини с южных ворот, сегодня можно видеть в Бостонском музее (США).

А сам комплекс Большой Ступы в Санчи является одним из выдающихся историко-культурных памятников и достопримечательностей Индии, включенных в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

На постройке всего одной Великой Ступы в Санчи император Ашока не остановился - здесь же он возвёл ещё несколько ступ (раньше их было семь), некоторые из которых можно видеть и сегодня.

Неплохо сохранились ещё вторая и третья ступы, остальные же, к сожалению, были практически разрушены - всё-таки мусульманские завоеватели не особо церемонились с сокровищами «неверных» (на долгое время все эти ценности и вовсе были заброшены, а заново их открыли лишь в девятнадцатом столетии).

В этом месте даже тот, кто не является приверженцем буддизма, чувствует удивительную энергию и не может не восхищаться прошедшими сквозь тысячелетия древними строениями.

Уже только ради этих ощущений, ради вида каменных громад, несущих в себе тайны многих поколений, стоит ехать в Индию - загадочную страну, сберёгшую для нас столько ценного.

В III веке до н.э., при императоре Ашоке, буддизм стал признанной религией в Индии. Ашока всячески способствовал его распространению. К этому времени относится строительство множества ступ - буддийских святилищ. В правление Ашоки их было построено более 8 тыс. Среди них выделялись восемь Великих Ступ, о которых сообщают буддийские рукописи, но из них не сохранилось не одной. Однако из построек времен Ашоки до наших дней дошло выдающееся сооружение, уникальная , известная как Большая Ступа в Санчи .

Она расположена в штате Мадхъя-Прадеш в нескольких километрах к северу от города Бхопал и является самой древней из сохранившихся буддийских построек в Индии. В II-I веках до н.э. она была перестроена из еще более древней и меньшей по размерам ступы. Из других исторических мест Индии, связанных с зарождением и становлением буддизма, следует отметить поселения , и . Четвертое священное место буддизма, расположено в Непале.

Большая Ступа в Санчи, архитектурные особенности

Ступа в Санчи, очень простая по своим округлым очертаниям, кажется скорее вылепленной, чем построенной. Но в ее органичной простоте ощущается скрытое внутреннее движение вверх.

Ступа стоит на круглом цоколе диаметром 31 м с террасой, служившей для проведения церемоний. С южной стороны на террасу ведут лестницы. Так же как и платформа, на которой она покоится, ступа сложена из крупного кирпича и камня. Внутреннего помещения нет, но в толще кирпичной кладки замурованы священные останки Будды и другие реликвии, связанные с его деятельностью.

Первоначально ступа была выкрашена в белый цвет, а терраса и ворота - в красный. Некогда весь комплекс святилища окружали деревянные монастырские строения, но до наших дней они не сохранились.

Форма ступы строго подчинена выработанным пропорциям и правилам, имевшим глубоко символическое значение. Полусфера символизирует небесный свод. На вершине купола находится хармика - надстройка с квадратным основанием в форме балкончика. Она символизирует священную гору Меру.

Над хармикой возвышается проходящий через весь купол до его основания стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Стержень символизирует мировую ось, зонты означают три священных неба.

Вокруг ступы тянется массивная каменная ограда, лишенная всяких украшений. По четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, в ограде устроены ворота, богато украшенные скульптурой. Через ворота входили торжественные процессии для совершения священного обряда: он состоял в обходе вокруг ступы и восхождении процессии на верхнюю часть платформы.

Ворота «торана», шедевр древнеиндийской архитектуры

Ворота ограды Большой Ступы (они называются торана) - выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры. Они получили всемирную известность и стали сегодня таким же символом Индии, как знаменитая «Львиная капитель» из - три льва, изображенные в гербе страны. Ворота в Санчи давно растиражированы в сотнях тысяч проспектов и буклетов, посвященных Индии, их можно видеть на индийских банкнотах.

Схема ворот проста: они представляют собой два столба с тремя горизонтальными перекладинами. Однако столбы и перекладины покрыты разнообразными рельефными и скульптурными изображениями и создают эффект зрительного контраста на фоне гладкой поверхности ступы, лишенной украшений.

Ворота святилища в Санчи - своеобразный сборник религиозно-символических, исторических и бытовых сцен и образов, народных преданий и легенд о Будде. Рельефы ворот - свидетельство большого шага вперед, сделанного индийскими мастерами каменной скульптуры в I веке до н.э. и наиболее зрелое произведение искусства Индии той эпохи.

Основные темы рельефов - жизнь Будды в разных воплощениях. Здесь присутствуют многочисленные символы буддизма - колесо, дерево, лотос. Ворота украшают скульптуры духов природы - якшинь, а также птиц и животных - слонов, львов. В сюжетах ворот Санчи тесно переплетаются буддийское вероучение и древнеиндийские народные мифологические сказания.

Несмотря на то, что Санчи сама по себе достаточно небольшая деревенька, она невероятна важна не только для Индии, но и для общемировой истории, а все дело в том, что здесь собралось большое количество памятников раннебуддийской архитектуры, одним из которых является выдающаяся Ступа (Sanchi Stupa), которая была возведена еще в III веке до н.э. Считается, что именно она стала прообразом для всех последующих ступ.

Ступы, как правило, выполняют роль памятных монументов, которые возводятся для того, чтобы обозначить ту или иную важную дату для буддизма.

Как можно посетить?

Вы, конечно, можете добраться до этого колоритного места самостоятельно, однако из-за его особенности, лучшим решением будет воспользоваться услугами опытного гида и добраться сюда в составе экскурсионной группы. Тем более, что вам в этом случае удастся услышать множество интересных и таинственных историй.

Учтите то, что вам придется путешествовать через заросли джунглей в привычную для Индии погоду, жаркую и влажную. Так что стоит выбрать для этого путешествия удобную легкую одежду и позаботиться о головном уборе.

Интересные факты

  • Осмотрев рельефы, которые декорируют стены этой ступы, вы сможете обнаружить не только древних жителей Индии, но и греков, а все потому, что Ашока Великий, по приказу которого была возведена эта ступа, имел дипломатические отношения с Грецией того времени.
  • На протяжении очень долгого времени эта ступа, как и большинство иных буддийских памятников, была забыта. Её заново открыли англичане только в 1818 году.
  • Изначально эта ступа была цельной и монолитной постройкой, внутрь которой нельзя было зайти.
  • Здесь вы сможете увидеть множество восхитительных скульптур и монументов, которые изображают легендарных существ, богов и простых людей того времени.
  • Считается, что в каждой из ступ, возведенных Великим Ашокой, при строительстве были размещены священные реликвии Будды, которые принадлежали ему при жизни.

Как добраться?

Самым удобным способом добраться до этой достопримечательности станет арендованный на время автомобиль или вызванное такси.
Сюда достаточно часто ходят разнообразные экскурсионные туры, так что вы вполне можете воспользоваться услугами гида и, вместе с остальными экскурсантами, послушать множество интересных историй об этом древнем и загадочном месте.

Адрес: Санчи, Индия

B III веке до н.э., при императоре Ашоке, буддизм в Индии был признан государством религией. Ашока всячески способствовал распространению буддизма. К этому времени относится строительство множества ступ — буддийских святилищ. В правление Ашока их было построено более 8 тысяч.

Среди них выделялись восемь Великих Ступ, о которых сообщают буддийские рукописи, но из них не сохранилось ни одной. Однако из построек времен Ашока до наших дней дошло выдающееся сооружение, известное как Большая Ступа в Санчи. Она расположена в нескольких километрах к северу от города Бхопал.

Большая Ступа является самым древним из сохранившихся архитектурных сооружений буддизма в Индии. В II- I веках до н. э. она была перестроена из более древней и меньшей по размерам ступы. Ступа в Санчи — сооружение полусферической формы, лишенное внутреннего помещения. Она стоит на круглом цоколе диаметром в 31 метр с террасой, служившей для проведения церемоний. С южной стороны на террасу ведут лестницы. Так же, как и платформа, на которой она покоится, ступа сложена из крупного кирпича и камня. В ступе хранятся священные остатки Будды и другие реликвии, связанные с его деятельностью. Первоначально ступа была выкрашена в белый цвет, а терраса и ворота — в красный. Некогда весь комплекс святилища окружали деревянные монастырские строения, но до нашего времени они не сохранились.

Форма ступы строго подчинена канонам, имевшим глубоко символическое значение. Полусфера символизирует небесный свод. На вершине купола находится хармика — надстройка с квадратным основанием в форме балкончика — она символизирует священную гору Меру. Над хармикой возвышается проходящий через весь купол до его основания стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Стержень символизирует мировую ось, зонты означают три священных неба.

Ступа в Санчи, очень простая по своим округлым очертаниям, кажется скорее вылепленной, чем построенной. Но в ее органичной простоте ощущается скрытое внутреннее движение вверх. Это монументальное сооружение явно возводилось на века.

Вокруг ступы — массивная каменная ограда, лишенная всяких украшений. По четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, в ограде сделаны ворота, богато украшенные скульптурой. Через ворота в святилище входили торжественные процессии для совершения священного обряда: он состоял в обходе вокруг ступы и восхождении процессии на верхнюю часть платформы.

Ворота ограды Большой Ступы (они называются торана) — выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры. Они получили всемирную известность и стали таким же символом Индии, как знаменитая «Львиная капитель» из Сарнатха — три льва, изображенные в гербе страны. Изображение ворот в Санчи давно стало хрестоматийным сюжетом, растиражированным в сотнях тысяч проспектов и буклетов, посвященных Индии, их можно видеть на индийских банкнотах. Схема ворот проста: они представляют собой два столба с тремя горизонтальными перекладинами. Однако столбы и перекладины покрыты бесконечно разнообразными рельефными и скульптурными изображениями, и создают эффект зрительного контраста на фоне лишенной украшений гладкой поверхности ступы.

Ворота святилища в Санчи составляют целый своеобразный сборник религиозно-символических, исторических и бытовых сцен и образов, народных преданий и легенд о Будде. Рельефы ворот в Санчи являются свидетельством большого шага вперед, сделанного индийскими мастерами каменной скульптуры в I веке до н. э. и являются наиболее зрелым произведением искусства Индии той эпохи. Основные темы, изображенные на рельефах — жизнь Будды в разных воплощениях. Здесь присутствуют многочисленные символы буддизма — колесо, дерево, лотос. Ворота украшают скульптуры духов природы — якшинь, птиц и животных — слонов, львов.

В сюжетах ворот Санчи тесно переплетаются буддийское вероучение и древнеиндийские народные мифологические сказания. Среди рельефов ворот в Санчи можно видеть фантастические образы, неизвестные до сих пор в индийском искусстве: например, летающих львов. А фигуры якшини — женского божества природы — на воротах в Санчи определили идеал женского телосложения в каменной резьбе Индии на много столетий вперед, став эталоном индийской скульптуры.

Фрагменты скульптур святилища в Санчи, в частности, торс якшини с южных ворот, находятся в Бостонском музее (США). А сам комплекс Большой Ступы в Санчи является одним из выдающихся историко-культурных памятников Индии, включенных в список всемирного исторического наследия ЮНЕСКО.