Коба - крупнейший город цивилизации Майя (7 фото). Пирамиды Коба (Coba) и Гран сенот (Gran cenote) Как добраться из Канкуна

September 21st, 2013

Коба (Cobá) - один из моих самых любимых древних индейских городов. Долгое время он был скрыт в лесах, засыпан землей и покрыт густой тропической растительностью. Найти его удалось лишь в конце 19 века. А построен он был п римерно в 300-900 гг. нашей эры.
Сейчас раскопана лишь малая часть построек, археологические изыскания продолжаются по сей день. По оценкам специалистов, общая площадь построек майя занимает территорию около 120 квадратных километров.
В Мексике очень многие индейские города и пирамиды практически полностью восстановлены, особенно снаружи, по сути - новодел. Тут же совсем другое дело! Пирамиды мало того, что имеют первоначальный вид, так еще и очень хорошо сохранились. Коба - один из самых сохранившихся городов.
Его окружают дивные эвкалиптовые леса, спасающие от жары и насыщающие воздух очень приятным запахом.

По этой фотографии можно представить, как земля и растения погребли под собой древний город.

Древняя каменная кладка.

Группа строений Чумук Мул (Chumuc Mul).

Большинство сооружений огорожено и залезть на них нельзя, к сожалению. Но все же есть и такие, на которые можно взобраться. О них речь пойдет далее.

Почти во всех городах майя существовали площадки для игры в мяч (Пок та пок). Считается, что игру придумали ольмеки - создатели самой древней цивилизации, следы которой обнаружены в Мексике. А от ольмеков игру в мяч узнали во всей Центральной и Южной Мексике, в северных районах Центральной Америки, а так же в Северной Америке.

В игре могли участвовать две команды (у каждой команды был капитан) или два игрока. Поле, на котором она проводилась, имело размеры примерно 40х50 м и ограничивалось довольно высокими боковыми стенами. Задача игроков заключалась в том, чтобы передавать мяч с одного края площадки на другой, не ступая на половину противника (за это начислялись очки), а еще лучше - добиться попадания его в одно из двух каменных колец, укрепленных на ограничительных стенах, что сразу же приносило победу, поскольку сделать было это очень трудно. Кольцо крепилось в стене площадки на высоте около двух метров от земли, иногда - выше. Отверстие кольца было по размерам чуть-чуть больше мяча. Касаться мяча можно было бедрами, локтями, ягодицами. Игроки перебрасывали мяч с одного края поля на другой, стараясь попасть в кольцо и поочередно подавая мяч так, чтобы соперник не смог отбить его, не совершив ошибку. Победителем считался тот, кто набрал определенное количество очков или же попал в кольцо.

Мяч для игры изготавливался из каучука и весил 2 кг, а по некоторым данным, иногда и тяжелее - до 4 кг. Он был священным предметом, который олицетворял Солнце. Игра носила ритуальный характер: движение мяча символизировало движение солнца, звезд по небу, а противоборствующие команды инсценировали символическую борьбу дня и ночи, богов Неба и Нижнего мира (царства мертвых).

Управляться с таким увесистым спортивным снарядом было непросто, травматичность была высокая. Но это было не самое страшное... Игра-то не только священная, но и... смертельная!

Согласно верованиям индейцев победа в состязании означала обретение права на освобождение Солнца из оков преисподней. Завершалось это действо... принесением в жертву капитана проигравшей команды (по некоторым данным - вместе с командой), чтобы его кровь и жизнь дали энергию для рождения нового Солнца.

Даже в периоды военных действий индейцы устраивали перемирия для того, чтобы провести эту ритуальную игру.

Арка в пирамиде.

Территория города очень большая. Для быстроты и удобства здесь можно взять в аренду велосипед или нанять велорикшу. Мы ходим пешком, так как хочется размяться после долгого сидения в машине.

Кругом эвкалипты..

И разнообразные древние индейские сооружения.

Пирамида Эль-Кастийо (Замок), относящаяся к группе Нооч Мул (Nohoch Mul). Высота ее 42 м, к вершине ведут 120 ступеней. Расчищена она лишь частично, с обратной стороны даже подойти к ней не просто. Считается второй по высоте пирамидой из всех сохранившихся до наших дней пирамид
майя.

На вершине пирамиды находится небольшое ритуальное помещение с алтарем для жертвоприношений богам. Подняться наверх и спуститься вниз с пирамиды помогает толстая веревка.

С вершины пирамиды Эль-Кастийо открывается захватывающий вид на окружающую местность.

Небо 3D...

Огромное количество эвкалиптов!

Только спустившись мы обнаружили табличку: "Поднимаетесь на свой страх и риск" %)

У подножия древней пирамиды. В небе взошла луна и кружат орлы. Красиво!

И на камнях растут деревья...

Очень много сооружений в этом городе. Даже сложно представить, насколько он огромный исходя из того, что далеко даже не половина раскопана в настоящее время!

Необычная пирамида Ксай Бе или Кроссроадс Темпл. Необычность в том, что это скорее конус, а не пирамида)

Группа сооружений Маканшок (Macanxoc). На переднем плане - Большая Стела.

Древние майянские письмена. Именно это изображено на Большой Стеле.

Вдоволь нагулявшись по майянскому городу мы отправляемся к выходу. На обратном пути один мексиканец просит у нас помощи - доехать до входа на велосипедах, кто-то из туристов их оставил и надо доставить назад, а с тремя ему тяжело управиться. Мы с радостью соглашаемся и мчимся по утрамбованным грунтовым дорожкам сквозь эвкалиптовый лес. Кайф! Я бы не отказалась еще посетить это славное место:)

Крым издавна славится своими необычными местами силы, прикоснуться к которым стремятся желающие со всех концов России и даже мира. И для простого отдыхающего, который не стремится к тонким материям, приехать в Крым и не посетить хотя бы одно из таких мест – это значит не увидеть и не прочувствовать Крыма вовсе. Ведь в них вся энергия великого Крыма, его добро и чистота.

Урочище Кизил Коба, а в переводе с татарского – Красных Пещер находится недалеко от села Перевальное, что, примерно, в середине отрезка троллейбусного маршрута Симферополь-Алушта. Сам воздух здесь напоён живительной энергией. И если вы захотите посетить места силы в Крыму , то начать, безусловно, нужно с этой необыкновенной долины.

А что такое места силы? Есть ли какое-нибудь определение этому таинственному термину? Конечно, есть. Его дал мексиканский индеец Хуан Матус. Это именно его опыт был описан известным экспериментатором в области тонких материй Карлосом Кастанедой. Этим термином обозначаются особые места, энергетика которых отличается от общего фона. Обычно такие места возникают там, где существуют геофизические аномалии, подземные трещины, водные потоки и водовороты.

Воздействовать на человека места силы могут как положительно, так и отрицательно. И об этом стоит помнить и прислушиваться к своим ощущениям. Но в урочище Красных Пещер вам совершенно не о чём беспокоиться. Природа здесь благоухает, ветер несёт с гор запах дикого мёда и свежей земляники даже в разгар июля. Но найти её не так-то просто, если не знаешь тропинки к небольшому пятачку зелени среди выжженной солнцем травы на Долгоруковской яйле.



И как раз по дороге на яйлу, если подъём на неё вы начнёте по горе между речкой Кизил-Кобинкой и водопадом Су-Учхан – с одной стороны и водопадом Алёшина вода – с другой, то на этой горе и сможете увидеть эти удивительные витиеватые, выложенные из камня, лабиринты и узоры. Сами они, конечно, рукотворные и раньше их не было, но сила крымской земли, ощутимо присутствующая в этом месте, была здесь всегда. И с него ваш подъём на яйлу покажется сущим пустяком, потому что сила эта войдёт в вас и пропитает каждую клеточку вашего, уставшего под палящим солнцем, организма. Но апогея ваши ощущения достигнут, если вы окунётесь в одну из ледяных купелей Кизил-Кобинки или постоите хотя бы несколько секунд под самим Су-Учханом.

Но всё же не стоит забывать, что эффекты от посещения любых мест силы – это временное явление. И вернувшись домой, вы снова почувствуете на своих плечах тяготы городского существования. Но к счастью, это утверждение верно не для всех. Есть люди, которые посвятили себя духовным практикам, ведущим по пути к совершенству духовному и физическому. И они часто собираются в урочище Кизил-Коба, медитируя и выполняя упражнения.

Одним из таких направлений является система совершенствования Фалунь Дафа или Фалуньгун, основанная на принципах вселенной Истина, Доброта и Терпение. Представители этой практики совершенствуют себя в соответствии с этими принципами, повышают свою нравственность, укрепляют дух и тело. Каждый год с ранней весны и до поздней осени они живут недалеко от Су-Учхана, сменяя друг друга в палаточном лагере, где на поляне с видом на Чатыр-Даг выполняют по утрам упражнения цигун.

Так и вы, приехав однажды в Крым, можете прикоснуться к местам силы, узнать для себя нечто новое и начать жизнь с чистого листа, с Истины, Доброты и Терпения. И тогда ваше место силы будет всегда с вами.

Руины Коба нельзя сравнить с величием и совершенством археологического комплекса Чичен-Ица . Но величие монументов Чичен-Ицы вряд ли сотрут воспоминания о посещении Кобы: тропы в джунглях, пустынные монументы, возможность совершить восхождение на пирамиды и понаблюдать над окружающими джунглями в одиночестве. Отсутствие большого наплыва туристов - главное преимущество этого места. Коба по-прежнему обладает аурой древнего города майя, потерянной Чичен-Ицей .

Вряд ли руины Коба поразят изысканностью своей архитектуры. Здесь отсутствуют грандиозные пирамиды, поражающие туристов в Чичен-Ице или Ушмале. Несмотря на все это, Коба стоит посещения. Это один из древнейших и самых крупных городов на Юкатане, сыгравший важную роль в становлении цивилизации майя. В своем нынешнем виде он создает неповторимое ощущение древности. Подавляющее большинство монументов не восстановлены, поэтому они и выглядят как настоящие руины. Группы монументов расположены посреди джунглей, соединенных дорогами и тропинками. Туристам приходится много ходить пешком или крутить педалями по этих тропинках, посещая одну пирамиду за другой.

Древний город Коба расположен рядом с озерами, что довольно необычно. Но необычность состоит не в том, что майя не желали строить свои города рядом с озерами, а в том, что полуостров Юкатан почти не имеет озер, да и те, что есть, часто болотистые. В водах озера водятся крокодилы, о чем напоминает предостерегающая надпись, запрещающая купаться.

Коба состоит из нескольких групп монументов, соединенных между собой лабиринтами тропинок и древних дорог под названием "cакбе". Всего здесь насчитывается более 40 cакбе. Длина наиболее протяженной из них составляет 100 км – самая длинная дорога в мире майя.
Строительство разветвленной сети cакбе до сих пор остается загадкой и вызывает недоумение. Ведь цивилизация майя не имела колесных транспортных средств, индейцы даже лошадей в глаза никогда не видели. Очевидно, их строили для религиозных целей.

На пике могущества своей империи с 3 по 10-м век, майя правили огромной территорией от центральной Мексики до Гондураса и Сальвадора. Испанские завоеватели убивали жрецов, сжигали книги, уничтожив, таким образом, большую часть сведений о истории и культуре майя. Остались только окруженные легендами руины. Многие тайны Коба еще предстоит исследовать, они по-прежнему спрятаны под густым покровом джунглей. Лишь небольшая часть из них очищена от леса и восстановлена археологами. Бродя вокруг этих руин, трудно поверить, что на этой заросшей джунглями территории более 1300 лет тому назад жили свыше 50 000 человек.

Монументы Кобы разделены на три основные группы: Групо Коба (Grupo Coba), Групо Нооч Муль (Grupo Nohuch Mul) и Групо лас Пинтурас (Grupo las Pinturas).

Групо Коба

Пройдя 100 метров по главной дороге от входа и повернув направо, вы достигните La Iglesia (Церковь), самая известная пирамида Групо Коба, и вторая самая высокая на территории комплекса. К сожалению, восхождение на эту огромную пирамиду высотой 20 метров на сегодняшний день запрещено.

Среди других монументов группы привлекает внимание поле для игры в мяч. Площадка состоит из двух каменных стен и полем между ними. На стенах установлены каменные кольца, в которые, как полагают, спортсмены майя забрасывали мячи. Хотя их поле для игры в мяч намного меньше, чем в Чичен-Ице , периодически игры заканчивались с таким же результатом: человеческими жертвоприношениями. Мнения исследователей расходятся по поводу того, приносили ли победителей в жертву как честь отправиться на свидание с богами, или же цена проигрыша – человеческая жизнь.

Групо Нооч Муль

Нооч Муль (Nohoch Mul) находится в 15 минутах ходьбы от Групо Коба. Нооч Муль в переводе означает "Большой курган". Также известен как "Великая пирамида", согласитесь, звучит намного лучше, чем "Большой курган". Высотой 42 м, Нооч Муль - вторая по высоте пирамида майя на полуострове Юкатан, выше "Эль-Кастильо" в Чичен-Ице и "Пирамиды Мага" в Ушмаль .

Восхождение на вершину Великой пирамиды – самое популярное занятие туристов. Наверх ведут 120 узких и крутых ступенек. Учитывая высоту пирамиды (42 м), а также отсутствие каких-либо ограждений или перил на вершине и по бокам, подниматься немного страшновато, зато с вершины открываются завораживающие пейзажи сплошного моря зеленых джунглей и торчащих монументов майя.

Хотя подняться наверх физически тяжело, спуститься, как ни странно, намного труднее. Ступеньки узкие, крутые и довольно скользкие. Ощущение во время спуска, как будто спускаешься с края высокого обрыва, неосторожное движение, и можешь кубарем полететь вниз. О том, что такая опасность существует, предупреждают надписи на плакатах снизу. Многие спускаются боязливым, но надежным способом: садятся на верхнюю ступеньку и медленно опускаются на одну ступеньку вниз. Выглядит глупо, но когда побываете сверху, поймете, что это такое. Носите удобную обувь и держитесь за веревку.

Между полем для игры в мяч и пирамидой Нооч Муль расположен монумент под названием Xaibe. Название этого полукруглой пирамиды означает "Перекресток", так как он расположен на пересечении четырех дорог сакбе.

Групо лас Пинтурас

Главная достопримечательность этой группы - пирамида Conjunto Las Pintura. В переводе с испанского, слово "pintura" означает "краска", "раскрашивать". Когда-то, монумент был полностью покрыт цветными фресками. Соломенная кровля сверху предохраняет остатки оригинальной краски красного цвета.

Не пропустите сенот Чо Ха (Cho Ha) в нескольких минутах езды от руин Коба. Глубина этого подземного сенота составляет более 20 метров. Сенот питается чистой подземной рекой. 79 ступенек деревянной винтовой лестницы ведут в самый низ пещеры, украшенной сталактитами и сталагмитами возрастом в сотни лет. Обычно, туристов привозят сюда для купания.

Коба: полезная информация

Туристы имеют возможность взять напрокат велосипед или воспользоваться услугами triciclo (трехколесный велосипед с водителем), дабы сэкономить время и энергию на посещение пирамид. Местные гиды все расскажут и покажут пешком или на велосипеде.

Учтите – в Коба придется много ходить пешком, даже если возьмете напрокат велосипед. Пользоваться велосипедами возле руин не допускается, поэтому в любом случае придется ходить пешком. В свободном темпе за 3-4 часа пройдете 5-6 км пешком и посетите основные группы монументов. Территория равнинная, так что ходить здесь не сложно.

В Коба очень много дорог и пешеходных тропинок. Одни ведут к главным пирамидам комплекса, другие теряются в джунглях. Потерять ориентацию очень легко, так что следите и помните, куда идете.

Комплекс открыт 7 дней в неделю, с 8 утра до 17:00 вечера.

Руины Коба расположены посреди джунглей Юкатана, регион с очень жарким и влажным климатом. Здесь много комаров, так что позаботьтесь о средствах защиты против москитов. Возьмите с собой воду, шляпу и удобную обувь.

Коба находится примерно в 90 км к востоку от Чичен-Ицы и около 44 км к северо-западу от Тулума , с которой он связан современной дорогой. Каждое утро в Коба от Канкуна (3 часа езды), Плайя-дель-Кармен (2 часа) и Тулум ходят автобусы компании ADO. Автобусы останавливаются возле ресторана El Bocadillo недалеко от входа на комплекс, здесь же можно приобрести обратные билеты на автобус.

Коба видео

Его площадь составляла приблизительно 50 кв. км., город был важным политическим, культурным и религиозным центром. Коба представляет собой группу монументов, соединенных лабиринтами тропинок, и древних майянских дорог в джунглях, под названием “cакбе”.
Археологическая зона, расположена в джунглях и считается, что в отличии от Чичен-Ицы, которую многие называют слишком туристической, Коба не утерял атмосферу древнего индейского города.
Не далеко от города находиться озеро, что редкость для Юкатана в котором почти нет озер из-за известняковой структуры почвы. Вся вода уходит под землю, образуя пещерные и сенотные системы. В озере водятся крокодилы, о чем свидетельствуют таблички, по этой причине купаться в озере запрещено. Рядом с озером располагается ресторан, в котором можно отдохнуть и пообедать.

Как передвигаться в Кобе

Можно конечно передвигаться пешком, если вы любите пешие прогулки, тем более, когда вас окружают джунгли. Можно взять на прокат велосипед и обследовать Кобу на нём. Есть вариант заказать двух местного велорикшу и тогда вы, можно сказать с комфортом осмотрите все достопримечательности.

Как добраться до Кобы

Кобу можно посетить, как в составе туристической группы, так и самостоятельно. Самостоятельно можно доехать на автобусах ADO, время в пути от Канкуна около 3 часов, от Плайи-дель-Кармен, около 2 часов. Автобусы останавливаются в 10 минутах ходьбы от входа в комплекс. Комплекс работает семь дней в неделю с 8.00 – 17.00. В 200 метрах от входа на территорию комплекса находиться отель Villas Arqueologicas, а в нескольких минутах езды расположен сенот Чо Ха (Cho Xa).

Коба фото путешествия

Пирамида Нохоч Мул (Nohoch Mul), в переводе означает “Большой курган”, но больше известна как “Великая пирамида”. Высота пирамиды 42 метра, она является второй по высоте на полуострове Юкатан.


Взобраться на такую, пирамиду не так-то просто, ступеньки узкие и высокие, а всего их сто двадцать. Что бы облегчить подъем на пирамиду туристам, был повешен специальный канат.


С площадки находящейся, на самой верхушки пирамиды открывается вид на бескрайние джунгли.

Слезать с пирамиды, еще сложнее, чем на неё подниматься, а тем более если пошёл дождь, как в данном случае.


Между полем для игры в мяч и пирамидой Нохоч Мул (Nohoch Mul), располагается пирамида Xaibe, что означает перекрёсток. Своё название пирамида получила из-за того, что находится на пересечении 4 дорог сак бе.

Поле для игры в мяч, в данном случае не очень большое. В точности неизвестно как проходила игра. По некоторым данным, считается что касаться мяча можно было только бедрами и забить мяч нужно в небольшое кольцо на стене. Проигравшая команда или её капитан приносился в жертву. По другим данным, мяч нужно было удержать в игре как в волейболе, а кольца появились уже после.


Пошёл дождь и фото пришлось делать из под навеса из пальмовых листьев.

Древний маянский город Коба в Мексике … первый глубоко впечатливший меня из местных археологических чудес. Предположив после Тулума , что искать «настоящее», где можно будет действительно почувствовать дух древних майя, придется долго, и уже даже смирившись с этим как с неизбежным… я вдруг неожиданно ощутил это «настоящее», это древнее присутствие быстрее, чем думал.

Коба была вторым маянским городом, куда мы поехали. И особенно многого уже не ждали – было интересно просто продолжать знакомиться с миром древних майя, искать контакт с этой землей, с этой историей… Куда торопиться-то? А вот там, тем не менее, вдруг открылось многое.

Но начнем, как всегда, с формальностей, важных, чтобы добраться и качественно провести время.

Древний город Коба в Мексике: расположение, условия посещения


Развалины, точнее — раскопанная часть города Коба в Мексике находится в стороне от побережья, добраться туда можно как с основной трассы Канкун-Четумаль повернув после Тулума направо, так и по платной трассе Канкун-Мерида. Платная дорога начиналась недалеко от нашего дома в Плайе дель Кармен, и мы решили ее испытать.

Надо сказать, эта трасса мне очень понравилась – хорошее покрытие, очень мало машин, практически нет проблем с обгоном, никаких пробок и тормозящих все движение больших трейлеров. Долетели со свистом

Стоимость этого отрезка – 97 песо (около 5 долларов), я решил, что оно вполне того стоит.

Найти Кобу, свернув с трассы, достаточно легко, она есть на карте со всеми координатами и при этом на пути попадаются указатели, причем их довольно много запомнилось. Въезд на парковку – 50 песо (2,5 доллара).

В Кобе есть дневной режим посещения – 09.00-17.00 и закатный – 17.00-19.00. Билет на дневную часть – 65 песо (около 3 долларов), на закатную он стоит 220, как и в Тулуме.

Мы наивно полагали, что купив билет на дневной сеанс, мы честно заслужим право проторчать там до заката включительно. Может, так и было бы, если бы не наше решение взойти на центральную пирамиду именно на закате.

А тут – охрана прямо внизу у пирамиды стоит. И говорит, что мол, дневное время посещений уже закончилось, а вечернее – еще не началось и «предъявите билет». А у нас – билет на балет, на трамвай билета нет В общем, охранник сказал, что единственный вариант – быстро купить билет на закат и притопать обратно.

Как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Ибо от пирамиды до входа – 2 километра. Расстояния там вообще хорошие – от одной группы до другой может быть 1-2 км. Групп зданий раскопано пять. Соответственно, заодно неплохо бы представить себе масштаб того, сколько вам придется там «намотать», если хотите посмотреть все.

Итак, 2 километра даж
е если бегом туда-обратно – до заката подняться на вершину мы бы не успели. Пришлось «рвать когти», а именно – нанять велорикшу. Что не пришло бы нам в голову без подобной спешки, ведь часть кайфа в прогулках по древним городам майя, и особенно по городу Коба в Мексике – это возможность гулять по джунглям. Пешком, рассматривая деревья, птиц, и периодически замечая даже обезьянок. Но сейчас нужно было точно успеть смотаться туда и обратно за билетом.

В Кобе, кстати, еще есть прокат велосипедов, но он – только на входе. А вот у древних зданий «дежурят» велорикши (кстати, вряд ли их называют рикшами, но суть – именно такая, есть ли специальное слово для этого в Мексике – я пока не знаю), в надежде «подцепить» усталого клиента. В один конец – 75-100 песо в зависимости от времени.

Пока мы ездили – народ с пирамиды весь разошелся. Вот то есть буквально – весь. Причем вместе с охраной «Надо было просто спрятаться в кустах» — сказала жена. Возможно и надо было Вопрос, конечно, не в деньгах, а скорее в спешке и нервах – успеем или не успеем? Но мы успели, и уже не важно было, как конкретно. Про пирамиду расскажу чуть позже.

Что еще стоит помнить при посещении Кобы – так это обезвоживание. Я совершенно серьезно. В джунглях оно сильнее, чем даже в пустыне. Буквально через час хождения по душному лесу вы неизбежно начнете ощущать приступы сильной жажды даже если вошли, предварительно попив достаточно. И ларьков там на каждом шагу нет, что в целом – правильно.

Мы взяли с собой литровую бутылку воды и выпили ее буквально за час. Дальше оставалось гадать, что дальше будет – сможем ли мы все-таки подняться без воды или…. В итоге все решил ларек с водой, который все-таки у пирамиды был, единственный на всю зону раскопок. Ну и возврат ко входу нас бы спас, если б ларька не было.

В общем, сейчас мы ходим с двумя литрами обычно – и то, их едва хватает. С едой в Кобе тоже напряженка, в ларьке есть только чипсы и какие-то химические булочки с кексиками. Не очень здоровая еда, так что если для вас важно поесть, причем не абы что – возьмите перекус с собой. Особенно если хотите посмотреть все раскопанное и не любите спешить. Скорее всего, вы проведете там целый день.

Конкретно Коба в Мексике из того, что мы успели увидеть, мне показалась не очень уж посещаемой. По крайней мере, в тот день. Днем еще встречались люди на дорожках, но часть пути мы прошли совершенно одни, да и некоторые раскопанные объекты смотрели в полном одиночестве.

И вот тут, кажется, я начал чувствовать то, что хотел. В одну из групп зданий мы шли как раз километра два от входа, причем последняя часть пути была совсем пустынна – нам никто не попался, лишь раз туда проехали люди на великах, а обратно – на рикше.

В самой группе раскопанных зданий мы остались одни. Я бродил между этими частично сохранившимся постройками и начинал ощущать, как тут жилось. Это – совсем другой мир, отличный от того, что мне довелось считать привычным последние годы – открытые пространства пустыни , величие гор , бесконечная гладь моря….

Впрочем, был и похожий опыт – филиппинские джунгли , где нас тоже носило по каким-то глухим местам, где была эта тайна, загадка и…духота. В первый момент эта жизнь набросилась на меня именно духотой. Внутри плотной стены леса, среди переплетенных лиан, жесткого кустарника, спутавшихся между собой растений и деревьев, трудно найти пространство, «воздух».

Какое-то время – стойкое желание выйти, сбежать. И тут я понял, что мне это напоминает – попытки контакта со своим бессознательным. От него тоже хочется порой сбежать, чувства, с которыми там сталкиваешься, бывают болезненны, «душат», но ты в какой-то момент неизбежно понимаешь, что именно в контакте с ними, а не в побеге, и откроется внутреннее пространство, огромное и дышащее….

Мир живущих в джунглях – мир тайн, загадок, мир «внутреннего», мир наизнанку. Мир кажимости – в джунглях всегда много что оказывается не тем, чем кажется Многое мерещится и исчезает. Многое играет с тобой в прятки.

Это прекрасно «выбивает» любые привычные внешние опоры: «я – такой-то, иду туда-то, хочу то-то, живу там-то, определяюсь тем-то и тем-то…» Здесь это исчезает. Ты перестаешь чувствовать все внешние «подпорки» и вынужден оставаться с тем, что внутри.

Твои внешние знания об этом мире, о цивилизации, не имеют здесь никакого значения. Здесь имеет значение, сможешь ли ты отличить
лиану от змеи или не наступить на ядовитого паука. Нет, не пугайтесь, в Кобе мы их не видели. Вопрос в другом – что вообще было важно в жизни тогда, когда другой просто не было и из джунглей некуда было выйти? И что творилось с сознанием и в сознании людей?

Мир майя с точки зрения цивилизованного человека очень странен. Ритуальные человеческие жертвоприношения, о которых так любят поговорить, изобретением майя не являлись. Они были свойственны всему древнему миру. И это – не следствие какой-то особой «темноты» майя, это скорее следствие всего исторического периода, общего вектора развития человека…

Но естественно, каждая цивилизация имела свой оттенок. И мне кажется, ощущается, что майя как-то ближе были к осознанию собственных инстинктов и того самого бессознательного, чем многие другие цивилизации того периода.

Об этом я могу говорить долго, сейчас отмечу только одно – с посещения Кобы процесс осознания некоторых вещей относительно собственной жизни пошел быстрее. И я это реально почувствовал. И точно помню тот момент, когда я понял, стоя среди маянских развалин и окруженный со всех сторон плотной растительностью, чему и по какой причине не могу да и не хочу больше сопротивляться. Я должен был это увидеть в себе и я увидел.

Там некуда бежать от себя. И если просто быть открытым этому состоянию, не сопротивляться и не убегать, сам по себе такой артефакт со всем его окружением может стать очень мощным катализатором. С египетскими пирамидами мне точно не повезло – было, видимо, не к месту и не ко времени: я был студентом на пике своего отрицания всего, что можно было отрицать. И кроме головной боли ничего не получил, но зато четко почувствовал, о чем она была – о невозможности заглянуть глубоко внутрь себя.

Теперь не было ни боли, ни протеста. Видимо, с маянскими пирамидами мне повезло больше.

Коба: пирамида

Вообще, когда мы еще до нашего рывка за билетом подошли к пирамиде, мы увидели, что некоторые спускаются с нее фактически на попе, держась руками за канат, натянутый ровно посередине ступенек. На ноги эти люди встать боялись, и их было больше половины. Но нас это не смутило. Поначалу

Ступени оказались неровными, видимо, от времени, сырости, разрушений, причиненных корнями деревьев, ступени изрядно перекосило. Подниматься по ним не составляло особого труда (по крайней мере, для человека в нормальной физической форме), но вот крутизна впечатляла.

У тех, кто определенно боитс
я высоты, могут возникнуть некоторые проблемы, полагаю. Для этой цели и канат, видать, натянут – чтобы тем, кому непривычно вот так стоять на обрыве «без ничего», было бы, за что хотя бы подержаться

Высота пирамиды – 42 метра, она – одна из самых высоких пирамид майя. Для сравнения, высота пирамиды Кукулькана в Чичен-Ице – 24 метра, пирамида акрополя в Эк-Баламе – 29 метров, Ушмаль – 38 метров.

В общем, карабкаться на нее – это примерно как взбираться на четырнадцатиэтажный дом по открытой лестнице. Хорошо еще, адского ветра не было

Чуть позже за нами поднялись еще 3 пары, правда, они быстро спустились обратно. А вот мы решили подождать и ощутить закат… И не зря. Что-то хрустнуло в ветвях и мы увидели обезьянку, таращившуюся на нас с любопытством. Увы, я успел сделать только одно фото…

А дальше… Словами не описать все то, что может произойти с внимательными к себе и окружающей природе людьми, оставшимися в одиночестве на вершине маянской пирамиды на закате…. И именно там можно отпустить те ощущения, ту изнанку бессознательного, которая приходит в тесном лесу. Отпустить, переварив. Поняв, с чем тебе дальше предстоит жить и каким путем в ближайшее время идти – отдать эти чувства пространству.

Уверен, они строили пирамиды не просто так. Про маянскую астрономию, про верования и прочее я еще расскажу, но уверен, что у пирамид было много смыслов. И один из них, не всем, видимо, доступный и понятный – это необходимость «вытащить свой низ наверх».

А потом – снова опустить свой верх вниз.

Возвращались мы тоже одни, почти в полной темноте, а впереди маячил охранник на велосипеде, которому обязательно нужно было выпроводить последних настойчивых посетителей из леса…