Описание града китежа по картине утонувший город. Китеж-град. Легенда о русской Атлантиде. Качая люстрами, танцует дом

На реке Волге, недалеко от города Нижний Новгород находится одно из самых глубоких озер этого края - Светлояр. Размеры озера не велики - полкилометра в длину и чуть больше в ширину. Глубина Светлояра 39 метров, что является рекордной в области. Вода в озеро поступает из глубокого разлома в его дне. Она кристально чистая и холодная.

Светлояр иногда называют русской Атлантидой за его овеянную легендами историю. Люди говорят что иногда из под его вод раздается еле слышный звон колоколов, а в глубине можно увидеть призрачные стены монастырей и купола церквей.
Это город Китеж, который, как гласит легенда, исчез между 1,236 и 1,242 годами во время первого вторжения в Россию татаро-монгол. На границе третьего и четвертого десятилетия 13-го века древнее Русское государства было раздроблено на десятки княжеств. Князья воевали между собой за власть и новые земли, вступали в военные союзы.

Название озера Светлояр происходит от сочетания древнерусских слов: «светлый», также обозначающее чистый и праведный и «яр» - не только известного всем как овраг, или балка, но в данном случае являющегося корнем от имени древнерусского солнечного божества Ярилы, которому в дохристианской Руси поклонялись древние племена славян. С озером Светлояр связано также множество легенд дохристианского периода Руси. О граде Китеже говорится и в священной книге древнерусской веры - «Звёздной книге Коляды».

В районе озера Светлояр, как повествует древнерусское сказание, родился Китоврас - волшебный полуконь-получеловек. Он был могущественным волшебником и помогал славянам строить города и храмы. Там же жил Квасура - древний бог мудрости и хмеля. Считается что их имена и дали название граду Китежу.

У озера Светлояр в древности жило славянское племя берендеев. До сегодняшнего дня их потомки сохранили предания о граде Китеже и находившемся в нем религиозном центре поклонения богу Яриле. В древности, в дохристианский период Руси, Китеж считался у славян священным местом.

После крещение Руси славянская вера с ее храмами и волхвами уступила место христианству, но священные для людей места остались. На месте капищ по традиции стали строить православные храмы, так как считалось, что эти места особенные и являются сильными источниками положительной энергии. Имена древнеславянских богов постепенно менялись на имена святых, но места поклонения высшим силам оставались прежними. К таким местам относится и озеро Светлояр, которое издревле было окутано легендами и мистикой.

На берегу этого озера Великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович, (26 ноября 1188 - 4 марта 1238), сын Всеволода Большое Гнездо и построил Град Большой Китеж. Кроме него был еще и Малый Китеж (предположительно современный Городец), построенный во времена его деда - Юрия Долгорукого. Большой Китеж был весь возведен из белого камня с шестью храмами в центре города, что по тем временам являлось признаком богатства. Похоже что легенды объединили эти два города в мистический и таинственный Китеж-град.

Истинную картину событий тех далеких времен помог воссоздать Алексей Асов. В основу для этого он взял хроники и предания тех времен.

В 1238 году хан Батый разгромил Владимиро-Суздальское княжество. Князь Юрий Всеволодович оставался на тот момент единственным военачальником с войском, которое могло противостоять татаро-монгольскому нашествию. Хан встал лагерем на реке Сити. Князь Юрий Всеволодович оборонялся от него в Малом Китеже. Хан Батый взял приступом город, но князю с остатками войска удалось уйти из Малого Китежа и укрыться в Большом Китеже.

Батый намеревался продолжить свой поход к Средиземному морю, но оставлять в своем тылу русского князя с его войском было нельзя. Путь к городу лежал среди непроходимых болот и лесов. И тогда он начал пытать всех пленных славян как пройти к Китежу. Выдать же священный для славян город это значило обречь себя и свой род на вечное проклятие. По преданию испугался мучений и смерти лишь один - Гришка Кутерьма. Он и согласился провести войско Батыя в Китежу.

Хан Батый был основателем Монгольской империи и внуком Чингисхана. За несколько лет он уничтожил около половины населения древней России. Киев, Владимир, Суздаль, Рязань, Тверь, и многих других города были им разорены и сожжены. Богатой русской культуры Древней Руси не стало. На несколько десятилетий практически прекратилось строительство городов, исчезли ремесла, а южные русские земли потеряли почти все свое коренное население.

В это трагическое время, в народе возникла легенда о граде Китеже. Она повествует о том, что Хан Батый узнал о граде Китеже и приказал завоевать его. Татаро-монгольскому войску было сложно найти город, но один из русских пленных рассказал монголам о тайных путях к озеру Светлояр и войско направилось к Китежу. Когда они подошли к нему, они увидели, что город не укреплен и обрадовались предстоящей легкой победе. Но при виде войска из под земли забили фонтаны воды и град Китеж скрылся под водой. Согласно легенде, в сам город вода не вошла, она лишь скрыла его от врагов и горожане не утонули. Так Бог спас людей Китежа за их молитвы и благочестие. Это место стало священным.

До сегодняшнего дня жива легенда о Китеже. Проживающие в этой области люди рассказывают о внезапно возникающих странно одетых людях, исчезновениях тех, кто приезжает искать Китеж и оказался достойными стать его жителями. Озеро давно интересует археологи и геологов - сотрудников научно-исследовательских институтов, а также многочисленных самостоятельно расследующих тайну озера Светлояр людей. Среди них есть те, кто объясняет все законами физики, и те, кто верит в тайную природу вещей. Все они стремятся разгадать тайну озера Светлояр и погрузившегося в него града Китежа.

Это легенда, но многие люди верят в нее. И нет сомнений, что озеро Светлояр это то же древнее озеро о котором существуют старинные легенды. Православные приходят сюда, чтобы помолиться. Даже говорят, что горсть земли из этого места вылечивает многие заболевания, а вода из озера стоит несколько лет и не цветет и не портится - как святая вода. Многие верят, что если обойти вокруг озера три раза по часовой стрелке, оно выполнит ваше желание.

Предположительно в озере Светлояр находится проход в другое измерение. Существует еще одна интересная, прямо-мистическиая версия, по которой озеро Светлояр связано с таинственной Шамбалой. Светлояр привлекает тысячи паломников со всего мира. Намек о существовании города на дне Светлояра можно найти и в книге конца семнадцатого века "Китежский летописец" .

Кандидат Сергей Волков, который организовал экспедицию в поисках мифического города, говорит, что в этом месте исчезают люди - некоторые навсегда, другие возвращаются и не помнят что-либо произошедшее с ними. Он серьезно сказал о возможности посещения ими потерянного города Китежа. Но в него могут пройти только истинно верующие.

Сторонники теории мистического затерянного города предполагают, что в озере Светлояр существует проход в иное измерение. Доказательством этого является рассказы жителей близлежащего к Светлояру села Владимирское. Они видели лужей в одежде, которую носили их предки. Когда эти странные люди покупали товары в деревне - в основном хлеб и бублики, они платили отлично сохранившимися древними медными и серебряными монетами. Возможное объяснение этому дает лишь теория параллельных миров.

Вот то, что сказал Сергей Волков:
"Наше основное открытие состоит в подтверждении гипотезы о существовании вблизи Светлояра невидимыой невооруженному глазу плазменной субстанции, которая имеет возможность проявляться в качестве живых существ. Особенно много их и в основном они приходят вечером вокруг групп молящихся людей - смотрят и изучают. Мы запечатлели их на видео-и фотоаппаратуру. Эти плазменные образования когда-то были зафиксированы в лаборатории учеными Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн. Эксперименты в этом институте показали, что в воздухе в электромагнитном диапазоне существуют миллионов плазменных сгустков, назовем их субстанцией. Это наводит атеистов на мысль что существует параллельный, загробный мир. Исследование Светлояра показывает, что эта гипотеза не лишена здравого смысла. "

Несмотря на мифы, легенды и фольклор, ученые обнаружили следы реальных событий произошло. Из геологии хорошо известно, что центральные районы европейской части России лежат на фундаменте из твердой скальной породы. Но этот фундамент прорезан глубокими, направленными в разные стороны и часто пересекающимися друг с другом впадинами. И основываясь на этом факте, по мнению геологов, озеро Светлояр находится в узле пересечения двух очень глубоких и больших впадин. В таких местах может очень быстро сформироваться даже очень большой водный резервуар.

Ученые аквалангисты исследовали Светлояр и обнаружили природные аномалии. Они нашли на дне озера подводные террасы - берег уходит под воду подобно лестнице. Большие крутые подводные склоны Светлояра чередуются с горизонтальными участками дна. Это приводит к выводу, что озеро Светлояр образовалось частями - первая, нижняя, затем через сто или даже тысячи лет - вторая, и, наконец сравнительно недавно третья.

Первый слой осадков дна озера расположен на глубине 30 метров и очень древний, второй слой находится на 20-метровой глубине и относился к XIII веку, а третья тераса имеет отложения совсем недавних времен.
На глубине 20 метров аквалангисты нашли небольшие предметы, сделанные из дерева и металла периода XIII века. На одной из этих подводных террас, которая находилась прежде на берегу озера, возможно, и был настоящий город или монастырь, а затем он исчез в водах озера Светлояр.

Когда озеро был проверено эхолотом, а позже его эхограмму снял геолокатор, стала отчетливо видна овальная аномалия. Она отличался многометровым осадочным слоем. Более того - недалеко от этого "овала" находится другая область. Там, в грязи, отраженные ото дна тонким слоем почвы сигналы, были другими, как будто что-то не пропускает звук. На больших глубинах находились скрытые твердые предметы. Когда нарисовали карту этой области получился узор, напоминающий окруженный набережной город.

Таким образом, вполне возможно и существование на этом месте города Китежа. Но он не таинственным образом исчез куда-то, а просто рухнул под землю в результате тектонической активности. Только вот уже целых 50 лет аквалангисты не смогли найти никаких следов этому. Шлиман обнаружил Трою руководствуясь только рассказами "Илиады". А тут и адрес точный и озеро находится на наших глазах - и все подводные поиски ничего не дали.

Остается предположить фантастический вариант: город существует, но невидим. Кроме слышного время от времени звона его колоколов …

В ходе испытаний с помощью гидрофона, который сделан по принципу преобразования звука в электрический сигнал он вдруг начинал издавать звуки, напоминающие эхо грома во время шторма. Геофизики, участвующие в эксперименте сказали, что эти звуки происходят от волны магнитного возмущения, которая проходит через воду и создает такой эффект.

В некоторых местах вода просто "кричала", в других была мертвая тишина. Но самым неожиданным сюрпризом озера Светлояр оказался зафиксированный гидрофонами низкий жужжащий звук, напоминающий громкий звонок. Чаще всего озеро издавало его до восхода солнца и полной луны. Именно тогда, согласно легенде, праведным людям дано увидеть как в зеркале озера видны стены белоснежного города с золотыми куполами храмов.

Что касается самой воды озера, ученые химики пришли к выводу, что она может оставаться много дней без изменения своих свойств, благодаря находящимся на дне озера источникам с высоким содержанием кальция и гидрокарбоната.

Существует и гипотеза, что когда-то здесь был город - центр Евразии. В результате беспрецедентной катастрофы цветущий город был погружен под воду.

В пяти километрах от озера находится источник «живой» воды - тесты показали, что его кислотность равна нулю. Рядом с ним в лесу находятся три древние необычные могилы. Никто не знает кто похоронен там, так далеко от любого населенного места. Их размер в несколько раз превышает традиционный размер христианскиой могилы. Говорят, что, возможно, в них похоронены гиганты - древние лемурийцы, жители загадочной стране Лемурии, которая, согласно легенде, существовала где-то в этой области тысячи лет назад.

Современная наука не подтверждает, но и не пытается опровергнуть эту версию происхождения захоронений. Но никаких попыток эксгумировать их не проводилось. Некоторые люди приходят к могилам ночью для поклонения, другие наоборот. считают что это нечистое место независимо от находящегося рядом с ним целебного источника. Третьи берут из него воду и быстро уходят.

Легенда о Китеже является самой известной легендой о городе, сокрытом от врага. Однако подобных историй - довольно много. В ряде областей России до сих пор существуют мифы о том, как под угрозой разграбления монастыри или целые города уходили под воду или скрывались в горах. Считалось, что попасть туда из нашего мира могут лишь избранные. В книге «Братство Грааля» Рихард Рудзитис приводит письмо одного русского монаха, который посылает своим близким послание и просит не считать его умершим. Он говорит, что просто ушел в сокрытый монастырь к древним старцам.

Однако ученые так и не пришли к окончательному выводу: об одном или нескольких сокрытых городах или монастырях идет речь в вопросе о Китеже. Так или иначе, распространенность подобных легенд и их несомненная схожесть лишний раз доказывает достоверность этой истории. Однако чем больше ведется исследований на озере Светлояр, тем больше у ученых появляется вопросов, на которые еще предстоит найти ответ.

Современные легенды о Китеже

В годы Великой Отечественной войны старики совершали вокруг Светлояра паломничества, молясь за ушедших на фронт земляков.

Около 20 лет назад Светлояр хотел исследовать приезжий гидробиолог. После нескольких погружений в воду у него резко поднялась температура. Мужчина обратился к врачам, но они не смогли даже поставить диагноз: неведомое заболевание развилось без каких-либо объективных причин.
И только тогда, когда гидробиолог уехал из этих мест, болезнь отступила сама собой.

Однажды в окрестности Светлояра приехал собирать грибы житель Нижнего Новгорода. Домой он не вернулся ни в этот день, ни на следующий. Родственники забили тревогу. Поисково-спасательные работы результата не дали. Мужчину объявили в розыск. А через неделю он вернулся домой живой и невредимый. На все вопросы отвечал уклончиво: мол, заблудился, плутал по лесу. Потом вообще сказал, что у него был провал в памяти. Лишь позже он признался своему другу, который его специально подпоил, что был в невидимом граде Китеже, где его встретили чудотворные старцы. "Как докажешь? " - спросил приятель. И тогда грибник достал кусочек хлеба, которым его угощали в Китеже. Однако в один миг хлеб превратился в камень.

Еще говорят, что в одном из музеев до переворота 1917 года якобы хранилось письмо на старославянском языке, которое было адресовано от сына к отцу. Содержание его сводилось к следующему: молодой человек оказался в Китеже благодаря какому-то чуду и просит своих родителей не хоронить его раньше времени.

В недавнем прошлом на дно Светлояра погружались водолазы. Самое интересное, что они никому не рассказывают о результатах своих исследований. По слухам, дна они так и не нашли и были весьма напуганы этим обстоятельством. Не может же водоем быть бездонным! Существует поверье, что
тайны озера охраняет чудо-рыба, некое лохнесское чудовище, только на русский лад.

Есть еще более фантастическая легенда об озере Светлояр. Местные говорят, что оно имеет подземное дно и соединяется с водами озера Байкал. И опять никакого подтверждения этому найдено не было. Впрочем, и опровергнуты эти народные поверья не были.

Однако сами жители потустороннего Китежа частенько наведываются в наш мир. Старожилы рассказывают, что, бывало, в обычный сельский магазин заходил старец с длинной седой бородой в старинной славянской одежде. Он просил продать хлеба, а расплачивался старинными русскими монетами времен татаро-монгольского ига. Причем монеты выглядели как новые. Нередко старец задавал вопрос: «Как сейчас на Руси? Не пора ли восстать Китежу?» Однако местные жители отвечали, что пока еще рано. Им виднее, ведь место вокруг озера особенное, и люди здесь живут в постоянном соприкосновении с чудом. Даже пришедшие из других областей ощущают необычный ореол.

Легенда о Китеже дошла до нас в литературной обработке старообрядцев: «Книга глаголемая летописец» в своем окончательном виде сложилась во второй половине XVIII в. в среде одного из толков старообрядцев-беспоповцев - бегунов. Но обе составные части памятника, достаточно обособленные и самостоятельные, уводят в XVII в. При этом в первой части, повествующей о князе Георгии Всеволодовиче, убиении его Батыем и разорении Китежа, отразились предания, восходящие ко временам Батыева нашествия.

Как ни легендарно сказание и как далеко не верны приводимые исторические даты, в основу его легли действительные события. «Святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович»- это великий князь владимирский и суздальский Георгий II Всеволодович, сражавшийся с войском Батыя и сложивший голову в неравной битве на р. Сити. Связь Малого Китежа (Городца) с именем Георгия Всеволодовича имеет вполне историческую подоплеку: с 1216 по 1219 г. (до занятия Владимирского стола) князь отъезжал туда на удел; в 1237 г., когда полчища Батыя подступили ко Владимиру, Георгий Всеволодович ушел в Ярославскую землю, в пределах которой и находились оба города - Большой и Малый Китежи и где состоялась проигранная русскими битва.

Конечно, легендарный образ князя не вполне идентичен историческому. Георгию Всеволодовичу придана вымышленная родословная: он ведет свой род от святого князя Владимира и приходится сыном святому Всеволоду Мстиславичу Новгородскому. Эта придуманная генеалогия, не соответствующая действительной родословной князя Георгия, усиливает мотив святости - ведущий мотив легенды.

Вторая часть «Книги глаголемой летописец» - «Повестъ и взыскание о граде сокровенном Китеже» - лишена всякого исторического фона, она принадлежит к типу легендарно-апокрифических памятников, трактующих о земном рае. Образ «сокровенного» града Китежа стоит где-то посредине между «земным раем» древнейших русских апокрифов и Беловодьем, легендарным счастливым краем, ставшим столь популярным среди русских крестьян в XVIII в.

ВНИМАНИЕ! Книга разделена на главы, только для удобства навигации. Информация книги представляет слитное изложение материала о космической катастрофе кометы Алатырь, почти совпавшей по времени с монголо-татарским нашествием. Для правильного понимания происходивших событий советуем последовательно ознакомиться со всей книгой. .

Сказание о гибели Китеж града.

«Написал о том, что слышал, не ведая, может быть, и другие о том написали, знающие более меня»

Ермолай Еразм, церковный писатель

Наверное, не найдется на Руси человека, кто не слышал бы знаменитую русскую легенду о таинственном и тленном Китеж-граде (Кидиш, Кидыш) , но мало кто задумывался о том, что в основе этого сказания лежат реальные трагические события, произошедшие 15 июля 1240 года . Согласно легенде, этот утонувший в стародавние времена город-призрак, исчез на глазах у людей вместе с домами, храмами, людьми и животными, при весьма загадочных обстоятельствах. Само слово «кидыш» означает разрушенный, покинутый город. Классическая версия легенды утверждает, что он утонул на дне озера Светлояр, которое находится в заволжских лесах Нижегородской области. Остальные, поздние, версии, сравнивают затонувший Китеж с городами и весями, когда - либо бесследно исчезнувшими в других местах Древнего Мира, в том числе и в Балтийском море . Мифологические словари утверждают, что сказание о Китеж-граде - это классическая эсхатологическая легенда, сходная с легендами о благочестивых царствах праведников , царстве пресвитера Иоанна, городе Игната , земном рае и островах блаженных , то есть об эпицентрах космических катастроф. В русском эпосе это еще и легенды о Беловодье , где из-под воды все еще можно слышать колокольный звон с затонувших церквей города. Именно поэтому белой водой или белой землей называлась свободная , церковная земля. В православной традиции на Руси белой называли православную веру, царя и отечество . Несколько слов следует сказать и о заволжском озере Светлояр и некогда стоявшем здесь поселении. Светлояр - озеро небольшое, глубиной, до сорока метров. Озеро Светлояр расположено в бассейне реки Люнды, притока Ветлуги: площадь водяного зеркала 7,5 га.

Его почти округлая форма, имеет своеобразную приподнятую в виде вала, окантовку прилегающей береговой линии. Оно не вписывается в научные представления о процессах формирования земной поверхности в этих местах, и только поздние исследования позволили установить, что оно является метеоритным кратером, но долгое время считалось, что этот карстовый провал образовался в результате небольшого землетрясения. Чистая, прозрачная вода озера, по убеждению местных жителей, обладает целебными свойствами. По преданию, в старые времена великий князь Георгий Всеволодович поставил на берегу Волги город Малый Китеж (Городец), а позже, перейдя через речки Узолу, Санду и Керженец, и выйдя к реке Людне, берущей начало из озера Светлояр, поставил на его берегах, город Китеж Великий. Давайте освежим в своей памяти легенду о Китеж-граде, ведь его нередко сравнивают с исчезнувшей Атлантидой, реальность которой, также неоднократно пытались доказать или опровергнуть. Вот что повествует легенда о таинственной гибели града Китеж, когда-то располагавшегося на месте озера: « Когда-то на месте озера стоял славный город Китеж... Напали на Русь татары, завоевали многие наши земли. Хан Батый, узнав про богатый Китеж-град, направил на него свои орды. Подступив к стенам города, татары сильно удивились. Жители спокойно молились в своих церквах и не думали защищать город. А когда басурманы ворвались в город, вдруг сами собой зазвонили колокола и забили источники вод. В страхе бежали захватчики из погружавшегося в воду города. … А после того, как перестала прибывать вода, на месте города расстилалась лишь водная гладь, и только одинокая глава церкви, увенчанная крестом, все еще виднелась над поверхностью озера, но и она вскоре ушла под воду »… Еще одна, церковная легенда, не менее загадочна: «…потемнело вдруг всё кругом, и скрылись храмы Божьи, погрузились молчаливо в воды со стенами их зубчатыми. И с этих самых пор тихим озером, как слезой, покрыт весь город святой Китеж. Звоны чудесны, переливчаты, пение ангельское, лики всех святых, во храме божьем, безмятежно славят все Господа Бога нашего и Божью Матерь». Согласно исторической легенды, это случилось в 1240 году, когда Китеж-град осадили татаро-монгольские орды, ведомые самим ханом Батыем. Именно в этот год, по Божьему соизволению, город, на глазах татар, внезапно исчез вместе с людьми, скотом церквами и домами. Причина гибели Китеж-града постепенно забылась, но оставшееся на месте гибели города, озеро Светлояр, стало местом паломничества для верующих. Во-время никоновского гонения на староверов, здесь во множестве стали появляться раскольничьи скиты и тайные убежища-поселения приверженцев «старой веры». Среди староверов из поколения в поколение и передавалась странная легенда об утонувшем в озере городе, и о том, что видеть Китеж, и слышать до сих пор доносящийся из-под воды звон китежских колоколов, могут только истинно верующие люди. Вот как об этом проникновенно и трогательно пишет В.Г. Короленко: «Сходятся на берегах Светлояра толпы людей, стремящихся хоть на короткое время отряхнуть с себя обманчивую суету сует и заглянуть за таинственные грани. Здесь в тени деревьев, под открытым небом день и ночь слышно пение, звучит … чтение нараспев, кипят споры об истинной вере. А на закатных сумерках и в синей тьме летнего вечера, мелькают огни между деревьями, по берегам и на воде. Благочестивые люди на коленях трижды ползут кругом озера, потом пускают на щепках остатки свечей на воду, припадают к земле, и слушают. Усталые, между двумя мирами, при огнях на небе и воде, они отдаются баюкающему колыханию берегов и невнятному дальнему звону… И порой замирают, ничего уже не видя и не слыша из окружающего. Глаза точно ослепли для нашего мира, но прозрели для мира нездешнего. Лицо прояснилось, на нем «блаженная» блуждающая улыбка и - слезы… А кругом стоят и смотрят с удивлением те, кто стремился, но не удостоился по маловерию… И со страхом качают головами. Значит, он есть, этот другой мир, невидимый, но настоящий. Сами не видели, но видели видящих… » В память о космической катастрофе Алатырь, на берегу Светлояр-озера люди установили три православных креста . По легенде, они установлены в память трех былинных русских богатырей . Для многих эта историческая легенда является предметом веры. Озеро Светлояр, экзальтированные туристы называют «Шамбалой России». О Китеж-граде поэтично и вдохновенно сочиняли Пришвин, Максимилиан Волошин, Сергей Городецкий, Николай Клюев, Н.К. Рерих, Н.А. Римский-Корсаков…

Но уже с середины девятнадцатого века сказание о Китеж граде стало предметом пристального внимания исследователей. На озеро Светлояр неоднократно посылались научные экспедиции. В 50-70-х годах двадцатого столетия удалось «достоверно установить» , что озеро образовалось в результате внезапного «провала» почвы, неясной этиологии. На дне озера обнаружена «странная аномалия» - полуметровый слой жидкой породы, в которой во множестве обнаружены обломки обработанной руками человека разнообразной древесины. И это наводило на мысль, что легенда о Китеж-граде является отголоском реально происходивших здесь событий. Работая над этой легендой, я еще не знал истинных масштабов катастрофы 1240 года, но в качестве рабочей гипотезы, предположил, что озеро Светлояр образовалось на месте некогда существовавшего поселения, внезапно погибшего в результате электроразрядного взрыва метеорита. Ведь аналогичные случаи уже неоднократно происходили на памяти людей, с течением времени становясь загадками для последующих поколений, недоумевающих, куда же делся упоминаемый в хрониках город, реальность существования которого не вызывала сомнений у современников. Поэтому я стал искать дополнительную информацию, которая могла помочь понять тайну легенды о Китеж-граде. Ученые установили, что центральная котловина озера образовалась приблизительно 1100—1200 лет тому назад, а погружение нижней террасы произошло примерно 700—800 лет назад. Это довольно точно соответствует времени набегов монголо-татар и согласуется с легендой о затонувшем граде, и поэтому можно сказать, что исследователи квалифицированно выполнили свою работу.

А вот версию о метеоритном происхождении озера Светлояр высказали не ученые, а самодеятельная экспедиция местных школьников , под руководством преподавателей гимназии №38 г. Дзержинска А.К. Киселева и Т.Ю. Кузьмичевой, посетившая это озеро. При этом школьники обратили внимание и на близлежащие озера, под названием Нестияр, Кузьмияр, Светлое и Озерское , и, изучив краеведческий и топографический материал, обоснованно предположили , что эти озера могли образоваться одновременно с озером Светлояр, в результате падения осколков расколовшегося в атмосфере Земли крупного небесного тела . В подтверждение своей версии, экспедиция школьников в 2006 году обнаружила в районе этих озер большое количество воронок и кратеров диаметром от 2 до 50 м. Вот как представляют схему этой космической катастрофы школьники. По их мнению, упавший здесь фрагмент космического тела, имел массу около 2000 т, и летел, предположительно, в южном направлении. Одним из аргументов в доказательстве метеоритного происхождения озера Светлояр является обнаружение ими многочисленных импактитов (от англ. impact - удар ). На Нестияре ими также были найдены расплавно-плотные, явно содержащие железо породы. Местные жители, которые также неоднократно находили импактиты, называют их осарошниками , но их петрографический анализ, школьникам провести не удалось. Озеро Кузьмияр расположенное рядом с поселком Кузьмияры, оказалось самым глубоким, его глубина составляет 46 метров. Что нужно сказать по этому поводу. Школьники совместно со своими преподавателями выполнили великолепную работу, но, к сожалению, правильно оценить масштабы этой неординарной катастрофы не смогли. Собственно говоря, до сегодняшнего дня этого вообще не смог сделать никто. И мои исследования, впервые проливают свет на подробности этой катастрофы, и дают возможность оценить ее масштабы. На Руси оказалось много таких мест и рассказ о них впереди. Для меня, легенда о Китеж-граде, послужила толчком к пониманию тайны гигантской космической катастрофы Алатырь, произошедшей на огромных просторах европейской части России в 1240 году . Озеро Светлояр - это место космического взрыва, обожествленное религиозными легендами и многочисленными паломниками. И далеко не единственное. И нам предстоит рассказать еще об одном обожествленном месте космического взрыва осколка кометы Алатырь, на месте которого в настоящее время находится Свято-Успенская Почаевская Лавра . Примечательно, что в ковчеге, который монахи хранят в Почаевской Лавре, до сих пор, как главная религиозная реликвия , находится кусок оплавленной скалы, взятый с места космической катастрофы. И этот артефакт катастрофы 1240 года, своими глазами может увидеть любой паломник, или читатель этой книги, если посетит Свято-Успенскую Почаевскую Лавру.

Китеж (Китеж-град, Кидиш) — мифический чудесный город, который согласно русским легендам, спасся от войск Батыя во время татаро-монгольского нашествия в XIII веке благодаря чудесному свойству быть невидимым. При приближении войск город, якобы, исчез из глаз изумленного неприятеля и опустился на дно озера Светлояр. В последующих веках легенда преобразовалась, старообрядцы описывали Китеж уже как убежище последователей старой веры.

В XVIII-XIX веках Китеж представляли как город праведников, город социальной справедливости, куда мог отправиться каждый честный россиянин. Аналогичными свойствами народ наделял и некоторые другие фантастические общества, такие как царство пресвитера Иоанна, церкви "древнего благочестия" в далеком Опоньском (Японском?) море, острова блаженных, земной рай, Беловодье, "Город Игната" и т.д. В России того времени были распространены рассказы о людях, давших обед уйти в Китеж, и впоследствии присылавших оттуда письма. Многочисленные очевидцы описывали колокольный звон, который они слышали, якобы, из-под воды.

Озеро в Нижегородском Заволжье примерно в 100 км к востоку-северо-востоку от областного центра и в 1—1,5 км западнее села Владимирское Воскресенского района, памятник природы федерального значения.Озеро имеет форму овала с размерами 500 х 350 м, отличается большой глубиной, достигающей 40 м. Взгляд на происхождение озера с момента его изучения менялся и до сих пор не решен однозначно. Впервые вулканическое происхождение его было предположено в начале XX века писателем В. Короленко. Различными исследователями в разное время высказывались гипотезы о ледниковом, карстововом, старичном, вулканическом, неотектоническом, солянокупольном и космическом — метеоритном происхождении озера. В 2009 году опубликованы результаты полевых исследований, подтверждающих гипотезу о метеоритном происхождении озера.

До сих пор в науке идет спор о реальности Китежа и о возможном месторасположении "затонувшего" града. Наиболее привлекательной выглядит версия о том, что легенда повествует о каком-то месте, обладающем сверхъестественными свойствами. Что это за место (параллельный мир, астрал, какая-то пространственная яма) — спорить сейчас об этом бесполезно, т.к. слишком много неясного в легенде. Впрочем, предпринимались и предпринимаются попытки отыскать реальный затонувший город. Чаще всего такие поиски осуществлялись в районе жигулевского изгиба Волги, где до сих пор над Волгой иногда наблюдается мираж — встающий из-под воды большой древнерусский город.

Когда войска хана Батыя дошли до Владимиро-Суздальского княжества, русичи встретили их возле Малого Китежа (сейчас это Городец). В битве полегла большая часть дружины, а князь Георгий Всеволодович с уцелевшими воинами укрылся в лесах и построил город Китеж Большой на берегу озера Светлояр. Батый узнал, где укрылся князь, и убил его. А жители собрались в храме и обратились к Богу с молитвой не допустить к ним захватчиков. Бог внял молитве, из-под земли хлынули потоки воды, которые, не причиняя вреда жителям, залили город по маковки церквей. Но и они вскоре скрылись. А на месте города разлилось озеро. С тех пор это место стали почитать святым...Такова легенда, в которую многие верят. И не сомневаются, что небольшое лесное озеро Светлояр в Нижегородской области и есть то самое, в котором утонул Китеж. Православные приезжают сюда молиться. Рассказывают, что горсть местной земли лечит недуги. Вода, набранная из озера, стоит в бутылках несколько лет, не портясь, как освященная. И если обойти озеро трижды по часовой стрелке, то исполнятся все заветные желания. А версия, что озеро Светлояр имеет отношение к таинственной Шамбале, привлекает сюда тысячи паломников со всего мира. Однако единственные реальные намеки на существование города-легенды можно найти в книге «Китежский летописец» (конец XVII века).

Околонаучные мистики полагают, что на Светлояре существует и проход в другое временное измерение. И в доказательство приводят истории, рассказанные жителями близлежащего села Владимирское. Они якобы частенько встречают странных коробейников в одеждах, которые носили еще их прадеды, а за купленные товары — в основном хлеб, бублики, пряники — сдачу от них получают медяками и серебряными монетами. — Для нас, — продолжает Волков, — главным открытием стало подтверждение гипотезы о существовании вблизи Светлояра невидимых глазу плазменных субстанций, которые обладают логикой поведения, то есть проявляют себя как живые существа. Особенно много их появляется вокруг группы молящихся людей — как будто изучают. Мы их запечатлели на видео- и фотоаппаратуру. Эти плазменные образования в свое время зафиксировали в лабораторных условиях ученые из Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн (ИЗМИРАН). Их эксперименты свидетельствовали о том, что в воздухе в электромагнитном диапазоне носятся миллионы плазменных сгустков. Тогда это наводило атеистов на мысль о том, что потусторонний мир все-таки существует. Нынешнее изучение Светлояра показало, что эта гипотеза не лишена здравого смысла.

Но куда же подевался город? Нет ли в основе мифа какого-то реального природного события?

На самом же деле, едва приступив к исследованию любой легенды, мифа или подобного произведения устного народного творчества, мы обнаруживаем следы фактически имевших место событий, — говорил на одном из своих выступлений выдающийся российский археолог и историк академик Борис Рыбаков (умер в 2001 году. — Ред.). — Геологам хорошо известно, что центральные области европейской части России лежат на фундаменте из очень прочных горных пород. Но он рассечен глубинными разломами, которые идут в различных направлениях, нередко пересекаясь друг с другом. И геолог Владимир Никитин выяснил, что озеро Светлояр лежит как раз в узле пересечения двух глубинных разломов. В таком месте даже крупный водоем мог образоваться на изумление быстро — хоть на глазах у хана Батыя.

Могилы великанов Кибилёк — так называется местечко примерно в пяти километрах от озера Светлояр. Здесь родник якобы с «живой» водой (анализы показывают, что у нее нулевая кислотность). А рядом — в дремучем Кержинском лесу — расположены три безымянные могилы. Они древние и необычные. Во-первых, кому в голову пришло захоронить кого-то вдали от населенных пунктов? Во-вторых, могилы в несколько раз превышают размеры традиционных христианских захоронений. Рассказывают, будто бы там захоронены великаны. А именно скелеты древних лемурийцев — жителей таинственной страны Лемурия, которая, по легендам, существовала где-то в этом районе сотни тысяч лет назад. Современная наука не подтверждает, но и не пытается опровергать такую версию происхождения странных захоронений. Раскопать их никто не пытался. Да и грешно это. Нижегородские эзотерики приходят на могилы ночью, чтобы поклониться «неизвестности». А многие православные, напротив, считают, что место тут нечистое. Несмотря на родник. Наберут воды и быстро уходят.



"Маленькая русская Атлантида", "Нижегородская Шамбала".. Легендарный древний город был построен в 1165 году на берегу озера Светлояр благоверным князем Юрием Всеволодовичем, который был поражен красотой тех мест. До нас дошел достоверный письменный источник, "Китежский летописец", где сказано, что князь нарек город Большой Китеж, а "место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща". О самом городе было известно немного, кроме того, что в середине его возвышались шесть куполов церквей, а сам город был отстроен из белого камня, что символизировало духовную чистоту.

И простоял город сто лет, пока во время нашествия татаро-монгольской орды хан Батый не прослышал о богатстве чудесного города и вознамерился им овладеть. Когда монголы подошли к Китеж-граду, то увидели, что город совершенно не укреплен и не готов к бою. Жители и не помышляли об обороне: все они молились. Остолбенев на мгновенье от изумления, татары все же двинулись вперед, но сразу остановились. Послышался колокольный звон и прямо из-под земли забили фонтаны, которые стали заливать город, и вскоре он скрылся под водами озера Светлояр. Последнее, что увидели изумленные захватчики — это крест на куполе главного собора. Видя такое чудо, татары бросились, кто куда, и многие погибли, блуждая в лесах. Местные жители говорят, что вода не причинила вреда молящимся.. а сам город ушел не под воду, а в другое измерение, и продолжает существовать до сих пор.

Надо сказать, что предпринимались неоднократные попытки найти затонувший город, однако все они были неудачными. И в то же время вода озера имеет целебные свойства, не портится три года, а само озеро считается святым. Местные жители рассказывают о странных пришельцах, одетых в старорусские одежды и расплачивающихся за хлеб древнерусскими монетами. "Не пора ли восстать Китежу?" — спрашивал один такой старец.

Рассказывают также о заблудившемся грибнике, который вернулся через неделю и неохотно отвечал на расспросы. Однако, будучи вынужден объяснить свое отсутствие, рассказал, что гостил в Китеж-граде. А в доказательство он протянул кусочек хлеба, которым его там угостили.

В одном из музеев до сих пор хранится письмо сына к своему отцу, написанное на старославянском языке. Молодой человек пишет, что каким-то неведомым чудом оказался в Китеже, но жив и здоров, и просит не служить по нему заупокойные службы и не печалиться особо. А еще он рассказывал, что молитвы обитателей этого сокровенного места столь чисты и сильны, что возносятся в небо, подобно огненным столбам, и при свете этом можно даже читать и писать.

Периодически возле озера Светлояр и в наши времена пропадают люди. Возвратившись, они рассказывают, будто блуждая в оврагах, вышли на чудесный город, населенный праведниками, где и остались на несколько дней погостить. Замечено, что отыскать дорогу в невидимый город может не любой, а только тот, кто истинно верует душой. Видимо, не всех гостей готовы принять китежградцы, а только подобных себе.

Люди передают из уст в уста, что Китеж-град проявится перед концом света, но увидеть его и сейчас может тот, что чист сердцем. Считается, что если в ясную погоду вглядываться в озеро Светлояр, то можно уловить образ города с куполами церквей и услышать пение и колокольный звон.

Кстати, в древних летописях не говорится прямо, что Китеж ушел под воду. Там сказано, что город исчезнет и "невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова, как и в прежние времена такое бывало". Есть предположения о том, что он мог опуститься под землю или, наоборот, вознестись в небо. Но чаще всего утверждают, что он просто стал невидимым.

Думаете, это невозможно? А вот проффесор Пензенской государственной технологической академии Сергей Волков обнаружил вблизи озера Светлояр некие невидимые глазу плазменные субстанции. И даже запечатлел их проявления на фото- и видеопленке. Самое удивительное, по его мнению, то, что эти сгустки обладают логикой поведения. Например, они стараются приблизиться к группе молящихся людей. Эти исследования были подтверждены Институтом земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн (ИЗМИРАН). Согласно им, прямо вокруг нас в элетромагнитном диапазоне существуют миллионы плазменных сгустков. Может, именно они и представляют для нас "потусторонний мир", которых обнаруживает себя только в особенных местах, подобных озеру Светлояр.