Архитектура испании историческая и современная. Архитектурное наследие испании. место. Дворец Гуэля

Талантливый фотограф Марк из Испании снимает архитектурные достопримечательности, а затем обрабатывает снимки при помощи технологии HDRI.

Предлагаем вам совершить небольшое виртуальное путешествие в эту красивую страну.

Кафедральный собор в городе Куэнка , Испания:

Кафедральный собор Альмудена в Мадриде:



Висячие дома (Casas Colgadas) в городе Куэнка, Испания. Это тщательно отреставрированные знаменитые строения XIV века, в которых сейчас находятся Музей Абстрактного Искусства и ресторан:

Площадь Майор - главная достопримечательность города Саламанка. Единство замысла и исполнения сделали Площадь Майор одной из самых замечательных площадей Испании, а также превосходным местом для проведения различных торжественных церемоний.

Хрустальный дворец Crystal Palace в крупнейшем и известнейшем парке Ретиро в Мадриде:


Кафедральный собор испанского города Кадис. Является одним из самых больших в Испании, он выполнен в стиле барокко и неоклассицизма:

Базилика Сан-Винсенте (Basilica de San Vicente):

Главная площадь в Вальядолиде. Город Вальядолид в XVI -XVII вв. был столицей Испании. Сейчас это большой промышленный город на берегу реки Писуэрги:

Кафедральный собор Ла-Сео в испанском городе Сарагоса:

Собор Богоматери с Колонной в Сарагосе, посвященный Деве Марии, покровительнице Испании:

Благодаря долгой истории и влиянию различных течений, испанское зодчество представлено множеством архитектурных форм и стилей. Готика, ренессанс, барокко - современная Испания полна неповторимых творений мастеров с мировым именем. Различные города отражают периоды развития Испании: от древних времен через изящную средневековую готику до платереско и современных течений. Архитектура Испании ежегодно привлекает миллионы туристов, приезжающих посмотреть на самобытные объекты, включенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Характерные черты испанской архитектуры

Архитектурное наследие Испании включает сооружения не только на ее территории, но и творения испанских зодчих по всему миру. Испанская архитектура начинает свою историю с ранних поселений народов Средиземноморья и значительно опережает в темпах развития древнейшие культуры иберов и кантабров. Особенное влияние оказало древнеримское зодчество, процветавшее на территории Испании в начале нашей эры.

Появление мусульман на этих землях в VIII веке привело к доминированию религиозного строительства над светским. В это же время на территории христианских земель стали развиваться самостоятельные архитектурные течения, положившие начало готике и романтизму.

По сей день остается заметным влияние стиля мудехар, представляющего собой смешение европейского и арабского зодчеств. Архитектура Мадрида и Барселоны ярче всего представляют существующие в Испании стили - от самых древних до современности.

Революционным для культуры строительства на этих территориях стало решение использовать в декоративном зодчестве стекло и бетонные материалы. Эклектизм и модерн ярко выражены в работах Антонио Гауди, определившего стиль развития Барселоны на многие десятки лет. Архитектор построил самые знаменитые дома Барселоны.

По количеству исторически ценных сооружений Испания находится на втором месте после Италии.

Современная архитектура Испании отличается от мировых культур технологичностью и смелостью решений. Самые известные архитекторы Барселоны, такие как Луис Монтанер (Каса Льео Морера, Дворец каталонской музыки), Энрике Мирайес (рынок Санта-Катарина) обогатили не только национальный архитектурный фонд, но и работали в других странах.

Древнеримский стиль

Начиная со II века нашей эры, римское владычество на испанских территориях привело к стремительному прогрессу в строительстве. Небольшие поселения превратились в крупные города, между ними была построена сеть дорог. Некоторые памятники архитектуры того времени не уступают по ценности и качеству строительства лучшим римским памятникам.

Наиболее сильно римские традиции строительства проявляются в Таррагоне. Этот портовый город был столицей каталонской территориальной единицы. Здесь четко прослеживаются особенности римской архитектуры: пышность, симметрия, практичность. Множество арок, купольных потолков и колоннад подчеркивают долговечность и сложность строительства.

Для древнеримского периода характерны такие сложные инженерные строения, как акведук в Мериде, мосты Кордубский, Меридский, Алькантарский.

Некоторые памятники римского зодчества функционируют поныне - например, маяк Башня Геркулеса. Развлекательные древнеримские комплексы представлены амфитеатрами, театрами и цирками на улицах Мериды, Кордобы, Толедо, Италики. Мастера римской эпохи неизвестны, но их работы оказали на Испанию влияние, равное мусульманскому.

Стиль мудехар

Название этого стиля происходит от арабского слова mudaǧǧan, что в переводе означает «одомашненный». Он характерен для Испании X-XII веков, появился после набегов вестготов и множественного разрушения памятников римской архитектуры. Это синтетический стиль, созданный из арабских и европейских зодческих традиций.

Мудехару свойственна вторичность художественных черт, что негативно сказывается на оригинальности и качестве построек.

Характерными чертами стиля считаются мавританские архитектурные элементы: арки в форме подков, резные деревянные потолки из наборных плашек, гипсовые плиты и красочные изразцы. Строительство велось из натуральных недорогих материалов, готовые постройки отличались простотой и функциональностью. Мудехар свойственен и для жилых зданий, и для помещений служебного предназначения.

Самые характерные постройки в этом стиле - цитадель и Дом Пилата в Севилье, церковь Эль-Трансито в Толедо. Ярче всего мудехар представлен в Саагуне, Толедо и Гранаде. Имена мастеров, работавших в стиле мудехар, на сегодня неизвестны.

Романская архитектура

Романская архитектура строилась одновременно в Италии, Испании и на территории Пиренеев примерно в XIII веке. Романскому стилю свойственен примитивизм: большая толщина стен, арочные галереи как декоративный элемент зодчества, полное отсутствие скульптур и витражей.

Романская архитектура развивалась вместе с арабским и французским стилями. Особенно влияние этих двух культур заметно в фасаде церкви Санта-Доминго в провинции Сория.

Другими представителями испанской романики можно считать сорийский монастырь Сан-Хуан, базилику Исидоро в Леоне, соборы Саламанки, Саморы, Пласенсии. Всего на территории Испании имеется более 600 церквей, построенных в этот период.

Формированию романского стиля значительно поспособствовала монашеская конгрегация Клюни, которая стала основателем Пути Иакова, состоящего из выстроенных в тот период монастырей для обслуживания паломников, идущих к мощам святого Иакова.

Готическое направление

Зарождение произошло в период расцвета романской культуры (около XIV века). Этот период характеризуется активной борьбой с арабской культурой и не менее активным развитием испанского языка, зодчества, изобразительного искусства.

Арабское влияние наблюдается в покрытых объемными декоративными орнаментами стенах, тяжеловесных фасадах и заостренных наподобие минарета колокольнях. Внутренний дворик в испанских домах становится центральным элементом проекта, вокруг него выстраивается вся конструкция.

Лучшими группами памятников готического искусства считаются кастильская и каталонская. Они включают в себя известнейшие соборы в Толедо, Бургосе и Жироне, барселонскую церковь Санта Мария дель Мар, торговую биржу Шелковая в Валенсии. Архитектура Валенсии и ее развитие определяются готикой на длительный период после первых построек.

Королевская капелла в городе Гранаде - одна из наиболее посещаемых готических достопримечательностей в Испании.

Известные архитекторы этого времени: Гильом Бофиль, Вентура Родригес, Хуан де Колонья, Энрике Эгас.

Ренессанс в Испании

Заимствовав определенные готические формы, Возрождение стало проявляться в конце XV века как художественный стиль. Тогда образовалось несколько архитектурных стилей, одним из которых стал платереско, а другим - ренессанс. Ренессанс отличался от платереско строгостью декоративных элементов, сдержанностью планировки.

Симметричность композиций и классические арочные формы отдалили ренессанс от утонченно-агрессивной готики.

Самыми памятными представителями испанского ренессанса считаются дворец Карла в Гранаде мастера Педро Мачуки - каталонского художника и архитектора. Также широко известен монастырь Эскориал и Хаэнский собор. Оба памятника принадлежат руке испанских мастеров - Хуану де Эррере и Андресу Вандельвира соответственно.

Диего де Силоэ - еще один известный архитектор, работавший в стиле ренессанса, который разработал фасад здания королевского университета Саламанки.

Стиль барокко

Сдержанность и симметрия эпохи Возрождения были вытеснены легкомысленным и декоративным итальянским барокко. В переводе с итальянского барокко означает «излишество, причудливость».

Большое влияние на формирование этого направления оказала реформация католической церкви и появление учения Коперника. В начале XVIII века первые элементы эпохи барокко появляются на фасаде собора в Гранаде.

Декоративность форм, элементы мелкой лепнины, арочные окна, небольшой сад при жилом доме - все это придает стилю барокко художественность, свойственную испанской культуре.

Собор в Валенсии - один из лучших примеров величия барочного стиля, смешения реальных и выдуманных образов.

Еще одно определяющее стиль строение - кафедральный собор Святого Иакова в городе Сантьяго-де-Компостелла.

Одновременно с растущей вычурностью архитектуры садово-парковое искусство развивается в стиле геометризма: парковые территории разбиваются на ровные кварталы. К лучшим архитекторам барокко относят Гомеса де Мора (мадридская Пласа Майор), Карло Фонтана (собор Саламанки), Франческо Хуртадо (гранадский монастырь Паулар).

Колониальная архитектура

Испанский колониальный стиль в архитектуре сформировался преимущественно на территориях испанских колоний в Латинской Америке. Он преобладал с конца XVII по середину XVIII века, в начале XIX века его сменил платереско. Отличительные черты колониальной направленности - смешение барочной вычурности с надежностью и приземистостью построек.

Характерная черта колониального стиля - использование материала стукко, который применялся для барочной лепнины, штукатурки домов. Стукко - прочный художественный материал, искусственный мрамор, состоящий из гипса, клея и мраморной крошки. Иногда в смесь добавлялся алебастр, каменная пудра и мел.

С течением времени колониальный стиль получил подвид - утрированный барокко под названием «чурригереско».

Впервые колониальный стиль проявился в постройке храма в Куско.

Церковь Святого Франциска в перуанской Лиме дополняют провинциальные постройки, которые можно увидеть также в Ла-Пасе и Потоси. Лучшим архитектором этого стиля считается Лоренсо Родригес, выстроивший уникальный собор Метрополитано (Мехико).

Стиль платереско

Стиль получил название от испанского слова platero - ювелир. Платереско - эклектический стиль, объединивший черты мудехара, готики, итальянского барокко, который представляет собой художественное нагромождение декоративных элементов с растительными и фантастическими мотивами.

Характерные особенности - фасады с многоярусными башенками, разделенные на три вертикальных части, а также колонны в стиле неоклассицизма.

Платереско можно узнать по множеству медальонов и геральдических символов на фасадах построек.

Самые яркие здания стиля платереско - Саламанкский университет с его сложными лепнинами, Севильский собор, дворец Инфантадо в Гуадалахаре, университет города Алькала де Енарес.

Лучшими мастерами, работавшими в стиле платереско, признаны Диего де Риольо, Хуан де Гуас. Они определили зрелый этап развития платереско и сделали его одним из наиболее запоминающихся испанских зодческих стилей.

Развитие современной архитектуры

Этот период берет начало в 80-х годах прошлого века. Поток европейских инвестиций в экономику страны и нарастающее количество туристов не допустили архитектурный кризис. Современная архитектура Испании имеет такие характерные особенности: использование стеклянных и бетонных материалов, геометричность форм, лаконичность и функциональность проектирования.

Среди объектов современной архитектуры следует обратить внимание на Аудиторио Курсааль в Доностии, Аудиторио Тенерифе, расположенный на Канарах, Музей Гуггенхайма в Бильбао.

В период с 2006 по 2010 год включительно в Испании строился комплекс из четырех небоскребов, упомянутых почти в каждом современном путеводителе: Torre Cepsa, PwC, Espacio и Cristal.

В этих бизнес-центрах расположены рестораны и развлекательные центры, но для проживания в аренду площадь не сдается. Славу великих архитекторов современности заработали Сантьяго Калатрава, Захи Хадид, Френк Гери.

Заключение

Архитектура Испании представляет собой смешение различных стилей, появившихся на ее территории вследствие захвата земель представителями разных наций. Каждый последующий стиль определял направление в архитектуре, гармонично развивающееся из предыдущего стиля.

Перед тем как ехать в Испанию на осмотр достопримечательностей, ознакомьтесь подробнее с особенностями испанской архитектуры. Только так вы сможете полностью оценить уровень развития зодчества в этой прекрасной стране.

Испания. О стране, истории, архитектуре, туризме.: Видео

Опубликовано: Октябрь 20, 2014

Архитектура Испании

К испанской архитектуре относится архитектура, создаваемая на любой территории в том регионе, который в настоящее время является Испанией, и испанскими архитекторами по всему миру. Данный термин включает здания в текущих географических границах Испании, которые располагались там, до того как это название было дано этим территориям (назывались ли они называют Иберия, Римская Гиспания, Аль-Андалус или были сформированы из нескольких христианских королевств). Благодаря своему историческому и географическому разнообразию, испанская архитектура попала под множество влияний. Иберийская архитектура начала формироваться параллельно с другими видами архитектуры вокруг Средиземного моря и в Северной Европе.

Реальное развитие началось с приходом римлян, которые оставили позади некоторые свои самые выдающиеся памятники Римской Испании. Приход вестготов привел к резкому ухудшению ситуации в области строительной техники, что параллельно происходило в остальной части бывшей империи. Мавританское завоевание в 711 г н.э., приводит к радикальным изменениям, и в течение следующих восьми веков произошел значительный прогресс в культуре, в том числе в архитектуре. Например, Кордова была создана в качестве культурной столицы своего времени при мусульманской династии Омейядов. Одновременно постепенно возникали христианские королевства, они создавали свои собственные стили, сначала в основном изолированные от европейских архитектурных влияний, но позже они интегрировались в романские и готические потоки, достигнув наивысшего уровня с многочисленными образцами (стиля) по всей территории. Стиль мудехар (Mudéjar), существовавший с XII по XVII века, характеризуется смешением европейских и арабских культурных влияний.

К концу XV века и до влияния Латинской Америки с ее колониальной архитектурой сама Испания экспериментировала с архитектурой Возрождения, создаваемой в основном местными архитекторами. Испанскый стиль барокко отличался буйными украшениями Чурригереско и самым строгим стилем Эрреры, оба они развивались отдельно от более поздних международных влияний. Колониальный стиль, который существовал на протяжении веков, до сих пор демонстрирует сильное влияние в Латинской Америке. Неоклассицизм достиг своего расцвета в работе Хуана де Вильянуэвы и его учеников.

В XIX веке существовало два внешних проявления: инженерные усилия по достижению нового языка и проведение структурных улучшений с использованием железа и стекла в качестве основных строительных материалов, и академическая направленность, в первую очередь на возрождение и эклектику, а позже на регионализм. Приход модернизма на академическую арену привел к появлению таких деятелей, таких как Гауди, и большая часть архитектуры XX века. Международный стиль возглавляли группы, такие как GATEPAC (Grupo de Artistas y Técnicos Españoles para el Progreso de l"Arquitectura Contemporánea). Испания в настоящее время переживает революцию в современной архитектуре, и мировую известность получили испанские архитекторы, такие как Рафаэль Монео, Сантьяго Калатрава, Рикардо Бофилл, а также многие другие.

Из-за их художественной значимости многие архитектурные объекты Испании, и даже части городов, были объявлены объектами всемирного наследия ЮНЕСКО. Испания занимает второе место по количеству объектов всемирного наследия в мире; больше их только в Италии. Они перечислены в Списке объектов Всемирного наследия в Европе: Испания

Предыстория

Архитектура мегалита

Навета-дес-Тудонс (Naveta d"Es Tudons), Менорка, фото: общественное достояние

В каменном веке наиболее распространенным мегалитом (сооружением из огромных каменных глыб) на Пиренейском полуострове был дольмен. В плане этих погребальных камер был псевдокруг или трапеция, образованная огромными камнями, стоявшими на земле, а другие над ними образовывали крышу. По мере развития типологии появился входной коридор, и постепенно он приобрел известность и стал почти так же велик, как и комната. Коридоры с крышей и ложные купола были распространены на самой поздней стадии. В комплексе Антекера расположены крупнейшие дольмены в Европе. Лучше всего сохранился дольмен Куэва-де-Менга глубиной двадцать пять метров и высотой четыре метра, он был построен из тридцати двух мегалитов.

Образцы архитектуры эпохи бронзы, сохранившиеся лучше всего, расположены на Балеарских островах, где возникли три вида конструкций: Т-образный таула, талайот и навета. Талайотами были оборонительные башни в форме усеченного конуса и усеченной пирамиды. У них был центральный столб. Наветы были конструкциями из больших камней, их форма была похожа на корпус судна.

Иберийская и кельтская архитектура

Кельтские поселения в Галисии: Кастро де Баронья, фото:Locutus Borg,

Наиболее характерными конструкциями кельтов были городища (Castros) - деревни, обнесенные стеной, обычно расположенные на вершинах холмов или гор. Они строились в районах, занятых кельтами в долине Дуэро и в Галисии. Примерами таких поселений являются Лас Коготас в Авиле и Санта-Текла в Понтеведра.

Дома этих городищах были приблизительно от 3,5 до 5 метров в длину, в основном они были круглыми, некоторые - прямоугольными, строились они из природного камня, крыша была соломенной, она опиралась на деревянную колонну в центре здания. Их улицы были достаточно правильными, намекая на некоторую форму центральной организации.

Города, построенные племенами ареваков (Arévacos) были связаны с иберийской культурой, и некоторые из них достигли значительного развития, например, Нуманции. Другие поселения были более примитивными и, как правило, выдолбленными в скале, например, Термантия.

Римский период

Градостроение

Римский театр в Мериде, фото: Ikiwaner ,

Римское завоевание Гиспании, начавшееся в 218 г до н.э., предполагало практически полную латинизацию Пиренейского полуострова. Местное население глубоко впитало римскую культуру: Бывшие военные городки и иберийские, финикийские и греческие поселения были преобразованы в крупные города, где урбанизация хорошо развивалась в провинциях: Эмерита-Августа в Лузитании, Кордуба (Кордова), Италика, Гиспалис (сегодня Севилья), Гадес в Бетике, Таррако, Каесар Аугуста, Астурика Аугуста (Асторга), Лехио Септима Хемина и Лукус Аугусти в Тарраконненской провинции были достаточно важными городами, соединенными сложной сетью дорог. Развитие строительства включает в себя некоторые памятники, сопоставимого по качеству с памятниками в столице - Риме.

Конструкции


Алькантарский мост, эпоха Траяна, фото: Para, Лицензия свободной документации GNU (FDL)

Гражданское строительство представлено в навязанных конструкциях, таких как Акведук в Сеговии или Мериде (​​акведук де-лос Милагрос), мосты, например, Алькантарский мост и Меридский мост над рекой Тахо, или Кордовский мост над рекой Гвадалквивир. Строительные работы были широко развиты в Гиспании при императоре Траяне (98-117 гг н.э.). Строились также маяки, например, Башня Геркулеса в Ла-Корунья, который все еще используется.

Игровая архитектура представлена ​​такими зданиями, как театры Мериды, Сагунто или Тиермеса, амфитеатрами, например, в Мериде, Италике, Таррагоне или Сегобриге, и цирки были построены в Мериде, Кордове, Толедо, Сагунто и многих других поселениях.

Религиозная архитектура также распространялась по всему полуострову: примерами являются храмы в Кордова, Вике, Мериде (Диана и Марс) и Талавера-ла-Вьехе. Основными погребальными памятниками являются башня Сципионов в Таррагоне, дистиль (портик с двумя колоннами) в Саламея-де-ла-Серена в Бадахосе и мавзолеи семьи Атилиев в Садабе и семьи Фабара в Ампуриасе, оба в Сарагосе. Триумфальные арки обнаруживаются в Капаре (четырехгранная), Бара и Мединачали.

Дороманский период в Испанской архитектуре

Термин «дороманское» относится к христианскому искусству после классического периода и до римского искусства и архитектуры. Он охватывает очень разнородные художественные проявления, которые создавались в разные века и в различных культурах. Территория Испании может похвастаться богатым разнообразием дороманской архитектуры: некоторые из ее ответвлений, например, астурийское искусство, достигли высокого уровня утонченности для своей эпохи и культурного контекста.

Вестготскаяя архитектура в Испании


Астурийское искусство

Санта Мария дель Наранко, фото: Rafaelj,

Королевство Астурия возникло в 718 году, когда племена астуров сплотились и решили назначить Пелайо своим лидером. Пелайо объединил местные племена и беженцев вестготов под своим командованием с целью постепенно восстановить готический орден.

Астуриское дороманское искусство является особой чертой всей Испании, оно сочетало в себе элементы других стилей, черты как вестготских, так и местных традиций, создало и развивало свою собственную индивидуальность и характеристики, достигнув значительного уровня утонченности не только в том, что касается конструкции, но также и с точки зрения эстетики.

Что касается его эволюции, то с точки зрения внешнего вида, астурийское дороманское искусство придерживалось «стилистической последовательности, тесно связанной с политической эволюцией королевства, его этапы были четко определены». В основном оно представлено придворной архитектурой, в ее развитии выделяется пять периодов: первый период (737-791 гг) от правления короля Фафила до Бермудо I. Второй этап включает в себя правление Альфонсо II (791-842 гг), входя в стадию стилистического определения. Эти два первых периода получили название дорамирские (Pre-Ramirense). Наиболее важная церковь - это Сан Хулиан де лос Прадос в Овьедо, с интересной волюметрией и комплексной программой иконографических фресок, близко связанных с римской настенной живописью. Характерные решетки и тройное окно в алтарной части храма впервые появились на этом этапе. Камара Санта в соборе Овьедо, Сан Педро де Нора и Санта Мария де Бендонес также принадлежат к этому периоду.

Интерьер Сан Хулиан де лос Прадос, фото: Sitomon, общественное достояние

Третий период включает время правления Рамиро I (842-850 гг) и Ордоньо I (850-866 гг). Она называется рамирский и считается высшей точкой стиля, благодаря работе неизвестного архитектора, который привнес сюда новые структурные и декоративные достижения, например, цилиндрический свод, и последовательному использованию поперечных дуг и контрфорсов, которые сделали этот стиль довольно близким к структурным достижениям романского стиля, возникшего спустя два столетия. Некоторые авторы указывают на необъяснимое сирийское влияние, выражавшееся в богатых орнаментах. В этот период были созданы большинство шедевров стиля: Дворцовые павильоны горы Наранко (Санта Мария дель Наранко и Сан Мигель де Лильо) и церковь Санта Кристина де Лена были построены в этот период.

Четвертый период приходится на период царствования Альфонса III (866-910 гг), где сильное влияние на архитектуру Астурии оказывают мосарабы (христиане, проживавшие на территориях Пиренейского полуострова, находящихся под контролем мусульман), также более широко стали использоваться подковообразные арки. Пятый и последний период совпал с переездом двора в Леон, исчезновением царства Астурии, и одновременно, из астурийского дороманского искусства.

Архитектура периода повторного заселения

С конца IX до начала XI века в северных христианских королевствах было построено несколько церквей. Они широко, но неправильно известны как мосарабская архитектуры. Эта архитектура представляет собой набор неравномерно распределенных элементов различного происхождения, часто преобладает форма раннехристианского, вестготского или астурийского происхождения, в то время как в других случаях подчеркивается мусульманское влияние.

Церкви - это обычно базилики или церкви с осевой планировкой, иногда с противоположными апсидами. Основные часовни были прямоугольными в плане снаружи и ультра-полукруглыми в интерьере. Используются подковообразные арки мусульманского происхождения, они несколько более закрыты и наклонены, чем вестготские, также используется альфиз (прямоугольное обрамление верхней части арки). Двойные и тройные окна астурийской традиции и сгруппированные колонны, образующие составные колонны, с коринфскими капителями, украшенные стилизованными элементами.

Украшения сходны с вестготскими, в основном используются завитки, свастики и растительные и животные мотивы, создающие прогнозируемые границы и сдержанность внешней отделки. Предложены некоторые нововведения, например, большие дольчатые выступы, поддерживающие очень ярко выраженные свесы карнизов.

Можно наблюдать четкий контроль над технологиями в строительстве, используется щебень, стены, усиленные внешними опорами и покрытые с помощью секционных сводов, в том числе традиционных цилиндрических сводов.

Архитектура Аль-Андалус

Кордовский халифат

Максура Большой мечети Кордовы, фото: Mats Halldin,

Мавританское завоевание бывшей Гиспании войсками Мусы ибн Нусаира и Тарика ибн Зияда и свержения династии Омейядов в Дамаске привели к созданию независимого эмирата Абд ар-Рахманом I, единственным выжившим принцем, который бежал от Аббасидов и основал свою столицу в Кордове. Она стала культурной столицей Запада с 750 по 1009 годы. Архитектура, созданная в Аль-Андалусе при Омейядах, произошла от архитектуры Дамаска с добавлением эстетических достижений локального воздействия: подковообразные арки, отличительная черта испанской арабской архитектуры, были позаимствованы у вестготов. Архитекторы, художники и мастера пришли с Востока, чтобы построить такие города, как Мадина аз-захра, великолепие которой не могли себе представить европейские королевства той эпохи.

Самым выдающимся строением Кордовы Омейядов является Великая мечеть, которую последовательными этапами строили Абд ар-Рахман I, Абд ар-Рахман II, Ал-Хакам II и Аль-Мансур.

Тайфы

Альхаферия в Сарагосе, фото: Ecelan,

Халифат исчез и был разделен на несколько небольших царств, называемых тайфами. Их политическая слабость сопровождалось культурным спадом, и наряду с быстрым развитием христианских королевств тайфы держались за авторитет структур и форм стиля Кордовы. Спад ощущался в строительных технологиях и в материалах, но не в изобилии украшений. Лопасти многолопастных арок умножались и утончались, превращались в ламбрекены, а все халифские элементы были чрезмерно подчеркнуты. Некоторые великолепные образцы архитектуры тайфов сохранились до настоящего времени, например, Дворец Альхаферия в Сарагосе, или небольшая мечеть Баб-Мардум в Толедо, позже трансформированная в один из первых примеров архитектуры в стиле мудехар (церковь Кристо де ла Лус).

Альморавиды и альмохады

Башня альмохадов и колокольная секция в стиле Возрождения сливаются в одно гармоничное целое в колокольне Ла Хиральда, Севиль, фото: Makinal ,

Альморавиды вторглись в Аль-Андалус из Северной Африки в 1086 году и объединили тайфы под своей властью. Они разработали свою собственную архитектуру, но сохранилось очень мало ее примеров, из-за следующего вторжения, теперь уже альмохадов, которые навязывали исламскую ультраортодоксальность и разрушили почти каждое значительное здание альморавидов, в том числе Мадину аз-захра и другие сооружения халифата. Их искусство было чрезвычайно строгим и простым, они использовали кирпич в качестве основного строительного материала. В буквальном смысле единственное их внешнее украшение, «себка», основано в сетке из ромбов. Альмохады также использовали украшения с пальмовым узором, но они был не более чем упрощением гораздо более пышных пальм альморавидов. Шло время, искусство становилось немного более декоративным. Самым известным примером архитектуры альмохадов является Хиральда, бывший минарет мечети Севильи. Ее относят к стилю мудехар, но этот стиль поглощен здесь эстетикой альмохадов, синагога Санта-Мария-ла-Бланка в Толедо является редким примером архитектурного сотрудничества трех культур средневековой Испании.

Архитектура Насридов Королевства Гранада

Альгамбра: Львиный двор, фото: Wzwz ,

После распада империи альмохадов рассеянные мавританские царства на юге полуострова были реорганизованы, и в 1237 году правители Насриды учредили свою столицу в Гранаде. Архитектура, которую они создавали, стала одной из самых богатых среди созданных мусульманами в какой-либо период. Она была многим обязана культурному наследию бывших мавританских стилей Аль-Андалус , которые Насриды смогли эклектично сочетать, и тесному контакту с северными христианскими королевствами. Дворцы Альгамбра и Хенералифе являются наиболее выдающими сооружениями этого периода. Структурные и декоративные элементы были взяты из кордовской архитектуры (подковообразные арки), от Альмохадов (себка и пальмовое украшения), но и были и элементы, созданные ими самими, например, призматические и цилиндрические капители и мосарабские арки, в пестрой комбинации пространств интерьера и экстерьера, садоводства и архитектуры, которые стремились удовлетворить все органы чувств. В отличие от архитектуры Омейядов, которая построена на использовании дорогих и импортных материалов, Насриды использовали только скромные материалы: глину, гипс и дерево. Однако эстетический результат полон сложности, он как бы интригует смотрящего: Множественность украшений, умелое использование света и тени и включение воды в архитектуру являются несколькими ключевыми особенностями стиля. На стенах разных комнат также встречаются надписи с иносказательными стихотворениями о красоте пространств.

Стиль мудехар


Двор кукол в Алькасаре Севильи, фото: Dubaduba ,

Архитектура мавров и коренных андалузцев, которые остались на христианской территории, но не были обращены в христианство, называется «стиль мудехар». Он развивался в основном с XII по XVI век и находился под сильным влиянием мавританской вкуса и мастерства, но создавался он для использования христианскими владельцами. Таким образом, это не совсем чистый стиль: Архитекторы стиля мудехар часто объединяли свои методы и художественный язык с другими стилями в зависимости от исторического момента. Таким образом, можно говорить не только о стиле мудехар, но и о романском мудехар, мудехар-готике или мудехар-возрождении.

Стиль мудехар - симбиоз методов и способов понимания архитектуры, возникший из еврейских, мусульманских и христианских культур, живших бок о бок, он появился как архитектурный стиль в XII веке. Он характеризуется использованием кирпича в качестве основного строительного материала. Мудехар не предполагал создания новых структур (в отличие от готики или романского стиля), он переосмысливал стили западных культур через исламские влияния. Доминирующий геометрический характер, отчетливо исламский, заметно появился во второстепенных ремеслах, здесь использовались дешевые тщательно обработанные материалы - плитка, кирпичная кладка, резьба по дереву, резьба по штукатурке и декоративные металлы. Даже после того, как мусульмане перестали оказывать свое влияние, большая часть их наследия осталась неотъемлемой частью испанской архитектуры.

Церковь Саагун в стиле мудехар, Леон, фото: Josemanuel ,

Принято считать, что стиль мудехар зародился в городе Саагун. Этот стиль распространился на остальную часть Королевства Леон, Толедо, Авилу, Сеговию, а затем в Андалусию, особенно в Севилью и Гранаду. Комнаты Алькасар Севильи в стиле мудехар, хотя и классифицированные как мудехар, они более тесно связаны с Альгамброй Насридов, чем другие здания этого стиля, так как они были созданы Педро Кастильским, который привез из Гранады архитекторов, испытавших очень мало христианского влияния. Центры искусства мудехар встречаются и в других городах, например, в Торо, Куэльяре, Аревало и Мадригале де лас Альтас Торрес. Он был в значительной степени развит в Арагоне, с 3 основными направлениями: Сарагоса, Калатаюд и Теруэль в течение XIII, XIV и XV веков. В Теруэле была построена большая группа величественных церквей и башен. Другие прекрасные примеры стиля мудехар можно найти в Каса Пилатосе (Севилья), Монастыре Санта-Клара в Тордесильяс или в церкви в Толедо, одном из старейших и самых выдающихся центров стиля мудехар. В Толедо синагоги Санта Мария ла Бланка и Эль Трансито (обе относятся к стилю мудехар, хотя не являются христианскими) заслуживают особого упоминания.

Романский период в испанской архитектуре

Внутренний вид собора Сантьяго-де-Компостела, фото: Lmbuga ,

Романский стиль впервые появился в Испании в X и XI веках, до влияния Клюни, в Лериде, Барселоне, Таррагоне и Уэска ​​и в Пиренеях, одновременно с севером Италии, этот стиль называется «Первый романский» или «Ломбардский романский». Это очень примитивный стиль, характеристиками которого являются толстые стены, отсутствие скульптур и наличие ритмических декоративных арок, типичным примером которых являются церкви в Валь-де-Бой.

Полноценная романская архитектура появилась под Клюни на пути Святого Иакова, который заканчивается в соборе Сантьяго-де-Компостела. Моделью испанского романского стиля в XII веке был Собор Хака с его характерным планом и апсидой и «шахматным» украшением в полоску, называемым taqueado Jaqués. По мере того, как христианские королевства расширялись на юг, данная модель распространялась в отвоеванных районах с некоторыми вариациями. Испанский романский стиль также демонстрирует влияние испанских прероманского стилей, в основном астурийского и мосарабского. Но заметно также и сильное мавританское влияние, особенно в сводах мечетей Кордовы и в использовании многолопастных арок. В XIII веке некоторые церкви чередовались в стиле между романским и готическим. Арагон, Наварра и Кастилия-Леон - это некоторые из районов с лучшими примерами испанской романской архитектуры.

Готический период в испанской архитектуре

Кафедральный собор в г. Бургос, фото: FAR ,

Готический стиль прибыл в Испанию в результате европейского влияния в XII веке, когда поздний романский чередовался с несколькими проявлениями чистой готической архитектуры, например, в соборе Авилы. Высокая готика прибыла во всей своей силе через Пути святого Иакова в XIII веке, с несколькими самыми подлинными готическими соборами, с немецким и французским влиянием: например, в соборах в Бургосе, Леоне и Толедо.

Наиболее важные готические стили после XIII века в Испании - это Готика Левантино и Исабеллино. Готика Левантино характеризуется структурными достижениями и их объединением пространства, ее шедеврами являются Ла Сеу (собор) в Пальма-де-Майорка, шелковая биржа Валенсии (Lonja de Valencia) и Санта-Мария-дель-Мар (Барселона).

Готика Исабеллино, созданная во времена католических монархов, была частью перехода к Возрождению в архитектуре, она также выражала сильное сопротивление стилю итальянского Возрождения. Основными примерами этого стиля являются Монастырь Сан-Хуан-де-лос-Рейес в Толедо и Королевская часовня Гранады.

Возрождение

Дворец Карла V в Гранаде, фото: Manuel González Olaechea ,

Дворец завоевания, Трухильо, фото: Bernard bill5 ,

В Испании Возрождение впервые возникло в дополнение к готическим формам в последние десятилетия XV века. Этот стиль начали распространять в основном местные архитекторы: что является причиной создания особенного испанского Возрождения, которое принесло с собой влияние архитектуры Южной Италии, иногда из освещенных книг и картин, смешанной с готической традицией и местными особенностями стиля. Новый стиль получил название Платереско из-за обильно украшенных фасадов, которые напоминали декоративные мотивы работ ювелиров по серебру с мельчайшими подробностями - "Plateros" (исп. plata, серебро). Классические ордеры и мотивы канделябров (candelieri) свободно объединялись в симметричное целое.

В этой обстановке Дворец Карла V по проекту Педро Мачука в Гранаде стал неожиданным достижением в самом передовом стиле Возрождения того времени. Дворец может быть охарактеризован как преддверие маньеризма, благодаря преобладанию классического языка и прорывным эстетическим достижениям. Он был построен до основных произведений Микеланджело и Палладио. Его влияние было очень ограниченным и неправильно понятым, формы платереско введены в общую панораму.

Через десятилетия готическое влияние исчезло, и исследование православного классицизма достигло высокого уровня. Хотя платереско является широко используемым термином для определения большинства архитектурных произведений конца XV и первой половины XVI века, некоторые архитекторы создали совой собственный более трезвый стиль, среди них Диего Силое и Родриго Хиль де Онтаньон.

Примерами этого стиля являются фасады Университета Саламанки и монастыря Сан-Маркос в Леоне.

Изюминкой испанского Возрождения является Королевский монастырь Эскориал по проекту Хуана Баутисты де Толедо и Хуана де Эрреры, здесь очень близкое следование искусству Древнего Рима был преодолено благодаря использованию чрезвычайно умеренного стиля. Влияние крыш Фландрии, символизм немногочисленных украшений и точный срез гранита были основами нового стиля, который влиял на испанскую архитектуру в течение столетия: Эррерская архитектура (эрререско) Ученик Эрреры Хуан Баутиста Вильяльпандо оказал влияние на интерпретацию недавно восстановленного текста Витрувия, чтобы сделать предположение о происхождении классических ордеров в Храме Соломона.

Эскориал, фото: Magnus Manske ,

Период барокко в архитектуре Испании

По мере того, как итальянские барочные влияния проникали через Пиренеи, они постепенно превосходили в популярности сдержанный, подражающий классическому стилю подход Хуана де Эрреры, который был в моде с конца XVI века. Еще в 1667 году фасады собора Гранады (Алонсо Кано) и собора г. Хаэн (по проекту Эуфрасио Лопеса де Рохаса) обозначили свободу художников в интерпретации традиционных мотивов испанской архитектуры собора в барочной эстетической идиоме.

Национальный стиль барокко с его корнями еще в стиле Эрреры и в традиционной конструкции кирпича развивался в Мадриде в течение всего XVII века. Примерами являются Пласа-Майор и Дом Булочника (Casa de la Panaderia, Casa Mayor).

Современный фасад собора Сантьяго-де-Компостела, фото: Lmbuga ,

В отличие от искусства Северной Европы, испанское искусство этого периода обращалось к эмоциям, а не стремилось угодить интеллекту. Семья Чурригеро, которая специализировалась на проектировании алтарей и заалтарных полок, восстала против трезвости классицизма эрререско и способствовала развитию сложного, преувеличенного, почти странного стиля поверхностного украшения, известного как «чурригереско». За полвека они превратили Саламанку в образец города в стиле чурригереско.

Эволюция этого стиля состояла из трех этапов. Между 1680 и 1720 годами Чурригера популяризировала смесь соломоновых столбов Гварини и композитного ордера, известного «высший ордер». Между 1720 и 1760 годами колонна чурригереско или эстипите в форме перевернутого конуса или обелиска, стала центральным элементом декоративного оформления. С 1760 до 1780 годы происходило постепенное смещение интереса от витого направления и чрезмерного орнамента к неоклассическому балансу и трезвости.

Два самых привлекательных творения испанского барокко - энергичные фасады Вальядолидского университета (Диего Томе, 1719 г) и Приют-де-Сан-Фернандо в Мадриде (Педро де Рибера, 1722 г), криволинейная экстравагантность которого кажется предвестником Антонио Гауди и стиля модерн. В этом случае, как и во многих других, дизайн включает в себя игру тектонических и декоративных элементов с небольшим отношением к структуре и функции. Тем не менее, стиль барокко чурригереско предложил несколько самых впечатляющих комбинаций пространства и света в таких зданиях, как Картезианский монастырь в Гранаде, который считается апофеозом стилей чурригереско в применении к внутренним пространствам, или капелла Транспаренте собора Толедо по проекту Нарцисо Томе, где скульптура и архитектура объединены для достижения заметных световых драматических эффектов.

Королевский дворец Мадрида, фото: Kadellar ,

Королевский дворец в Мадриде и проектные работы Пасео дель Прадо (Салон дель Прадо и ворота Алькала) в том же городе заслуживают особого упоминания. Их построили короли династии Бурбонов Филипп V и Карл III в международном умеренном стиле барокко, который часто ошибочно принимают за неоклассический стиль. Королевские Дворцы Ла Гранха-де-Сан-Ильдефонсо в Сеговии и Аранхуэс в Мадриде являются хорошими примерами барочной интеграции архитектуры и озеленения с заметным французским влиянием (Ла Гранха известен как испанский Версаль), но с местными пространственными представлениями, которые в некоторых отношениях отображают наследие мавританской оккупации.

Стиль рококо впервые продемонстрирован в Испании в соборе в Мурсии, западный фасад, 1733 г. Величайшим представителем испанского стиля рококо был местный мастер Вентура Родригес, он создал ослепительный интерьер базилики Богоматери Пиларской в Сарагосе (1750 г).

Перевод статьи английской википедии.

(Внимание!, продолжение статьи )



Словосочетание "архитектура Испании" у большинства людей вполне закономерно вызывает образ Барселоны с ее выдающимися шедеврами от великого каталонского зодчего Антонио Гауди . Однако современная Испания - это страна с поразительной архитектурой, которая ни в чем не уступает другим развитым государствам.

В нашем обзоре представлены 25 выдающихся примеров современной архитектуры Испании.

1. Музей рисования и иллюстрации Museo ABC в Мадриде

Музей рисования и иллюстрации в Мадриде - самый современный в Испании. Музей ABC состоит из небольших кафе, магазинов, реставрационных помещений и непосредственно двух выставочных залов, в которых демонстрируется богатая коллекция произведений всевозможных направлений изобразительного искусства, скульптуры, анимации и графического дизайна. Помимо выставок, в стенах музея проходят различные культурные мероприятия, обучающие мастер-классы и курсы.

2. Дом BF House в Кастельоне

Удивительный дом BF House, расположенный на холме в городе Кастильон - отличный пример грамотной организации пространства, способствующей максимально комфортному проживанию. BF House представляет собой огромную плиту, лежащую на 3 V-образных металлических опорах, несущих вес всего здания. Одним из важнейших принципов, заложенных авторами в этот проект, стало максимальное осветление интерьеров за счет стеклянных стен.

3. Небоскреб Agbar Tower в Барселоне

Небоскреб Agbar Tower в Барселоне ночью

Возведенный в 2004 году современный небоскреб Agbar Tower - творение известного французского архитектора Жана Нувеля . Форма здания и дизайн фасада призваны воплощать водную стихию Испании и очертания горы Монсеррат, находящейся в Каталонии. Фасад здания поражает разнообразием цветовых решений, которые достигаются с помощью разноцветных металлических панелей с 4 000 устройств подсветки. Эти элементы образуют сложные цветовые комбинации, что создает эффект "пикселизации". Однако издалека все пиксели сливаются, и Agbar Tower кажется переливающимся всеми цветами радуги.

38-этажное здание стало одним из важнейших символов новой Барселоны.

4. Пешеходный мост Аламильо в Севилье

Знаменитый шедевр от испанца Сантьяго Калатравы , пешеходный мост Аламильо, был сооружен в 1992 году в Севилье. Уникальность 200-метрового полотна, проложенного через , состоит в том, что его вес держит всего одна опора и 13 натянутых стальных кабелей. В ночное время окрашенный полностью в белый цвет мост приобретает очень живописную окраску.

5. Центр кулинарных искусств Басконии в Гипускоа

Современный комплекс центра кулинарных искусств был возведен в 2011 году в городе Гипускоа. Архитектура этого объекта, не способная оставить равнодушным даже самого далекого от архитектуры человека, формируется с помощью хаотично расположенных друг на друге криволинейных поверхностей.

В состав здания входят помещения для обучения студентов кулинарных институтов, лекционные залы, кафе, магазины и даже собственная мини-ферма. Стоит отметить, что Центр кулинарных искусств был номинирован на награду Plataforma Arquitectura как лучший архитектурный объект 2011 года, но занял почетное третье место.

6. Многофункциональная спортивная арена "Бильбао Арена" в Бильбао

Открытая в 2010 году многофункциональная спортивная арена в Бильбао - одна из самых экологичных в мире. В этом спортивном объекте в основном проводятся баскетбольные матчи, однако в последнее время в нем все чаще проходят музыкальные концерты и различные культурные мероприятия. Также на территории арены расположены спортивные залы и бассейн.

7. Вилла "Дом для жизни" в Пальма-де-Майорке

Вилла "Дом для жизни", архитектура которого не имеет аналогов в мире, была построена в 2009 году в главном курортном городе Испании, Пальма-де-Майорке. Дом состоит из двух корпусов - прямоугольного в плане и криволинейного. В первом находятся гостиная, спальни, гостевые и кухня-столовая, а во втором - кабинет и домашний кинотеатр. Также в состав жилой группы входит потрясающей по красоте бассейн, соединенный с основной территорией декоративной лестницей.

8. Здание городского муниципалитета в Бильбао

Необычное по форме современное здание городского муниципалитета Бильбао было построено в центре города. По своему предназначению этот шедевр деконструктивизма от IMB Architects должен заменить старую ратушу Бильбао, построенную еще в 90-х годах XX века. В здании находятся выставочные залы, кафе, рестораны, переговорные комнаты, офисы и залы для конференций.

9. Здание Форума в Барселоне

Здание Форума было спроектировано швейцарским тандемом архитекторов Herzog&de Meuron и построено специально для проведения в столице Каталонии Форума Культур в 2004 году.

В плане это авангардное здание представляет собой равносторонний треугольник со сторонами по 180 метров и высотой 25 метров. Особый интерес привлекают фасады здания с криволинейными стеклянными панелями, растянувшимися во всю высоту комплекса. Это потрясающее здание играет важнейшую роль в формировании образа современной Барселоны.

10. Архитектурный комплекс "Город искусств и наук" в Валенсии

Оперный театр

Научный музей

Кинотеатр IMAX, планетарий и театр лазерных постановок

"Город искусств и наук" - поражающий воображение архитектурный комплекс из пяти сооружений, которые находятся на осушенном дне реки Турия в курортном городе Валенсия. Идея и общая концепция комплекса принадлежит легендарному архитектору, родившемуся в этом городе, Сантьяго Калатраве . Осуществление столь масштабного проекта длилось в период с 1996 по 2005 гг.

В состав комплекса "Город искусств и наук" входят: оперный театр, кинотеатр IMAX, планетарий, садовая галерея, научный музей и океанографический парк на открытом воздухе. Этот ансамбль - один из самых ярких и неординарных шедевров современной архитектуры как Испании, так и всего мира.

11. Деловой комплекс "4 башни" в Мадриде

В состав делового комплекса "4 башни" входят 4 самых высоких здания Испании: 225-метровая "Космическая башня", 236-метровая башня "Сасир-Вальеэрмосо", 249-меировая "теклянная башня барона Нормана Фостера" и, наконец, самая высокая, 250-метровая башня "Каха Мадрид".

Все 4 здания были возведены в испанской столице в период с 1999 по 2005 гг. Площадь, окруженная этими гигантами, стала центром притяжения как горожан, так и бизнесменов со всего мира, совершающих деловые визиты в столицу Королевства Испании.

12. Жилой комплекс Edificio Mirador в Мадриде



Жилой комплекс Edificio Mirador высотой 63 метра (21 этаж) выделяется на фоне стандартной застройки огромным центральным отверстием, которое является своего рода балконом общего пользования с потрясающим по красоте садом и чарующими видами на местные окрестности. Также огромная дыра несет функцию безопасности - в случае террористического акта взрывная волна пройдет сквозь огромное отверстие.

13. Штаб-квартира компании по переработке природного газа Gas Natural в Барселоне

Расположенная в районе Ла Барселонетта с преобладающей малоэтажной застройкой башня весьма гармонично вписывается в окружающий ландшафт. Главной особенностью этого стеклянного гиганта являются сильно выступающие консоли. Они увеличивают полезную площадь здания и формируют его неповторимый облик. Стоит признать, что у большинства людей сложилось крайне неоднозначное отношению к этому небоскребу.

14. Дворец конгрессов и Аудитория Курсааль в Сан-Себастьяне

Архитектурный комплекс зданий, находящийся в городе Сан-Себастьян, состоит из двух огромных призм - большого зрительного зала, а также многоцелевых и выставочных.

Дворец конгрессов был построен по проекту испанца Рафаэля Монео и открылся в 1999 году. Концертный зал, вмещающий около 2 тысяч зрителей, служит также местом проведения крупнейшего международного кинофестиваля. На разных уровнях архитектурного ансамбля располагаются открытые террасы с потрясающими видами на пляж Сурриола и устье реки Урумея.

15. Комплекс Metropol Parasol в Севилье

Невероятный комплекс Метрополь Парасоль, расположенный в средневековой части Севильи – это самая масштабная в мире архитектурная конструкция из дерева.

В состав столь масштабного объекта входят фермерский рынок, несколько ресторанов и баров и археологический музей, в котором представлены настоящие археологические раскопки. Главной фишкой Metropol Parasol считаются дорожки для пешеходов и смотровые площадки на крыше, откуда открывается потрясающая панорама столицы Андалусии.

16. Музей современного искусства Кастильи в Леоне

Музей современного искусства Кастильи был построен в 2005 году в Леоне. Главной целью этого культурного заведения является постоянное пополнение и хранение произведений искусства, созданных не ранее 1992 года.

Музей получил международное призвание и даже был отмечен американским изданием The New York Times как "один из самых удивительных и смелых музеев, кардинально изменивший современный облик Кастильи". Безусловно, этот музей считается главной достопримечательностью Леона.

17. Культурный центр Оскара Нимейера в Авилесе

Строительство огромного культурного центра, объединяющего в себе всевозможные выставочные павильоны, смотровую платформу, музыкальный центр, театральную сцену, кинозалы, танцплощадки и многое другое, было завершено в 2010 году. Автором проекта выступил бразильский зодчий Оскар Нимейер .

С появлением этого крупного многофункционального комплекса, главный промышленный город автономной провинции Астурии превратился в самый настоящий культурный центр, привлекающий сотни туристов со всего мира.

18. Отель Porta Fira в Барселоне

Эффектная башня отеля Porta Fira, расположенная в столице Каталонии, была спроектирована известнейшим японским архитектором Тойо Ито и построена в 2009 году.

Туристов и местных жителей поражает органическая форма башни и невероятная фактура ее фасадов, являющаяся следствием использования алюминиевых труб красного цвета. Именно эти металлические элементы придают стенам отеля эффект колебания и служат в качестве жалюзи. Башня Porta Fira считается одним из главных шедевров деконструктивизма в мире.

19. Отель Puerta America в Мадриде

Отель Puerta America, расположенный в столице Испании - это совершенно беспрецедентное явление в истории архитектуры, ведь в его создании одновременно принимали участие 19 известнейших архитекторов со всего мира, буквально поделивших между собой весь гостиничный комплекс по этажам. Среди принимавших участие в столь необычном эксперименте - Заха Хадид, Норман Фостер, Жан Нувель, Дэвид Чипперфилд, Арата Исодзаки и многие другие.

20. Башни-близнецы "Ворота Европы" в Мадриде

Строительство второго по высоте объекта Испании, комплекса из двух одинаковых 114-метровых башен в Мадриде, было завершено в 1994 году. Эти наклоненные друг к другу под углом в 15° небоскребы являются первыми в мире наклоненными небоскребами.

21. Больница имени короля Испании Хуана Карлоса в Мадриде

Больница, построенная в 2012 году в городке Мостолес (автономное сообщество Мадрид - Ред.) - первое медицинское учреждение Испании, названное в честь короля. Автор проекта Рафаэль де Ла-Хоза представил на суд общества новый тип больницы, базирующийся на трех основных принципах: максимальной эффективности, свете и тишине.

Комплекс больницы представляет собой две небольшие башни, находящиеся на прямоугольном стилобате (общий цокольный этаж - Ред.) . На большинстве этажах расположены атриумы (открытые пространства внутри здания - Ред.). Перемещение внутри больницы осуществляется по кольцевым галереям и лифтам. Фактически, стилобат играет роль больницы, а небольшие башни - это поликлиника.

22. Оперный театр Tenerife Auditorium в Тенерифе

Одно из самых узнаваемых зданий Испании, оперный театр Tenerife Auditorium - результат творческого процесса Сантьяго Калатравы . Строительство одного из самых значительных и известных произведений современной архитектуры было завершено в 2003 году.

Масштабы этого здания просто поражают воображение - одна только крыша достигает 100 метров в длину и весит порядка 350 тонн. Здание театра включает в себя два зала - органный (1 616 мест) и камерный (424 места). Любопытно, что войти в помещение театра можно с двух сторон. Также Tenerife Auditorium предоставляет своим посетителям возможность провести время в гармонии с природой на специальных террасах с видами на море.

23. Студенческое общежитие-жилой дом в Гандии

Уникальной объект, расположенный в небольшом городке близ Валенсии, служит сразу двум целям: является общежитием для студентов местного университета и социальным жильем. В состав комплекса входят 102 помещения для молодых студентов, 40 квартир для пенсионеров и общественный центр. Одним из важнейших принципов при создании этого общежития стала организация общественных пространств, способствующих улучшению коммуникации и взаимодействия жильцов.

24. Музей Гугенхайма в Бильбао

Музей Гугенхайма в Бильбао представляет собой огромное выставочное пространство из каменных, стеклянных и титановых нагромождений, повторяющее контуры реки Нервион. Так как проектирование и строительство этого огромного комплекса в Бильбао мало освещалось в прессе, то открытие здания в 1997 году вызвало взрыв восторга как у местного населения, так и у истинных ценителей искусства. Именно это невероятное здание возвело своего автора, американского архитектора Фрэнка Гери , в ранг великих архитекторов современности.

25. Олимпийский павильон "Рыба" в Барселоне

Уникальная скульптура золотой рыбы - еще один испанский шедевр Фэнка Гери , возведенный на побережье Барселоны специально для Олимпийских игр 1992 года. Эта конструкция из позолоченной стальной сетки, стекла и камня в свое время стала настоящим технологическим прорывом в области архитектуры. Интересно отметить, что при создании модели будущего павильона Гери впервые использовал программу трехмерного моделирования самолетов.

В первой половине XVII века в испанской архитектуре наблюдается борьба новых зарождающихся тенденций с традициями прошлого столетия. Так называемый эрререск, или безорнаментальный стиль, господствовавший в XVI веке, перестаёт соответствовать требованиям того времени. На его место постепенно встаёт причудливая декоративность со своими непредсказуемыми эффектами, которая была выражена в новом для Испании архитектурным стиле – барокко.

Таким образом, начало XVII века демонстрирует нам сочетание безорнаметального стиля с декоративным барокко. На примере архитектора Хуана Гомеса де Моры, построившего церковь Иезуитской коллегии в Саламанке (1617 г.), видно, что это здание повторяет тип известного итальянского храма Джезу. Появляется большее стремление к свободе и декоративности, на фоне общей сдержанности форм.

Сдержанное барокко проявляется также в здании собора Сан Исидро Эль Реаль в Мадриде (1626-1651 гг.). Архитектор – фра Франсиско Баутиста. Фасад здания завершают две башни, надстроенные по углам. Композицию дополняют полуколонны и раскрепованный антаблемент.

Другим примером подобной борьбы стал собор Нуэстра Сеньора дель Пилар в Сарагосе (1677 г.). Его построил выдающийся архитектор Франсиско Эррера Младший.

Алонсо Капо, являясь по призванию живописцем, проектирует фасад собора в городе Гранаде. В композицию фасада вводится триумфальная арка с тремя пролётами. Вертикальная устремлённость сочетается с плоскими пилястрами. Округлость аркады повторяется в окнах и медальонах. Архитектор выносит карниз далеко вперёд, внося новый ритм в постройку. Эту постройку можно считать целиком барочной не без самобытных элементов, внесённых самим художником.

Наиболее полно испанское барокко раскрыло себя в конце XVII – середине XVIII вв. Это время принесло большое количество новых построек, а также многие старые здания были перестроены. Распространённым типом здания стала культовая постройка. Она отличалась особой театральностью фасадов и таинственностью интерьеров.

Архитектура этого периода носит название семейства архитекторов Чурригера и именуется чурригереск. Особо выделялся Хосе Чурригера, несмотря на то, что его постройки всё ещё несут определённую сдержанность. Его стиль прост, лишенный динамической пластики. Но, при этом, большое внимание уделяется декору. Скульптура, таким образом, начинает доминировать над архитектурой.

Испанские здания начинают терять свою монументальность. Это можно увидеть у Педро де Риберы. Строил дворцы, церкви, общественные здания, фонтаны и арки. Его концепция заключалась в разработке декоративного украшения того или иного архитектурного элемента в постройке. Он противопоставляет декоративность плоскости стены. Это видно в фасаде приюта для престарелых в Мадриде (1722 г.), где входной портал особенно перегружен барочными декорациями. Такие тенденции проводили к упадку архитектуры.

Он особенно сильно проявил себя в работе Нарсиса Томе. Построил Капеллу собора в Толедо. Она отличается глубокой иллюзорностью и барочной нарядностью.

Испанская архитектура, помимо чуригереска, вмещала в себе и мавританские влияния, черты заокеанской архитектуры. Ещё более театрализация выражена в семинарии Сан Тельмо (Леонардо де Фигероа) и соборе в Мурсии (Хаиме Борт). Ещё более роскошные церковные интерьеры говорят о полном господстве стиля барокко. Архитекторы Мануэль Васкес и Луис де Аревало дают пример разыгравшейся барочной фантазии в интерьерах монастя Мирафлорес в Гранаде. Здесь декоративность окончательно вытесняет организующий контекст архитектуры.

Светская архитектура также терпит упадок. Дворец Дос Агуас в Валенсии (Ипполо Равир) является ярким тому примером. Портал сработан без применения архитектурных деталей. Он выстроен из скульптурных элементов, подхваченных в одном едином движении.

В испанском городе Сант Яго архитектура развивалась по особенному пути. Главным представителем был Фернандо Касас де Нувоа. Его постройка – фасад собора в Сант Яго. Применение гранита привело к более суровым формам собора. Тем не менее, пышность барокко и здесь дала знать о себе в виде сложного трёхчастного портала и двух башен, увенчавших фасад.