Ледокол «Капитан Белоусов. Ледокол капитан белоусов Ледокол белоусов

С 1954 пo 1956 гг. в эксплуатацию били введены три однотипных ледокола, построенных по заказу СССР в Финляндии: Капитан Белоусов, Капитан Воронин, Капитан Мелехов.

Они предназначены дли обслуживании замерзающих портов Балтийского и Белого морей.

Ледоколы чипа Капитан Белоусов - четырехвинтовые суда (два винта в носу и два в корме) с двумя непрерывными палубами и удлиненным баком. Корпус разделен десятью водонепроницаемыми поперечными переборками на одиннадцать отсеков. По бортам до жилой палубы простираются продольные переборки, образующие восемь бортовых цистерн. Непотопляемость судна обеспечивается при затоплении двух любых отсеков. Предусмотрены две креновые цистерны объемом по 158 м3 каждая и две дифферентные - объемом по 150 м3.

На ледоколе два трюма: в носу - объемом 134 м3 и в корме- объемом 82 м3, а также специальные помещения для хранения провизии и других запасов. Запасы судна состоят из 1020 т топлива, 80 т масла, 75 т воды для охлаждении двигателей, 163 т пресной воды, 70 т провизии, 23 т расходных материалов.

Корпус сварной из сименс-мартеновской судостроительной стали. Переборки в надстройках клепаные. Система набора поперечная. Шпация в средней части составляет 800 мм, а в носовой и кормовой частях - 700 мм. Толщина наружной обшивки в средней части 15,5 - 17 мм, в оконечностях 20-25 мм; ледовый пояс бортов по всей длине имеет толщину 30 мм. В средней части судна установлено три стрингера, из них два простираются в нос и в корму.

Форштевень ниже верхней палубы выполнен из литой стали V-образного сечения, а в верхней части сделан из толстого стального листа. Ахтерштевень - целиком из литой стали. Руль изготовлен из литой стали с кованым баллером диаметром 400 мм. Буксирный вырез в корме с уклоном 10-15 гр, имеет глубину 1,0 м, выложен дубом и снабжен по бортам двумя дубовыми привальными брусьями.

Команда размещается в одно-, двух- и четырехместных каютах. Во всех жилых помещениях предусмотрено водяное отопление, а в машинных отделениях, прачечной, пекарне и наружных помещениях - паровое. Воздух, подаваемый для вентиляции жилых помещений, может быть подогрет до + 17° С при температуре наружного воздуха -30° С.

Грузовыми средствами служат стрелы (две кормовые 10-тонные и две носовые 5-тонные). Ледокол снабжен двумя становыми якорями Холла весом по 2600 кг каждый, одним стоп-анкером весом 800 кг, одним верпом и четырьмя ледовыми якорями весом 75-100 кг. Двухбарабанная буксирная лебедка развивает тяговое усилие 30 и 60 тс и позволяет буксировать суда на тросе длиной до 200 м. Рулевой привод электрогидравлический. Соединение руля и баллера защищено от ударов льда специальным устройством.

Дифферентная система обслуживается электроприводным насосом производительностью 1000 м3/ч, креновая система - насосом с автоматическим реверсивным электродвигателем. Время кренования 90 сек (за это время насос перекачает с борта на борт 160 т волы). Ледокол снабжен четырьмя спасательными шлюпками, рассчитанными на 60 человек каждая.

Энергетическая установка состоит из шести дизелей мощностью по 1625 л. с. каждый, соединенных с электрогенераторами. Генераторы питают четыре гребных электродвигателя мощностью по 2560 кет каждый. Схема позволяет подключать три различных генератора к двум разным электродвигателям, распределять мощность генераторов так, что 2/3 ее подается на кормовые электродвигатели, а 1/3 - на носовые и наоборот. Гребные винты четырехлопастные стальные. Носовые винты имеют диаметр 3,5 м, а кормовые - 4,2 м.

Судовая электростанция состоит из четырех дизель-генераторов мощностью по 200 квт каждый, одного - мощностью 72 квт и аварийного дизель-генератора мощностью 15 квт.

Ледоколы типа Капитан Белоусов хорошо зарекомендовали себя при эксплуатации в условиях зимней навигации в Ленинградском, Рижском и Архангельском портах. Они успешно работают в условиях стесненных фарватеров, покрытых набивным льдом и шугой, а также в ровном сплошном льду толщиной до 60-80 см. Эксплуатацию этих ледоколов в Арктике нельзя признать успешной. При работе в тяжелых арктических льдах носовые винты ледоколов часто выходят из строя. К недостаткам ледоколов этого типа следует отнести высокую стоимость эксплуатации, обусловленную сложностью их энергетической установки и многочисленностью команды.

«Капитан Белоусов»
«Северный Ветер»
«Northwind» (WAGB-278)
«Staten Island» (WAGB-278)

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Ледокол «Северный Ветер»
фотоснимок периода с 1944 по 1946 год

Флаг Флаг СССР Флаг США
Назван в честь Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Класс и тип судна ледокол
Порт приписки Архангельск
Организация Архангельское арктическое пароходство ГУСМП
Изготовитель Western Pipe and Steel Company, Сан-Педро , Калифорния , США
Спущен на воду 28 декабря 1942 года
Введён в эксплуатацию 26 февраля 1944 года
Выведен из состава флота 19 декабря 1951 года
Статус возвращен владельцу в 1951 году и сдан на слом в 1974 году
Основные характеристики
Водоизмещение 6,5 тысяч тонн
Длина 82 м
Ширина 19,4 м
Осадка 7,85 м
Двигатели Дизель-электрическая
Мощность 13 300 л. с. (9 920 кВт)
Движитель 3 винта
Скорость хода макс. 16 узлов
Экипаж 254
15px []

«Капитан Белоусов» - ледокол класса «Wind», построенный в США под названием «Northwind» (WAGB-278); с 1944 года по 1951 год использовался СССР , сначала под названием «Северный Ветер», затем с 1946 года «Капитан Белоусов»; после возврата США носил имя USS «Northwind» (AGB-5) и затем USCGC «Staten Island» (WAGB-278).

Всего было построено восемь ледоколов класса «Wind». Постройка «Northwind» («Северный Ветер») началась 9 июня 1942 года на верфи «Western Pipe and Steel Company» в Сан-Педро , США .

Всего СССР было передано 3 ледокола класса «Wind»: «Southwind», «Northwind» и «Westwind», переименованные соответственно в «Адмирал Макаров» , «Северный Ветер» и «Северный Полюс ».

История судна

Действие компьютерной игры Анабиоз: Сон разума разворачивается на атомном ледоколе под названием «Северный Ветер», замороженном во льдах много лет назад.– О, не беспокойся! Зато я об этом очень хорошо ведаю! Я знаю этот «источник»!.. Это его дивная библиотека, в которой старейшие рукописи хранятся в несметных количествах. Для них-то, думаю, и нужна Караффе его длинная Жизнь... – мне стало до смерти грустно и по-детски захотелось плакать... – Как же нам уничтожить его, Север?! Он не имеет права жить на земле! Он чудовище, которое унесёт миллионы жизней, если его не остановить! Что же нам делать?
– Тебе – ничего, Изидора. Ты просто должна уйти. Мы найдём способ избавиться от него. Нужно всего лишь время.
– А за это время будут гибнуть невинные люди! Нет, Север, я уйду только тогда, когда у меня не будет выбора. А пока он есть, я буду бороться. Даже если нет никакой надежды.
К Вам привезут мою дочь, береги её. Я не смогу её сберечь...
Его светящаяся фигура стала совершенно прозрачной. И начала исчезать.
– Я ещё вернусь, Изидора. – прошелестел ласковый голос.
– Прощай, Север... – так же тихо ответила я.
– Но, как же так?! – вдруг воскликнула Стелла. – Ты даже не спросила о планете, с которой пришла?!.. Неужели тебе было не интересно?! Как же так?..
Если честно, я тоже еле выдержала, чтобы не спросить Изидору о том же! Её сущность пришла извне, а она даже не поинтересовалась об этом!.. Но в какой-то мере я наверное её понимала, так как это было слишком страшное для неё время, и она смертельно боялась за тех, кого очень сильно любила, и кого всё ещё пыталась спасти. Ну, а Дом – его можно было найти и позже, когда не останется другого выбора, кроме, как только – уйти...
– Нет, милая, я не спросила не потому, что мне не было интересно. А потому, что тогда это было, не столь важно, как-то, что гибли чудесные люди. И гибли они в зверских муках, которые разрешал и поддерживал один человек. И он не имел права существовать на нашей земле. Это было самое важное. А всё остальное можно было оставить на потом.
Стелла покраснела, устыдившись своего всплеска и тихонечко прошептала:
– Ты прости, пожалуйста, Изидора...
А Изидора уже опять «ушла» в своё прошлое, продолжая свой удивительный рассказ...
Как только Север исчез, я тут же попыталась мысленно вызвать своего отца. Но он почему-то не отзывался. Это меня чуточку насторожило, но, не ожидая ничего плохого, я попробовала снова – ответа всё также не было...
Решив пока что не давать волю своему воспалённому воображению и оставив на время отца в покое, я окунулась в сладкие и грустные воспоминания о недавнем визите Анны.
Я до сих пор помнила запах её хрупкого тела, мягкость её густых чёрных волос и необычайную смелость, с которой встречала свою злую судьбу моя чудесная двенадцатилетняя дочь. Я несказанно гордилась ей! Анна была борцом, и я верила, что, что бы ни случилось, она будет бороться до конца, до последнего своего вздоха.
Я пока не знала, удастся ли мне её сберечь, но поклялась себе, что сделаю всё, что будет в моих силах, чтобы спасти её из цепких лап жестокого Папы.

Уважаемая редакция!
В газете «Моряк Украины» (№ 5 от 08.02.2017 г.) прочитал заметку Е. Ананьева «Порт в ледовом плену». Все, что написано в конце этой заметки, касается ледокола «Капитан Белоусов» и меня, потому что 26.01.2012 я был командирован на судно ледовым штабом порта Мариуполь для координации работы всех служб и контроля по обеспечению безопасного мореплавания при ледовых проводках.
Удивлен, что (цитирую) «Нач. Госфлота Н. Северин тайно завидовал более опытному и удачливому КДП Незавитину С. Я». Думаю, фраза выдумана автором либо эти слова были сказаны в шутку. Н. Северин, мне кажется, достиг достаточных высот в карьере, и нет никаких оснований завидовать своему коллеге капитану порта Ильичевск.
Теперь по сути. Ледовая навигация 2012-го была одной из самых тяжелых за последние 30 лет. Все Азовское море, все порты, подходные каналы и в том числе Керченский пролив были покрыты льдом. В Азовском море, в местах торошения, толщина ледового покрова достигала 1,5 метра. Та ситуация, которая описана в статье по порту Ильичевск, практически была в каждом порту, с некоторыми различиями судов по тоннажу.

В статье написано, что «Н. Северин руководил двумя судами: ледоколом «К-н Белоусов» и м/б «Портовик», сделал попытку вывести из ледового плена у мыса Казантип несколько застрявших судов. Однако попытка не увенчалась успехом, а вот у Незавитина С. Я. получилось».
Суда « SEGA - M », « YASEMIN », « SOFUOGLU » и « HAYA - K » оказались в ледовом плену возле мыса Казантип (о котором упоминается в статье), которые с большим трудом, но все-таки были выведены с 21.02.2012 и по 24.02.2012 и благополучно проведены в район севернее Варзовского буя. Так что, уважаемый Е. Ананьев, попытка вывести суда из ледового плена удалась. А вы пишете - не увенчалась успехом (?!).

Я получал все указания от ледового штаба порта Мариуполь. Безусловно, ледовый штаб получал какие-то указания от Укрморречинспекции, но в основном принимал решения, исходя из текущей ситуации.
Если кратко, то ситуация в ледовую навигацию 2012 г. была такова: 28.01 вечером караван из девяти судов под проводкой ледокола «К-н Белоусов» и б/к «Портовик» прибыли из порта Мариуполь к Варзовскому бую и легли в дрейф во льду в ожидании проводки по КЕК. Днем раньше к Варзовскому бую прибыл караван из 10 судов, вышедших из портов Ростова-на-Дону и Ейска. В этот же день к полуночи задул ветер от северо-востока, до 30 м/сек. Температура понизилась до 25-30 градусов. Керченский пролив был закрыт. За 2-3 дня, в результате подвижки и дрейфа льда, все эти суда разбросало по всей юго-западной части Азовского моря. Некоторые суда в результате дрейфа оказались вблизи мелководья. Так, возле мыса Тарханкут было два судна « HAYA - K » и « ASTOR », которые 4 и 5 февраля были благополучно отведены от опасных глубин до точки - севернее Варзовского буя.

В связи тяжелой ледовой обстановкой в Керченском проливе российские ледоколы типа «Капитан Демидов» не смогли проводить суда через Керченский пролив в данной ситуации.
Ледовый штаб порта Мариуполь поручил проводку судов по Керченскому проливу «К-ну Белоусову». Ледокол методом лидирования (СНО практически отсутствовало - некоторые сигары были смещены подвижкой льда со своих штатных мест, а другие были подо льдом) провел 12 судов через КЕК в порты и из портов Мариуполя и Бердянска и 15 судов, следующих из портов и в порты Ейска и Таганрога.

Кроме спасения судов из ледового плена проводки судов по Керченскому проливу ледокол давал бункер судам « AVRORA », « SEBA - M », « SOFUOGLU » и др.
Ледокол «Капитан Белоусов» участвовал в спасении т/х « OREL -1», который с грузом зерна вышел из порта Ейск и под действием ветра, течения и подвижек льда оказался в юго-западной части Азовского моря, недалеко от мыса Казантип. Льды так сжали т/х « OREL -1», что повреждены были бортовые танки обеих бортов и при поступлении забортной воды в эти танки судно получило крен до 12 градусов на левый борт. Экипаж судна (кроме капитана, ст. механика и боцмана) был эвакуирован на м/б «Портовик».

Совместными действиями Мариупольского и Ейского ледовых штабов под командованием и ответственностью ледокола «К-н Белоусов» с участием м/б «Портовик», ледокола «Капитан Демидов» с 18.02 по 19.02 т/х « OREL -1» был отбуксирован в порт Кавказ и пришвартован к причалу.

Итак, за время ледовой навигации с 24 января 2012 г. по 1 апреля 2012 г. под проводкой ледокола «Капитан Белоусов» и м/б «Портовик», кроме указанной выше работы, провели по каналу Угольной гавани в порт и из порта Мариуполь 189 судов. Провели суда по Азовскому морю в Керченский пролив и обратно 165 судов.
Работа «Капитана Белоусова» и м/б «Портовик» в ледовой навигации 2012-го была более чем успешной благодаря слаженности экипажей судов, а также благодаря опытному капитану ледокола Шуляку А. И.
Еще раз поздравляю коллегу КДП Незавитина Станислава Яковлевича с годовщиной (80 лет) и желаю ему здоровья и удачи!

C уважением, Владимир ГРИЦЕНКО, КДП,
ст. инспектор по расследованию морских аварий службы капитана п. Мариуполь,
«МОРЯК УКРАИНЫ», № 7 от 22.02.2017-го



Б елоусов Михаил Прокофьевич – капитан флагманского ледокола «Иосиф Сталин» Главсевморпути при СНК СССР.

Родился 30 октября (12 ноября) 1904 года в городе Ростов-на-Дону в крестьянской семье. Русский. Образование неполное среднее.

Работал матросом на частных рыбацких судах на Азовском море. В 1925 году окончил морское отделение Ростовского политехникума путей сообщения. С 1924 года - матрос, ученик штурмана, помощник капитана парохода «Память Ленина» на Дальнем Востоке.

В Красной Армии с ноября 1926 по 1930 годы. Участник боёв на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) в 1929 году. Член ВКП(б)/КПСС с 1928 года.

С 1930 года вновь работал в Дальневосточном пароходстве. С 1932 года - капитан парохода «Волховстрой», затем парохода «Комилес». В 1935-1939 годах - капитан ледокола «Красин», плавал в восточном секторе Арктики, осуществил первую проводку на восток грузовых судов за ледоколом, в 1937-1938 годах выдержал с судном зимовку в Хатангском заливе.

С августа 1938 года - капитан флагманского ледокола «Иосиф Сталин» Главсевморпути, впервые сформировал на ледоколе комсомольско-молодёжный экипаж. В летнюю навигацию 1939 года «Иосиф Сталин» впервые в истории совершил двойной сквозной рейс в одну навигацию из Мурманска Северным морским путём через Берингов пролив в залив Провидения Анадырского залива (у юго-восточного берега Чукотского полуострова) и обратно тем же путём.

Зимой 1939-1940 годов ледокол «Иосиф Сталин» под командованием М.П.Белоусова вывел изо льда в Гренландском море на 80 градусов 30 минут северной широты и 1 градус 50 минут восточной долготы, к северо-западу от Шпицбергена, дрейфовавший в течение 812-и дней из моря Лаптевых ледокольный пароход «Георгий Седов»; при этом в начале января ледокол «Иосиф Сталин» достиг рекордной широты (80 градусов 42 минуты северной широты) для свободного плавания полярной ночью. В сложных арктических условиях под угрозой сжатия льдами 13 января 1940 года ледокол «Иосиф Сталин» подошёл к «Георгию Седову», передал на его борт топливо, воду, продукты и вывел его из ледового плена.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1940 года за образцовое выполнение правительственного задания и проявленные при этом мужество и героизм капитану ледокола «Иосиф Сталин» Белоусову Михаилу Прокофьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Ледокол «Иосиф Сталин» был награждён орденом Ленина.

С 1941 года и до конца жизни заместитель начальника Главсевморпути при СНК СССР – начальник Морского управления. Одновременно с ноября 1941 по май 1942 годов - командир Отряда ледокольных судов Главсевморпути, а с декабря 1942 года - начальник Управления беломорских ледовых операций, обеспечивал проводку караванов судов в Архангельск и по трассе Северного морского пути; с декабря 1943 года начальник морских операций на Дальнем Востоке.

Капитан 1-го ранга. Награждён двумя орденами Ленина (3.02.1940, 2.12.1945), орденами Красного Знамени (1.05.1944), Отечественной войны 1-й степени (8.07.1945), Красной Звезды (1937, по другим сведениям - 1940), медалями «За победу над Германией» (1945), «За оборону Советского Заполярья» (1945).

«Почётный работник морского флота СССР». «Почётный полярник».

В его честь названы два ледокола Арктического флота СССР, мыс у острова Циглера в архипелаге Земля Франца-Иосифа, мыс в Антарктиде (1958), гора на острове Врангеля в Чукотском море. В Москве на доме в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

Биография дополнена М.В.Музалевским
(город Юбилейный Московской обл.).

Ледокол «Капитан Белоусов» является первым в серии из трех однотипных ледоколов типа «Voima», которая была построена по заказу СССР на Хельсинкской верфи «Wärtsilä» (Вяртсиля), Финляндия. В данную серию входят ледоколы: «Капитан Белоусов» (построен в ноябре 1954 года), «Капитан Воронин» (построен в 1955 году), «Капитан Мелехов» (построен в 1955 году), которые были предназначены для обслуживании замерзающих портов Балтийского и Белого морей.

Ледоколы данной серии - четырехвинтовые суда (два винта в носу и два в корме) с двумя непрерывными палубами и удлиненным баком.

Ледокол «Капитан Белоусов» назван в честь Михаила Прокофьевича Белоусова. Был заложен под строительным номером 353. Спущен на воду 15 декабря 1953 года. Передан заказчику в ноябре 1954 года. Владельцем ледокола первоначально было ГП Мурманское морское пароходство ММФ СССР, порт приписки Мурманск. В 1955 году вышел на трассы Северного морского пути. В 1957 году в сложных ледовых условиях получил повреждения винтов и стал на зимовку во льдах в районе Тикси. Винты были сменены на плаву за время зимовки. В 1975 году ледокол был передан под управление ГП Азовское морское пароходство ММФ СССР, порт приписки Жданов (Мариуполь). После распада СССР ледокол был зарегистрирован под флагом Украина, порт приписки Мариуполь. Является единственным ледоколом Украины.

До 2004 года ледокол принадлежал Азовскому морскому пароходству, потом перешел под управление ГП Мариупольский морской торговый порт.

В 2009 году за счёт Мариупольского торгового порта была осуществлена реновация ледокола, в ходе которой были установлены 6 новых дизель-генераторов фирмы «Caterpillar».

Ледокол «Капитан Белоусов» («Kapitan Belousov») IMO: 5181598, флаг Украина, порт приписки Мариуполь, был построен в ноябре 1954 года. Судостроитель: «Wärtsilä» (Вяртсиля), Хельсинки, Финляндия. Владелец и оператор: ГП Мариупольский морской торговый порт, Мариуполь, Украина.

Основные характеристики: Водоизмещение 5360 тонн. Длина 83,16 метра, ширина 19,4 метра, высота до верхней палубы 9,5 метра, осадка 7,0 метров. Мощность 10500 лошадиных сил. Движитель 4 винта. Экипаж 56 человек.

В настоящее время ледокол в зимний период выполняет работу по проводке судов в Азовском море.

По сообщению от 16 декабря 2015 года ходовые испытания после окончания навигационного ремонта, который проводился на Азовском судоремонтном заводе.

01 ноября 2016 года на ходовые испытания после ремонтных работ, которые выполнялись на базе Азовского судоремонтного завода. Согласно утвержденному плану в текущем году на судне были отремонтированы танки питьевой воды, трубопроводы, насосы, электрооборудование. Проведена покраска отдельных элементов корпуса.

В период ледовой кампании 2016/17 лекокольные проводки на выход из морских портов Мариуполь и Бердянск до Керчь-Еникальского канала и в обратном направлении. В летний период пройдет плановый доковый ремонт на освидетельствование ледокола Регистром судоходства Украины. В плане работ - дефектация с последующим ремонтом наружной обшивки и концевых отсеков судна (с соответствующим набором), ремонт винто-рулевого комплекса, включая все четыре валовые линии и баллера руля, текущий ремонт приводных двигателей дизель-генераторов и техобслуживание главных, ремонт судовых систем и устройств.

13 января 2017 года министерство инфраструктуры Украины сообщило, что в Азовское море из акватории Чёрного моря будут направлены судно-земснаряд и ледокол «Капитан Белоусов» для проведения срочных дноуглубительных работ. 07 октября 2017 года был поднят в док. По сообщению от 30 октября плановый доковый ремонт для подготовки к зимней навигации 2017-2018 годов и обеспечению безопасности мореплавания в Мариупольском морском порту и Азовском регионе. На 07 ноября порядка 75% из запланированного объема ремонтных работ, который должен быть завершен 30 ноября.